Стратегия, которая вот уже полтора года как должна задавать тон развития энергетической отрасли, снова не была утверждена.
За это время в стране и мире произошли изменения, предугадать которые невозможно. Стрессовые условия, в которых оказалась российская экономика требуют некой антистрессовой программы. Стратегия-2035 не годится на эту роль не в первоначальном виде (под именем Стратегия-2030) не в постоянно меняющихся и дополняющихся вариантах.
Но, возможно, это и не основная ее задача. А в чем основная?
17 марта, при обсуждении документа, Д. Медведев, на уровне откровения, заявил: Энергостратегия РФ должна исходить из необходимости повышения собственной конкурентоспособности и эффективности.
Не вдаваясь в подробности, из чего в таком случае исходила предыдущая Стратегия 2009 г и предшествующий ей т.н. План, отметим, что нынешний проект сильно изменился. В частности, в Минэнерго ожидают снижения добычи нефти на 2% через пять лет и на 10% к 2035 г. Не смотря на это экспорт нефти, по мнению разработчиков, должен возрасти на 15-17%, произойдет это за счет сокращения первичной нефтепереработки внутри страны по итогам налогового маневра в отрасли. Зато более глубокая нефтепереработка приведет к увеличению производства бензина и дизтоплива.
Сегодня нужно не просто выходить из кризиса, а преодолевать многолетнее технологическое отставание. Видимо это карма России - вечное промышленное форсирование. В фолиантах истории нашей страны содержится не мало примеров того, как самоотверженный русский народ поднимал народное хозяйство. Но что-то заставляет усомниться, что сегодня мы способны на тот же подвиг. Да и исторические условия несколько изменились, не говоря уже о подходах.
Подчеркнув, что проект требует доработки, Д.Медведев отметил, что «что у нас скорее начало работы, чем ее завершение… Осенью будет окончательное обсуждение, мы, может, еще раз соберемся и затем на заседании правительства примем в окончательном варианте этот документ. Так что время у нас еще есть". Принять стратегию должны были еще полтора года назад, при таком подходе о преодолении отставания говорить сложно. Но дорабатывать документ действительно необходимо. Как минимум хорошо было бы избавить его от элементов фантазийного планирования.
Согласно концепции, доля импорта в ТЭК РФ к 2035 г. должна составлять не более 10%.
При этом совершенно неясно, откуда вдруг возьмутся 90% отечественных материалов и оборудования, учитывая отсутствие тех же самых технологий, катастрофически устаревшие основные фонды и кадровую проблему, как в отраслевой науке, так и на производстве. Нефтяные мейджеры в один голос заявляют, что налоговая политика не стимулирует вложение инвестиций в добычу и развитие новых технологий. Кроме того, государство недостаточно участвует в реализации инфраструктурных проектов.
В целом, с обозначенными постулатами Стратегии хочется согласиться. Но, к сожалению, озвученные премьером прописные истины вовсе не гарантирует их исполнение. Особенно учитывая сроки реализации и, по сути, отсутствие ответственных за исполнение (и неисполнение) органов.
Импортозамещающее производство и автономная промышленность - те столпы, на которых основывается сильная экономика и мощь любого государства. Но мы живем в глобализованном мире, где намного больше пользы может принести принцип международного разделения труда. И все, что необходимо для взаимовыгодного сотрудничества - это нормальные добрососедские отношения, которые значительно дешевле и экономически выгоднее гонки технологического вооружения.