Минпромторг и Минэнерго создало рабочую группу по вопросам импортозамещения. Результатом ее работы должен стать 60-процентный уровень оснащенности предприятий ОПК российским технологическим оборудованием. По словам возглавившего ее Д.Мантурова, проблема в том, что нет обратной связи и полной информации о нуждах потенциальных заказчиков у отечественных промышленников. Думается, что это не единственная проблема.
На волне всеобщей ажитации даже СМИ не захотели занимать исключительно обсервационную позицию. Так, ВГТРК, в связи с санкциями, планирует заменить импортное телеоборудование и программное обеспечение на отечественное.
Но возможности заменить видеокамеры, микрофоны и звуковые пульты пока нет, поэтому медиахолдинг предлагает зарубежным компаниям открывать в России СП.
Поддержать отечественного производителя решило и МЧС, отказавшись от закупок пожарной и спасательной техники за рубежом. Вот уж с чего точно не надо бы начинать поднимать отечественную промышленность, так это с чрезвычайных ситуаций, где от надежности и скорости техники зависит человеческая жизнь.
Но многие эксперты не согласны с нашим скепсисом и утверждают, что не все в российской промышленности безнадежно. Например, у отечественного станкопрома есть технологические разработки. А самые большие оптимисты видят в скромных российских экзерсисах не просто продукты, способные заменить импортные аналоги, а разработки, которые будут конкурировать на зарубежных рынках.
При этом, правда, не стоит забывать, что путь от лаборатории до промплощадки может занять не один год.
С целью все того же импортозамещения в сентябре 2014 г. была предпринята попытка консолидировать отрасль нефтегазового машиностроения путем создания Национальной инжиниринговой сервисной компании. Это должно было открыть доступ на внутренний рынок заказов с объемом свыше 200 млрд рублей.
В результате нефтесервис удалось консолидировать только по части геологоразведки. А такие технологически сложные отрасли, как, например, бурение по-прежнему удается продвигать лишь при помощи западных компаний.
Но зарубежные сервисные компании сегодня уходят с российского рынка, что заставляет ускорить темпы импортозамещения в этом сегменте. Учитывая, что нефтесервис – высокотехнологичная отрасль, сделать это быстро не получится.
Еще одна проблема, с которой придется столкнуться – это сознание потребителя, который привык думать, что лучшее оборудование это то, на котором написано: «made in Germany» или «made in Japan», но никак не «произведено в Тобольске». Поэтому государству, очевидно, придется простимулировать не только производителей оборудования, но и его потребителей.
Если учитывать изношенность мощностей, то на развитие импортозамещающих производств может уйти гораздо больше прогнозируемых 2-3 лет. Но, не смотря на то, что уже в 2015 г. ожидают существенного сокращения импорта, (что не обязательно повлечет рост отечественного производств) ситуация для развития импортозамещения, безусловно, удачная.
Странно, только то, что в полной мере вопросом импортозамещения обеспокоились только в результате санкций. Это как раз та ситуация, про которую говорят: «гром не грянет, мужик не перекрестится», но, как утверждает тот же фольклор «не было бы счастья, да несчастье помогло». Понимание, что на сырой нефти далеко не уедешь, хоть и с заметным опозданием, но все же пришло и начало воплощаться в реальных действиях.