USD 97.2568

+0.24

EUR 106.0844

+0.41

Brent 74.12

-0.37

Природный газ 2.365

-0.01

3 мин
388

Нефть, изменившая Арктику

Нефть, изменившая Арктику

В мае Россия во второй раз возглавит Арктический совет. Учитывая возросший интерес к региону и изменившиеся политические реалии, на втором сроке придется приложить больше усилий, чтобы просто сохранить status quo.

Из-за климатических особенностей Арктический регион долго оставался малопривлекательным для развития там бизнес-проектов. Он манил романтиков, молодежь, стремящуюся заработать «северные» деньги, и промышленников, занятых рыбным промыслом. Этих инициатив было недостаточно, чтобы построить инфраструктуру, запустить социальные проекты для местного населения и интегрировать его в общий жизненный уклад страны. Поэтому, несмотря на то что Север притягивал людей с Большой земли, он так и не стал органичной частью ни Российской империи, ни СССР. И так и остался бы он лежать за семидесятой параллелью призрачным краем из рассказов моряков-первооткрывателей, если бы не обнаруженные в недрах его вечномерзлой земли углеводороды.

Россия, имеющая самую протяженную границу вдоль побережья северных морей, первой в 30-х гг. XX в. начала поиски нефти и газа в Арктике, а в 70-х гг. А.А. Трофимук и И.С. Грамберг дали первые оценки ресурсной базы углеводородов в регионе.

Сегодня в Российской Арктической зоне производится более 10 % ВВП и 20 % экспорта страны. Здесь не только сосредоточены колоссальные запасы нефти и газа, регион перспективен с точки зрения открытия крупных месторождений.

Неудивительно, что он начал привлекать завистливые взгляды соседей, желающих приобщиться к этим богатствам. Более 20 стран (в том числе не только имеющих непосредственные границы с регионом) претендуют на делимитированные территории в центральной части Северного Ледовитого океана, и эти претензии становятся предметом международных споров.

Россия вынуждена защищать территории, которые считает своими, и наращивает в регионе военное присутствие. Три года назад 90 из 125 млрд рублей, выделенных государством на развитие Арктики, пришлось на долю Минобороны РФ. Страны НАТО видят в этом исключительно угрозу. В 2020 г. страны Альянса провели учения в Баренцевом море, в которых участвовала военная техника США, Великобритании, Норвегии и Дании. Последняя выделила 244 млн долл. США на «существенное укрепление» своего военного присутствия в Арктике.

Милитаризация региона сказывается и на местном населении, жизнь которого не становится лучше, несмотря на существенные инвестиции в развитие Арктики.

«Посреди ничего появляются КПП, а на берегу моря пограничники штрафуют местных жителей за ловлю рыбы», – пишет Newsru.com. «В таймырских поселках под Дудинкой каждая семья в год вручную перебирает до 10 тонн угля», – пишет «Новая газета». Ликвидируются правовые организации, защищающие интересы коренных народов в конфликтах с нефтяниками.

Однако потенциал запасов объемом в 90 млрд барр. нефти и 47,3 трлн м3 газа (по оценкам USGS), вероятно, должен заставлять считать эти меры оправданными. За последние годы в северных морях было открыто несколько крупных месторождений. Но обнаруженные бассейны, по признаниям экспертов, мало изучены и требуют технологий для дальнейшей геологоразведки и последующей разработки.

«Геологоразведка на шельфе сегодня находится на начальном этапе развития, поскольку современные технологии пока не позволяют проводить бурение на больших глубинах в сложных климатических условиях», – отмечает академик А. Мастепанов.

А профессор Ю. Ампилов утверждает, что «для большинства обширных арктических акваторий, включающих такие моря, как Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, в мировой практике отсутствуют апробированные технологические решения для морской добычи». Несмотря на это, на ГРР и освоение арктического шельфа выдаются лицензии.

Сегодня в регионе базируются крупнейшие российские проекты, и все они требуют особенного подхода. В Арктике вообще все становится особенным: утверждаются специальные правила, вводится система особого налогообложения, изменяется законодательство, для арктических проектов строятся специальные суда, разрабатываются специальные материалы и техника. Работать в Арктике становится модно и престижно, это показатель статуса и возможностей. Все это превращает Арктику в один из самых привлекательных объектов для инвестирования.

Арктика считается ключевым драйвером развития за счет углеводородного потенциала, сосредоточенного преимущественно на шельфе. Под добычные проекты выделяются огромные субсидии и разрабатываются долгосрочные программы. Однако все это имеет смысл, пока цена на нефть держится на относительно приемлемом уровне. Но ключевой мировой тенденцией становится сокращение углеродного следа. Делая ставку на развитие Арктики как нефтегазодобывающего региона, через пару десятилетий мы рискуем найти ее в том состоянии, которое имеем сегодня в забытых, но некогда активно развивающихся городках-портах советских времен, как Амдерма. Арктика, с ее пока во многом нетронутой природой, могла бы стать площадкой для развития ультрасовременных экологичных технологий, востребованных в будущем.




Статья «Нефть, изменившая Арктику» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№2, Февраль 2021)

Авторы:
667500Код PHP *">
Читайте также