USD 102.9979

+0.09

EUR 108.3444

-0.36

Brent 73.66

+0.42

Природный газ 3.375

0

3 мин
0

Восемь лет по пути импортозамещения

Восемь лет по пути импортозамещения

Восемь лет по пути импортозамещения

В 2014 году российская промышленность столкнулась с санкциями, ограничивающими импорт технологий и оборудования. С этого времени в обиходе активно эксплуатируется термин «импортозамещение». Примерно с этого же времени начинается формирование многочисленных комитетов, создание программ и разработка нормативов, цель которых – создание в стране собственного производства того, что раньше можно было легко купить.

Проревизировав жизненно важные отрасли на предмет происхождения оборудования и технологий, было определено 18 ключевых направлений. Среди них – создание флота ГРП, технологии добычи на шельфе, оборудование для сжижения газа, геологоразведка, катализаторы для переработки углеводородов и нефтехимии.

Несмотря на то, что уже долгие годы нефтегазовые предприятия являются основными налогоплательщиками, именно эта высокотехнологичная отрасль оказалась наиболее импортозависимой.

С тех пор прошло восемь лет. Цифра не круглая, но, чтобы оценить результаты усилий, – достаточная. Конечно, в разных сегментах процент импортного влияния различный, в некоторых даже приближается к стопроцентной автономии. Но если взглянуть на технологические этапы освоения нефти и газа, от геологоразведки до переработки, становится очевидным, что спустя восемь лет, ни один из них не может быть реализован собственными силами.

Геологоразведка

В конце прошлого года было выявлено, что более 50 % рынка построения геодинамических моделей занимали иностранные поставщики услуг. В последние годы спрос на них значительно возрос в связи с активным вовлечением в периметр исследований трудноизвлекаемых запасов. В начале 2022 года «Росгеология» выявила зависимость предприятия от иностранных производителей по 1100 позициям. Наибольшие риски в ГРР связаны с разведкой на шельфе и программным обеспечением. Спустя пару месяцев приступили к созданию программы, где основные акценты сделаны на необходимость разработки донных станций для проведения 2D- и 3D-сейсморазведки и сейсмического оборудования.

Нефтесервис

За первые пять лет после введения санкций доля российского оборудования в нефтесервисе увеличилась на 20 %. Минпромторг подсчитал, что российские производители освоили более 140 видов оборудования. На четверть вырос объем производства российских машиностроителей. В 2020 г., по данным Vygon Consulting, доля российских нефтесервисных компаний достигла 48 %. Но это неравномерная цифра по спектру услуг. Основными поставщиками высокотехнологичного оборудования оставались Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, RFD, Roxar. До 2022 г. их доля составляла 80 %. Когда мировые лидеры ушли с российского рынка, к приоритетам импортозамещения добавились технологии по ГРП. Сегодня в России действуют 90 флотов ГРП, возраст почти всего этого оборудования превышает 10 лет, а значит, скоро оно потребует замены, которую придется искать среди российских решений.

Переработка

Больное место импортозамещения в нефтегазопереработке – катализаторы. Если оборудование можно эксплуатировать десятилетия, то катализатор просто заканчивается и, если аналогов нет, процесс производства останавливается. Возможно, поэтому здесь был совершен научно-технический рывок, позволивший увеличить долю катализаторов более чем в два раза, с 31,8 % в 2014 г. до 69,5 % в 2021 г. Но проблема малотоннажных продуктов остается, особенно в сфере гидроочистки, где объем потребления 3500–4000 тонн в год и гидрокрекинга – 1000–1500 тонн в год, а также в производстве арктических топлив, для производства которых потребность в катализаторах не превышает 200–250 тонн в год. Эксперты отмечают, что эти технологические процессы основаны на импортных катализаторах, производимых преимущественно в США и Европе, азиатских аналогов нет, поэтому заменить их в ближайшее время нечем.

Цифровые решения

С этого года «Росгеология» намерена выпустить ПО для ГРР. Несмотря на то, что ПО будет базироваться на импортном софте, оно будет считаться российским и, по словам главы компании, снизит зависимость в этом секторе с 95 до 50 %. На этот процесс они отводят пять лет, но чиновники требуют пятилетку за два года. В компании ссылаются на отсутствие полнофункциональных российских продуктов, способных автоматизировать обработку информации. Геологоразведчики продолжают работать на имеющемся иностранном ПО ровно до того момента, когда потребуется обновление, ведь основные поставщики – Microsoft, Oracle, SAP – ушли с рынка. Основные проблемы могут быть связаны с проектированием полевых работ, обработкой данных сейсморазведки, структурного и бассейнового моделирования и гидравлических расчетов.

В 2020 г. прошла конференция «Импортозамещение в нефтегазовой промышленности», участники которой сошлись во мнении, что «импортозамещение не должно превратиться в технологический железный занавес, отделяющий Россию от ведущих мировых разработок. В качестве примера можно привести стратегию закрытости Китая и Японии, которые в итоге привели к технологической отсталости».



Статья «Восемь лет по пути импортозамещения» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2022)

Авторы:
Комментарии

Читайте также