USD 74.1373

0

EUR 89.506

0

BRENT 68.23

0

AИ-92 45.35

0

AИ-95 49.12

-0.02

AИ-98 54.9

-0.01

ДТ 49.28

+0.03

4 мин
30
0

Африка или Арктика?

Африка или Арктика?

В марте контейнеровоз Ever Given сел на мель в Суэцком канале, заблокировав на шесть дней движение по главному транспортному маршруту при перевозке товаров из Азии в Европу. 

В значимости канала для мировой торговли никого убеждать не надо: четверть всей продаваемой в мире нефти, треть контейнерных перевозок и 12 % всех товаров проходят через Суэц. Результатом простоя всего этого добра стало скопление у берегов Египта товара на полсотни миллиардов долларов США. Россия также активно пользуется этим маршрутом: из попавших в блокаду 10 млн барр. нефти четверть принадлежала российским компаниям. 

Относительно того, что стало причиной инцидента, высказываются разные версии. Так, «Новая газета» пишет о серии терактов на нефтяной инфраструктуре Саудовской Аравии, организованной хуситами с целью повлиять на котировки нефти. Череда взрывов, с переменным успехом поднимавших цену на нефть, не имела долгосрочного эффекта, и террористы прибегли к другой тактике – блокировке Суэцкого канала. Среди прочих доказательств в пользу этой версии авторы приводят схему движения застрявшего контейнеровоза при входе в канал с совершенно непечатным содержанием. 

Как бы там ни было, пока суда стояли в пробке, цена на нефть логичным образом выросла, но сразу после ликвидации аварии снова упала. За предыдущий год и азиатские, и европейские страны скопили существенные нефтяные запасы, которые используются, когда нефть стоит дороже привычного, поэтому подобными методами надолго зафиксировать уровень цены не получится. 

С искусственным происхождением ЧП согласны не все. Председатель подкомитета по транспорту и логистике РСПП О. Дунаев видит причину в неэффективности работы службы Суэцкого канала. В пользу этой точки зрения говорит повторение сценария ровно через неделю: 6 апреля танкер Rumford и следующий за ним Minerva Nike тоже сели на мель в Суэцком канале. 

Игнорируя эти доводы, руководство канала настаивает на том, что причиной случившегося стали песчаная буря и ветер. 

Какой бы версии не придерживались эксперты, они правы в том, что прецедент создан и он привлечет внимание к альтернативным маршрутам. Их два – вокруг Африки, что удлинит срок доставки на две недели, и по Северному морскому пути, что сократит время доставки с 45 до 31 суток. 

16 января 2021 г. СПГ-танкер ледового класса Arc7 «Кристоф де Маржери» достиг траверза мыса Дежнева и завершил переход по трассе СМП в восточном направлении без сопровождения ледокола. Это значит, что Арктика становится более доступной. Таяние льдов северных морей открыло массу возможностей для арктических стран. А экономические возможности, как известно, неразрывно связаны с политическими интересами. 

И если Исландия и Финляндия делают ставку на развитие туризма в регионе, то Россия строит планы по добыче углеводородов, а также по активному использованию СМП. Это вызывает зависть и опасения. Поэтому ряд стран, прежде всего США и Великобритания, намерены не допустить Россию к единоличному пользованию торговым маршрутом. В этой монополии они усматривают механизм политического влияния. Но, при прочих равных, никто не склонен подозревать в подобном владельцев Суэцкого канала. 

Сегодня канал принадлежит Египту. Доходы от его использования составляют вторую по объему статью доходов бюджета этой страны после туризма, и манипулировать им в политических целях стране не выгодно. Но история знает случаи, когда канал превращался в орудие военно-политических интересов. Так, в годы мировых войн судоходство регулировала Великобритания, а после национализации канала в июне 1956 г. властями Египта началась недельная война, в ходе которой он был частично разрушен и, как следствие, судоходство стало невозможным в течение года. В 1973 г. во время арабо-израильской войны канал был заминирован и также не мог использоваться. Ничего не предвещает повторения подобного в наши дни, но Ближний Восток – место неспокойное, и недавнее происшествие с Ever Given прямое тому подтверждение. Но ни печальные исторические эпизоды, ни недавние события не ставят под сомнение надежность использования африканского маршрута, в отличие от СМП, регион локации которого становится площадкой для демонстрации достижений военного искусства и технологий. 

В конце марта Россия испытала в Арктике гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», а месяцем ранее вывела на орбиту спутник «Арктика М», официальной целью которого является слежение за климатом и экологической обстановкой в регионе.

США ответили на это запуском программы «Арктический воин», в ходе которой солдаты получают навыки ведения боевых действий в арктических условиях.

О присутствии своего военно-морского флота в Арктике начиная с марта сообщила Великобритания, «чтобы не позволить России и Китаю монополизировать новые торговые маршруты», пишет проф. Клаус Доддс.

Обеспокоенная происходящим Дания на всякий случай увеличила расходы на оборону на 200 млн долларов США.

И как тут не забеспокоиться, когда все арктические соседи вооружаются. Чем быстрее будут таять льды, чем более судоходным будет становиться Северный морской путь, тем выше будет градус политического напряжения в регионе. Очевидно, что через 10–15 лет СМП составит существенную конкуренцию Суэцкому каналу и за контроль над ним придется бороться, будем надеяться, только экономическими методами.

 

Литература

1.      https://novayagazeta.ru/articles/2021/03/27/tanker-kotoryi-smog

2.      https://www.prospectmagazine.co.uk/magazine/the-battle-for-the-arctic


Статья «Африка или Арктика?» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2021)

Авторы:
Читайте также