USD 93.4419

0

EUR 99.7264

0

Brent 89.48

-0.67

Природный газ 1.728

-0.04

3 мин
91
0

Рынок нефти: конфигурация 2.0

Рынок нефти: конфигурация 2.0

Рынок нефти: конфигурация 2.0

Как и любая система, где все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, нефтяной рынок очень чувствителен даже к незначительным изменениям, а перемены связанные с крупными звеньями способны вызвать эффект сродни цунами, обрушившемуся на приморский городок. Российская нефть многие десятилетия была одним из главных элементов, поддерживающих сложившийся баланс мирового энергообеспечения. Поэтому сейчас, когда на западе опустили шлюзы, нефтяная река изменила свое русло и потоком хлынула на восток. Естественным образом этот процесс вносит изменения во всю рыночную систему и отражается на каждом ее элементе в отдельности.

Потребуется не один год, чтобы новый порядок прижился, чтобы в него вписались все задействованные звенья, а до тех пор неопределенность и непредсказуемость будут основным лейтмотивом рыночной реальности.

Сегодня у аналитиков нет единого представления о том, куда повернет кривая цены на нефть к концу года. Их предположения колеблются в противоположных диапазонах: специалисты Citigroup предвидят обвал до 65 долл за барр к концу текущего года, в Bloomberg предполагают, что при таком развитии событий, к концу следующего года за баррель будут давать 45 долл. В противоположность этому мнению аналитики JPMorgan опасаются, что цена взлетит до 380 долл за барр.

Предположения последних основаны на том, что Россия может сократить объем добычи, ведь западные рынки для нее фактически закрыты и она не упустит возможности насолить бывшим партнерам заоблачными ценами, которые обязательно возникнут, как реакция рынка.

Так оно, возможно, и будет, но пока у России другие планы. Во-первых, внутреннее потребление, поддерживаемое повышенным сезонным спросом на бензин, дает возможность НПЗ, получающим к тому же поддержку по демпферу, активно увеличивать объемы переработки сырья. Во-вторых, бездонный Китай, готов закупать по дешевке столько нефти, сколько Россия может предложить. Внутренний спрос и азиатские потребители помогли нарастить добычу нефти до 9,9 млн барр в сутки и укрепить намерение российских компаний сохранить этот объем добычи на 20 лет. Для этого, конечно, им понадобятся технологии. Как совершенно справедливо отметил г-н Сорокин "тема коэффициента извлечения нефти — это критически важный вопрос, который много лет стоит на повестке, и он менее важным не становится". Много лет этот вопрос оставался вопросом, как и вопрос, касающийся других российских технологий, необходимых для эффективной нефтедобычи на истощенных месторождениях, месторождениях с ТрИЗ или арктических месторождениях.

Где будут искать ответ на этот вопрос не уточняется. Если пофантазировать, то можно предположить, что поможет финансирование науки. Почему бы и нет? Ведь нефтегазовые доходы в июне превысили все ожидания и составили 398 млрд руб., а раз валюту все равно купить нельзя, так почему бы не вложиться в разработки, которые так нужны российской промышленности? Не только добывающей.

Но в реальности, конечно, ориентир экономики на сырьевой экспорт не изменится только из-за того, что основные потоки переориентировались с запада на восток, выдавливая с ее рынка других поставщиков.

Так, традиционно крупнейшим экспортером нефти в Китай была Саудовская Аравия, вынужденная теперь сильно потесниться. Не повезло и экспортерам из Анголы, Габона, Республики Конго, которые имеют меньше возможности играть ценами, учитывая затраты на логистику.

Кроме того, Китай был одним из очень немногих доступных рынков сбыла для Ирана после того как страна оказалась под санкциями. Разумеется, главной причиной такой привилегии стала относительно низкая цена. Теперь, когда за китайский рынок приходится конкурировать с Россией, которая тоже формирует для дружественных стран лояльную ценовую среду, Иран вынужден сделать Китаю более выгодное предложение еще больше снизив цену.

Потребляя 4 млн барр. ежедневно, что сопоставимо с потребление Англии, Франции, Германии, Италии, Японии и Южной Кореи вместе взятыми, Китай способен вместить весь предлагаемый объем и по более рыночной цене.

Сегодня ООН призывает Соединенные Штаты снять ограничения на иранскую нефть, что существенно облегчило бы жизнь и Ирану и странам Европы. Но пока США остаются глухи к этому призыву и сами отправляют нефть в Европу, распаковав свои стратегические запасы.

Пока американцы бьют исторические рекорды по отгрузке стратегических запасов нефти, лидеры стран G7 разрабатывают механизмы снижения цены на российскую нефть. Среди мер - запрет на услуги по морским перевозкам российской нефти и нефтепродуктов по всему миру, за исключением нефти, закупленной по установленной цене (намного более низкой, разумеется).

Сработает ли это? Пока результатом санкций, контрсанкций и санкций на кортрсанкции, вводимых всеми участниками процесса стала повсеместная инфляция (охватившая почти все если не вообще все страны), нехватка продовольствия в третьих странах из-за сокращения программ помощи развитыми государствами и откладывание одной из лучших целей, которую можно было поставить перед промышленностью – стремление к нулевым выбросам СО2 и безуглеродной энергетике, что демонстрирует коллективную неспособность регулировать происходящие в мире процессы.



Статья «Рынок нефти: конфигурация 2.0» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7, Июль 2022)

Авторы:
Комментарии

Читайте также