USD 92.6118

0

EUR 100.217

0

Brent 84.83

-0.73

Природный газ 1.809

+0.16

3 мин
400
0

Нефтегазохимия России

Нефтегазохимия России

Скачки цен на газ в начале осени, вызвавшие остановку работы ряда предприятий, укрепили в умах европейцев мысль о необходимости снижать зависимость от импортируемых источников энергии. В последнее время неурядицы порядком потрепали рынок, это воспринимается как очередное доказательство того, что углеводороды изжили себя в роли главных энергоносителей и необходимо срочно строить дополнительные мощности альтернативной энергогенерации. Это, конечно, решит проблемы, которые порождает волатильность цен на углеводороды (особенно, если удастся избавиться от импортной зависимости поставок лития и кремния, необходимых для строительства объектов ВИЭ).

Но тема зависимостей – не тема данной статьи, да и нужно ли избавляться от всех «зависимостей» в глобализованном обществе с устоявшейся спецификой регионального разделения труда, в мире, где партнерство и умение договориться о взаимовыгодных условиях может дать много больше, чем бесконечное стремление к бессмысленному обособлению.

Возвращаясь к неровной динамике цен на газ, отметим, что подобные встряски заставляют пересмотреть существующие нефтегазовые реалии и определить путь дальнейшего развития. Россия и Европа видят его по-разному.

Европейцы, стремясь к обособлению, под прикрытием заботы об экологии, начинают развивать атомную энергетику. Россия тоже считает этот вид генерации одним из наиболее «чистых», но, все еще обладая огромными запасами нефти и газа, не может отказаться от их использования, а следовательно, видит свою роль в качестве поставщика углеводородов в страны АТР и Ближнего Востока, куда перемещаются нефтепереработка и нефтехимия, а заодно предпринимает робкие шаги по развитию собственных перерабатывающих производств.

В одной из недавних публикаций А. Новак высказал мнение, что «нефтегазохимия становится одним из направлений трансформации нефтегаза». Отраслевые министерства прогнозируют, что в течение ближайших 15 лет мировой спрос на продукцию нефтехимии ежегодно будет увеличиваться на 4 %. Увеличится и доля продуктов нефтегазохимии в структуре потребления нефти и газа. Спрос на базовые полимеры будет расти в течение этого и следующего десятилетия. В частности, в России он увеличится на 40 % к 2030 г.

В условиях падающей добычи, когда основные надежды возлагаются на ТрИЗ, справедливо предполагать, что именно переработка спасет нефтегазовую отрасль. Кроме того, мечта европейцев о декарбонизации заставляет нефтегазовых мейджеров переставлять приоритеты, выдвигая на первый план высокомаржинальные производства.

Сегодня доля российской нефтехимии на мировом рынке едва превышает 2,5 %, в то время как доля в добыче нефти составляет 11 %, а газа – 18 %.

Эксперты отмечают, что нефтегазохимическая отрасль по-прежнему очень зависима от импорта в части оборудования и технологий, что определяет ее низкую конкурентоспособность. Несмотря на высокую маржинальность, учитывая многие риски, российский бизнес неохотно вкладывается в перерабатывающие и химические производства.

Государство предпринимает попытки создать преференции для развития отрасли (осенью прошлого года был введен обратный акциз на этан, прорабатывались меры по введению обратного акциза на пропилен), но происходит это не системно и не добавляет потенциальным инвесторам уверенности. В результате за нефтегазохимические проекты берутся либо только самые крупные нефтехимические компании, либо ВИНКи, диверсифицированное производство которых позволяет нивелировать риски.

Так, среди проектов последних лет можно отметить запуск ЗапСибНефтехима (Сибур), газохимический комплекс в Усть-Луге (Газпром и РусГазДобыча), Амурский ГПЗ (Дочка Газпрома – Газпром переработка Благодвещенск), Обский газохимический комплекс, переориентированный с СПГ на производство аммиака, метанола и водорода (Новатэк) этиленовый комплекс (Нижнекамскнефтехим).

До 2030 года в стране планируется построить комплекс по производству этилена и пропилена на «Газпром нефтехим Салават», ГХК на базе «Ставролена» и комплекс производства этана в Кабардино-Балкарии.

Если проекты будут реализованы в срок, то доля России на мировом нефтехимическом рынке может увеличиться до 7–8 %.

В октябре правительство утвердило перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Одна из них – развитие производств новых материалов. Для этого в 2023–2024 гг. на развитие производства мало- и среднетоннажной химии могут направить 5,5 млрд руб. Ожидается, что выпуск этой продукции увеличится на 24 % к 2024 г., а к 2030 г. – на 70 %.

Кроме того, 12,7 млрд руб. планируют выделить на создание научно-технологического центра «Композитная долина». Эта инвестиция может оказаться наиболее полезной, учитывая, что ориентированная на экспорт крупнотоннажная газохимия развита в нашей стране относительно неплохо, в отличие от конструкционных пластиков и композитов, которые по многим позициям стопроцентно импортируются. А ведь именно малотоннажная химия наиболее привлекательна с точки зрения маржинальности и наиболее необходима для развития сопутствующих отраслей – лакокрасочной, машиностроительной и др.

Номер, который вы держите в руках, посвящен основным тенденциям и технологиям, определяющим сегодняшнее состояние нефтегазохимической отрасли России.



Статья «Нефтегазохимия России» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2021)

Авторы:
Комментарии

Читайте также