Оглядываясь на уходящий год, хочется вспомнить его яркие моменты. Хочется, но не вспоминается. Как-то так произошло, что подводя итоги жизни нефтегазовой отрасли в 2015 году и выискивая самые значимые и яркие события, обнаружилось наличие отсутствия таковых. Практически.
Среди заметных моментов отметим начало строительства 2-й очереди нефтепровода с Новопортовского месторождения, стартовавшую стройку ГТЭС на Восточно-Мессояхском месторождении, получена первая промышленная нефть на Аркутун-Даги проекта Сахалин-1 и первая сланцевая нефть на Южно-Приобском месторождении, пробурены первые скважины на Чаяндинском месторождении, запущено месторождение им. Шпильмана, причем, самим Д. Медведевым. Приятной статистической погрешностью на этом фоне выглядит начало строительства Силы Сибири. Пожалуй, всё. Список достижений года мог бы оказаться более внушительным, если бы ряд запланированных проектов не нивелировался экономической турбулентностью.
В числе несостоявшихся значимых событий - переход на Евро-5 во всероссийском масштабе. Ряд компаний не успели прокачать свои НПЗ, как предполагалось четырехсторонним соглашением, и обратились в соответствующие министерства с заявлением об отсрочке, которую и получили на неопределенное время.
Вторыми в списке можно поставить неосвоенные шельфовые месторождения. Роснефть, Газпром и НОВАТЭК пожаловались на возросшие затраты на добычу и попросили Роснедра актуализировать лицензии на другие сроки, т.е. на 2023 и 2024 гг.
А в конце года список антисобытий пополнил «Турецкий поток», на котором поставили жирный знак вопроса. И не только на нем. Одновременно под этот же знак попали и другие, связанные с Турцией проекты.
Всеобщий бактун пока не наступил, но кейс никак не разряжается.
Аналитики начали подсчитывать возможные убытки, связанные с консервированием русско-турецких отношений. Вспомнили и возможный запрет снабжения нашей военной базы в Сирии через Босфор, и возможный отказ Турции от строительства атомной станции в Аккую, в которую уже вложили несколько миллиардов долларов, и отказ от Турецкого потока, что поставит Россию в зависимость от украинской ГТС и многое другое.
С тех пор, как Россия перестала претендовать на турецкие проливы, между странами нашлось столько точек взаимно интересного соприкосновения, что ссориться ни нам, ни им совершенно не выгодно.
Эрдоган оправдывался, будто «Турция не знала, что сбитый ей самолет принадлежал России и отметил, что Анкара поступила бы по-иному, если бы знала, чей это самолет». А Лавров заявлял, что «воевать с Турцией мы не собираемся, отношение к турецкому народу не изменилось». Слукавил. Введение санкций на турецкие продукты, отмена безвизового режима и заморозка «Турецкого потока», - что это, как не начало экономической войны? Да и отношения к народу изменилось. Причем молниеносно. В тот же вечер, когда был сбит российский самолет, на центральных телеканалах появились сюжеты о средневековых турках отрубающих головы младенцам. Он-лайновые активисты предлагали штурмовать Стамбул.
Конечно, трудно представить, что у турецких военных заклинило тумблер в голове, в результате чего они перепутали свою территорию с сирийской. И за устроенную провокацию следует потребовать компенсацию. Главное, чтобы она была разумной. Потому что ссора двух бизнес-партнеров всегда выгодна третьим силам. А количество «третьих сил» вокруг России стремительно растет. Такие недружественные отношения с Европой уже привели к тому, что нефтегазовые компании заморозили свои проекты, а перерабатывающие – просят отсрочки в реализации намеченных показателей.