USD 90.6252

-0.12

EUR 99.1317

+0.25

Brent 82.47

+0.03

Природный газ 1.748

-0

4 мин
66
0

Нефть за орешки

Нефть за орешки

Все лето цены на нефть радовали экспортеров, позволяя продавать меньше, а зарабатывать больше. Но в середине августа ее стоимость упала на 4 %, опустившись ниже психологически комфортных 100 долл. за барр. Причин сразу три.


В июле китайские нефтепереработчики недопереработали на своих НПЗ 8,8 % нефти, если сравнивать с показателями прошлого года, и еще больше, если сравнивать с прогнозными ожиданиями. Снижение объемов производства произошло из-за того, что частные перерабатывающие заводы Китая столкнулись с падением маржинальности, а государственные – с техническими сложностями, из-за чего вынуждены останавливать производства на длительный срок. Это, разумеется, сказалось на уменьшении потребления энергоресурсов.


Вторым фактором, повлиявшим на цену нефти, стало наращивание добычи Соединенными Штатами. По прогнозам EIA, добыча на основных месторождениях в сентябре увеличится на 1,6 %. До этого Штаты развернули активное бурение, в результате к середине августа эксперты насчитали 601 действующую установку. Их количество постоянно меняется то в одну, т в другую сторону, но объемы добычи с этим не коррелируются из-за большого резерва DUC – ранее пробуренных, но не обустроенных скважин. Их наличие позволяет в любой момент (логично предположить, что в момент роста цен), нарастить добычу в нужном объеме.

И, конечно, рынок не мог не отреагировать на приближающиеся к эндшпилю переговоры по ядерной сделке. В случае подписания соглашения и снятия санкций с Ирана, на рынок поступит дополнительный миллион баррелей нефти в день. Глава NIOC утверждает, что эти объемы можно легко удвоить. Такое количество нефти сопоставимо с объемом, который Россия поставляла в страны Евросоюза. Но, даже если договор будет согласован в ближайшее время, от момента его подписания до поступления иранской нефти на рынок пройдут месяцы.

Вдобавок к ожиданиям поставок из Ирана о возможности увеличить объемы добычи до 12 млн барр. в день сообщила Саудовская Аравия. С тех пор как Россия развернула свою нефть на восток, ее основным рынком сбыта стали страны Азии, которые являлись премиальными и для Саудовской Аравии, долгое время остававшейся лидером по поставкам в Китай. Несмотря на заверения А. Нассера, что торговая политика России не изменила доли Saudi Aramco в этом регионе, на рынке Китая ей все-таки пришлось подвинуться, уступив первенство российским экспортерам, которые весной поставили в Китай 8,42 млн тонн нефти. Учитывая высокие цены на нефть в тот период, Saudi Aramco зафиксировала рекордную чистую прибыль по итогам второго квартала, составившую 48,4 млрд долл. С одной стороны, принимая во внимание вероятность потери части рынка, наращивать добычу, возможно, не придется. С другой – распределение нефтяных экспортных потоков в мире крайне неравномерное и кому-то надо будет закрывать потребности Европы.

Каждый из этих факторов – и спад производства в Китае, и наращивание добычи Соединенными Штатами, и вероятность выхода на рынок иранской нефти – способен сам по себе опустить нефтяные котировки. А их совокупность – привести к еще большему обвалу. Но этого не произошло, все-таки 4 % – не слишком большое падение, что говорит о емкости нефтяного рынка.

Мировое производство восстанавливается после сложного 2020 года, увеличивающийся спрос требует увеличения поставок энергоносителей. Кроме того, заоблачно высокие цены на газ заставляют переходить на нефть, поставки которой из России заблокированы санкциями. Можно предположить, что Европа без труда примет и саудовскую и иранскую нефть. И, выходит, экс-посол Ирана М. Пакайин вовсе не лукавил, говоря, что Иран и Россия по части нефти друг другу не конкуренты.

А что же Россия? Бездонные азиатские рынки позволили России в мае остановить падение добычи и к июню нарастить ее практически до уровня февраля. Но, так и не достигнув его в первые недели августа, добыча упала на 3 % относительно июля, до 1,428 млн тонн в сутки. Трехпроцентное сокращение привело к отставанию России от квоты на 1 млн барр.


При этом ВИНКи сохранили объемы, соблюдая обязательства по сделке ОПЕК+. 90 % падения обеспечили более мелкие нефтедобытчики, суточная добыча которых снизилась на 15 %.

«Коммерсант» приводит мнение отраслевого эксперта, объясняющего факт сокращения добычи значительным ростом НДПИ в марте из-за девальвации рубля и увеличения цен на нефть, не выдержав налоговой нагрузки ряд предприятий заморозил бурение и нефтесервисные работы, а другие и вовсе остановили производство. Свою роль сыграла и конкуренция с крупными компаниями, которые могут снижать цену за счет объемов и ограничивают доступ к своим НПЗ, будучи заинтересованными в сбыте собственного сырья.


По этой и другим причинам поставки российской нефти сократились до самого низкого уровня с марта. Экспорт в Азию упал до 1,75 по сравнению с более чем 2,1 млн барр. в день в апреле и мае, морской экспорт снизился с 3,32 до 3,24 млн барр. в день, поставки в Европу – с 1,85 в феврале до 1,32 млн барр. в день в августе. Но Россия продолжает искать новые рынки сбыта.

Так, после просьбы ланкийского президента открыть кредитную линию для покупки энергоносителей, на Шри-Ланку, переживающую тяжелый экономический кризис, было отправлено три танкера с углеводородами. В египетскую Эль-Хамру – два.

В середине августа возглавляющий делегацию Минпромторга Афганистана Н. Азизи предложил закупить у России миллион баррелей нефти, оговорившись при этом о возможности бартера, ведь Афганистан сейчас переживает тяжелый кризис. В качестве бартера предлагают доступ к разработке месторождений редкоземельных металлов, а также мех ягнят, изюм и миндаль. Ну, как тут откажешься?



Статья «Нефть за орешки» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№8, Август 2022)

Авторы:
Комментарии

Читайте также