Переход на Eвро-5 все-таки решили отложить. Из‑за падения цен на нефть и налогового маневра компаниям стало невыгодно модернизировать свои мощности. С соответствующими письмами Лукойл, Газпром нефть и ТАИФ обратились в ФАС. Нефтяные компании попросили перенести модернизацию 14 установок с 2015 г., как предусматривалось четырехсторонним соглашением, на 2016 – 2020 гг. История для России не нова, то же самое было и при переходе на Eвро-4.
С 2011 по 2014 г. нефтяные компании инвестировали в модернизацию НПЗ 823 млрд руб. В 2012 г. вложения
составили 200 млрд. руб., в строй были введены 15 новых установок. В прошлом году на обновление фондов потратили 299 млрд руб., на которые запустили 13 производственных установок, в 2015 г. планировалось запустить 19.
В течение всего этого времени новостные ленты пестрили заголовками о модернизации НПЗ, вводах новых мощностей и увеличении тоннажа высокооктановых бензинов. Одни компании, как, например, Роснефть, прямо заявляли, что для запланированного перехода на Eвро-5 все готово. О неизменности своих планов говорила Газпром нефть. Другие, как Лукойл, переоборудовали свои заводы и перешли на новое топливо даже раньше намеченного срока.
Что же произошло? Почему и эти компании выступили инициаторами переноса соглашения? Изначально власти планировали ввести в эксплуатацию 74 установки вторичной переработки нефти. Но за четыре с половиной года заработали только 53. Среди главных причин отставания от графика Д. Медведев назвал (естественно) непростую экономическую ситуацию.
Несмотря на оптимистичные заявления, с начала года Роснефть просила у ФНБ деньги на инвестпроеты.
Тогда А. Дворкович справедливо заявлял, что первостепенной задачей в плане инвестиций для компании должна являться модернизация НПЗ.
Постепенно у отраслевых ведомств стали возникать опасения, что не все компании успеют закончить
модернизацию заводов к концу года, и это приведет к дефициту бензина на рынке. Но Лукойл и Роснефть
заверили, что дефицита они не допустят. Вслед за министерствами аналогичные мысли выражают и аналитики, говоря, что для модернизации перерабатывающих мощностей сейчас не самый удачный момент.
Позволим себе не согласиться с такими заявлениями. Конечно, макроэкономические события поставили
отрасль в ситуацию, когда даже мейджеры рынка не могут позволить себе лишние инвестиции. Возможно, вопрос в том, что считать «лишним».
Мы сейчас не говорим о экологической составляющей вопроса, соблюдение сроков соглашения тоже не
первоочередной вопрос. Но не стоит забывать, что техническое перевооружение заводов это не только
переход на Eвро-5, это в целом весь второй этап модернизации, который предусматривает более
глубокую нефтепереработку, это этап перехода на другой качественный уровень.
Существует мнение, что дополнительное время на модернизацию позволит внести коррективы в ее осуществление, в частности, использовать не импортное, а российское оборудование. Но так ли это? Российские НИИ не первый год занимаются разработками для нефтегазового сектора, но дальше лабораторий эти разработки не уходят. Почему отечественная наука работает «на склад»? Однажды, в кулуарном разговоре, специалисты конструкторского отдела АвтоВАЗа пожаловались, что на предприятии применяются немецкие конструкционные пластики потому, что с российскими разработчиками работать сложно и долго, хотя такие же самые материалы производят и в нашей стране. Проблема в том, что в России полностью отсутствует посредническое звено между наукой и производством. Это нормально, когда ученый работает в лаборатории, а маркетолог на рынке. У нас же получается, что пока ученый сам не начнет продвигать свою разработку, она не попадет на производство.
Мы неоднократно писали о роли государства в этом процессе и хотим еще раз напомнить, что пока оно
не создаст условия, при которых нефтяные компании должны будут повернуться лицом к науке, ни о каком
импортозамещении не может идти и речь. И сейчас для этого хоть и сложный, но самый подходящий
момент.