Следуя прошлогодней договоренности о сокращении добычи нефти, страны картеля увлеклись настолько, что к маю 2018 г. соглашение было перевыполнено почти в полтора раза. Снижение предложения привело к повышению цены, обеспокоенные возникшим дисбалансом страны ОПЕК+ договорились нарастить добычу на 1 млн барр в сутки с июля 2018 года. Доля России в этом объеме составит 200 тыс. барр.
Чего следует ожидать от этого решения? Мнения экспертов на этот счет неоднозначны.
Оптимисты считают, что добывающие страны, входящие в картель, смогут нарастить добычу до уровня, позволяющего избежать некомфортной цены, что благоприятно скажется на рынке в целом и экономике отдельных стран в частности.
Некоторые аналитики дают более пессимистичный прогноз, полагая, что потолок добычи ограничится 600 тыс. барр в сутки, что неизбежно приведет к дефициту. И эти опасения не безосновательны.
Во-первых, далеко не все страны смогут увеличить производство. Так, в Венесуэле добыча упала чуть ли не в половину (до 40 %) инвесторы уходят из страны, а экономический кризис продолжает нарастать. Из-за снижения инвестиций упала добыча и в Анголе. В Ливии были разрушены два экспортных терминала, что не только привело к сокращению добычи, но и негативно скажется на экспортных возможностях в перспективе. Не стоит забывать о падении добычи в Канаде: в результате аварии на нефтепромышленном комплексе в провинции Альберта рынок потерял 350 тыс. барр.
Во-вторых, США пытаются вывести с рынка одного из сильных игроков – Иран. Под угрозой почти физических увещеваний Штаты пытаются уговорить союзников отказаться от импорта иранской нефти уже к ноябрю этого года. Союзникам не хочется отказываться от легкой иранской нефти, добываемой на газовых месторождениях, ведь заводы просто технологически не смогут переориентироваться на другие, более тяжелые сорта. Но если это все же произойдет, потерю почти 2 млн барр рынку будет компенсировать крайне сложно. Саудовская Аравия, на которую возлагают большие надежды в этом вопросе, к ноябрю сможет компенсировать только 1 млн барр.
Кому выгодны новые условия, а кто окажется в проигрыше?
Чем выше цена нефти, тем выгоднее Соединенным Штатам добывать сланцевую нефть, только в июне американские сланцевики добывали 7,18 млн барр в сутки. Но, как говорится, что американцу хорошо, то саудиту – не очень. Поэтому июньская договоренность на руку, в первую очередь, Саудовской Аравии и России, т.е. основным производителям и ключевым инициаторам сделки.
В частности, Россия выигрывает сразу по нескольким показателям: она получит возможность оживить пострадавшие от сокращения добычи отрасли – нефтесервис и строительство, поступления в бюджет положительно скажутся на экономическом росте, а также следует ожидать новый виток инвестиционной активности в разведку и добычу на шельфе. Помимо этого, Россия думает, не присоединиться ли ей к числу наблюдателей ОПЕК. Экономических привилегий это не сулит, но дает хорошую возможность влиять на рынок.
А что же Америка?
В последнее время Д. Трамп обвинял картель в том, что тот установил высокие цены, чтобы «вытягивать деньги из американских кошельков». В то же время он ослаблял санкциями основного противника Саудовской Аравии – Иран, очевидно, ожидая от саудитов ответного реверанса или хотя бы маленького книксена. Ничего этого не произошло. Но может произойти другое: китайцы грозятся повысить на 25 % пошлину на американскую нефть. Если эти заявления не окажутся последним китайским предупреждением, то продавать нефть в Китай США будет совсем невыгодно.
Справедливость требует вспомнить и о других участниках процесса. Так, Ливия, Алжир, Нигерия и другие страны, которые по разным причинам не смогут нарастить добычу, мечтают о высоких ценах на нефть, в то время как Саудовская Аравия обещает покрыть недостаток производства за счет ввода почти половины своих резервов. Таким образом, они оставляют в качестве буфера совсем небольшой задел, что существенно снижает их возможности как регулятора в будущем.