В прошлом году правительство увеличило НДПИ и снизило экспортную пошлину на нефть. Предложение Минфина в течении трех лет снижать пошлину на 2-3% в год рассчитано на то, чтобы за три года пополнить бюджет примерно на 170 млрд. руб. Кроме того, так называемый налоговый маневр, имеет и более глобальную цель – снизить зависимость российского бюджета от экспортных пошлин.
Увы, идея не сработала. НДПИ уменьшатся на 1,4 трлн рублей, а пошлина вырастет лишь на 800 млрд. т.е. бюджет лишится 600 млрд рублей.
Экспортная пошлина - основная налоговая нагрузка для нефтяных компаний. Традиционно, финансовый уклад этих компаний сложился таким образом, что поддерживать добычу и развивать новые проекты возможно лишь при очень высоких ценах на нефть. Когда цена становится ниже 70 долл за баррель прибыль компании только-только покрывает расходы. Соответственно, ни о каких новых инвестиционных проектах, развитии и даже добычи в сложных условиях или на новых месторождениях речи идти не может. В результате возникает угроза снижения добычи, а значит и поступления налогов.
И уж что выглядит совершенно непривлекательным для нефтяных компаний в такие периоды, это развитие нефтепереработки, которая и в лучшие времена считается не самым лакомым кусочком. Поэтому то, что компании перестанут вкладывать средства в нефтепереработку, сомнений не вызывает, а значит сократится и экспорт нефтепродуктов. Согласно пессимистичному прогнозу Минэнерго экспорт может упасть почти на половину, правда, по оптимистичному сценарию он сократится всего на 10%. И произойдет это по причине того, что нефтяные компании начнут пересматривать инвестпроекты в нефтепереработку из-за влияния налогового маневра.
Еще одна миссия налогового маневра – сокращение налогового субсидирования переработки за счет добычи. Бюджет формируется, главным образом, из налога на добычу и экспорт. Раньше добыча, по сути, финансировала неэффективные НПЗ, но маневр призван перекроить ситуацию.
Налоговыми передвижками недовольны и сами нефтяники. Еще осенью И. Сечин предложил В. Путину отменить налоговый маневр. ЛУКОЙЛ, Газпром нефть и ТАИФ обратились в ФАС с просьбой отсрочить сроки модернизации нефтеперерабатывающих заводов. А все дело в том, что маневр направлен на рост маржи добычи нефти, но снижает маржу нефтепереработки, особенно пострадают заводы с низкой глубиной переработки. Нерентабельными станут 6 крупных НПЗ. Четыре из них это Ачинский, Комсомольский, Рязанский, и Саратовский - заводы Роснефти. Т.е. под ударом окажутся заводы, на которых не успели ввести новые мощности, повышающие глубину переработки нефти. И теперь Минэнерго и Минфин обсуждают возможность поддержки таких заводов. И, конечно, государство, должно участвовать в развитии таких необходимых отраслей народного хозяйства, но, когда это заводы богатейшей компании страны, такие субсидии, как и сам факт их недомодернизированности, выглядят абсурдно.
Возникает вопрос: как скажется налоговое нововведение на экономике страны, если оно стимулирует ВИНКи наращивать экспорт нефти, а бензин и дизтопливо, производство которых не дотягивает до уровня периода перестройки, будут производиться в еще меньших объемах.