USD 102.9979

+0.09

EUR 108.3444

-0.36

Brent 73.66

+0.42

Природный газ 3.375

0

2 мин
45

Дружба дружбой, а нефть - врозь

Дружба дружбой, а нефть - врозь

5 июня генеральный секретарь ОПЕК А.С.аль-Бадри заявил, что организация не возражает против присоединения к ней новых членов, в частности России. В дискуссионной плоскости этот вопрос поднимается не впервые и представители России неоднократно заявляли, что не против присутствия, но только в качестве наблюдателей.

С момента своего образования в 1960 г. картель преследовал только одну цель - контроль над ценами посредством координации политики нефтедобычи своих членов-государств.

Еще некоторое время назад ОПЕК контролировал 40% продаваемой нефти, сегодня эта цифра сократилась до 32%. Говорить о мега-влиянии организации тоже не приходится, ведь ценообразование в большей степени зависит от финансовых рынков, где торгуют не живой нефтью, а фьючерсами. Поэтому можно смело говорить, что свое влияние организация значительно утратила и сильно заинтересована в его возвращении за счет новых членов, особенно таких лидеров рынка, как Россия. Но какая польза от такого союза для самой России?

Механизм регулирования цен на нефть странами ОПЕК заключается в установлении квот на добычу нефти. Надо увеличить цену – выключают станки-качалки и уменьшают добычу. Надо снизить цену – включают качалки. В такой системе для России состоит первая трудность, т.к. нефтедобыча в нашей стране сильно отличается от той, что существует в странах, входящих в картель.

Но это не единственная и не главная загвоздка. Зависимость России от экспорта энергоресурсов столь колоссальна, что сокращение добычи приведет к существенному сокращению поступлений в казну. При этом Россия потеряет часть своих рынков сбыта и, как следствие, репутацию надежного поставщика. А вернуть потребителя будет крайне сложно, ведь НПЗ вынуждены будут переориентироваться на другие типы нефти.

В не меньшей, чем Россия, зависимости от нефтяных доходов находятся и страны, входящие в ОПЕК. Как и в России экспорт нефти определяет их внутриэкономическую составляющую и формирует бюджет. Но, когда в конце прошлого года цены на нефть упали, такого кризиса, как в России не произошло нигде. Видимо, до подобных альянсов мы еще не доросли, потому что надо научиться жить при реальных ценах на нефть, а не рассчитывать, что они вот-вот вырастут еще. Члены ОПЕК тоже хотели бы продавать нефть по высокой цене, но вынуждены жертвовать «хочу» в пользу «надо». В результате рынок для них становится стабильным и предсказуемым. Прогнозируемость рынка не повредила бы и России, где за падением цены на энергоресурсы зачастую следуют рукотворные кризисы.

Основная задача России сегодня это сохранить высокие цены на нефть, не прибегая к снижению добычи. Чтобы скорректировать цену на мировом рынке Россия должна сократить добычу даже не на треть, как утверждалось ранее, а на две трети, тогда, как подсчитали эксперты, нефтяная промышленность не сможет покрыть дефицит и цена на нефть значительно вырастет. Но Россия при этом будет продавать меньше и поступления в бюджет тоже будут меньше.

Присоединение России к ОПЕК сделает маневры картеля более существенными. Общий объем будет превышать 40% мирового рынка.

В целом, ситуация получается, как с ВТО: экономическая польза ровна нулю (а местами даже уходит в минус), но равноправие повышает комфортность присутствия на новых (хоть и не нужных) рынках. На данный момент самый крупный производитель нефти в ОПЕК – прозападно настроенная Саудовская Аравия. Эксперты полагают, что присоединение России разобьет организацию на два политических лагеря. Поэтому, не смотря на экономическую непривлекательность, вопрос вступления России в ОПЕК не выглядит однозначным. Ведь в условиях обостренных отношений с Западным миром, членство России в нефтяном альянсе, в отдаленной перспективе, может стать политическим ходом.



Статья «Дружба дружбой, а нефть - врозь » опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№6, Июнь 2015)

Авторы:
Комментарии

Читайте также