МЭА заявило о падении нефтегазовых доходов России на 30% (8 млрд долл) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По мнению экспертов агентства это стало результатом введения потолка цен. А 5 февраля вступило в силу эмбарго на российские нефтепродукты. Их предназначение, так же как и в случае с санкциями в отношении нефти, - снизить доходы российской казны и не допустить дефицита на рынке. Аналитики продолжают спорить о том, достигнут ли эти ограничения своей цели, на кого придется основной удар, а кто окажется в выигрыше.
В ожидании скачка цен на энергоносители зарубежные издания прогнозируют факторы, формирующие эту неблагоприятную для потребителей ситуацию. Haber7 предостерегает о скором уменьшении предложения на мировом рынке, в частности, из-за того, что 15 американский НПЗ будут остановлены на техобслуживание и в течение трех месяцев прекратят выпуск продукции, что сократит общее производство на 1,4 млн барр. Bloomberg сообщает, что штаты на восточном побережье Америки столкнулись с минимальными запасами бензина и дизельного топлива, вызвавшее повышения цен. Time пишет о подорожании дизельного топлива, подстегивающем инфляцию, которая лишает потребителей покупательской способности и замедляет экономику. В результате снизившегося предложения на рынке Европы ее страны будут конкурировать с другими крупными импортерами, что также приведет к давлению на цены.
Все эти факторы могут оказать, скорее, временное влияние, пока рынок не привыкнет к новым условиям. Оптимистичный русский фольклор напоминает, что «Свято место пусто не бывает». Чрезвычайно зависящий от импорта нефтепродуктов европейский рынок не будет долго пустовать. Ежегодно в страны Евросоюза судами доставлялось 500 млн барр дизеля, половина отправлялась из российских портов. Теперь из-за эмбарго ЕС придется найти альтернативу российским поставкам дизеля на 600 тыс барр в сутки.
На место России на этом рынке претендовали многие страны и теперь их позиции существенно укрепятся. Предвидя переформирование глобальных энергетических потоков, страны Ближнего Востока и Азии начали наращивать перерабатывающие мощности.
Так, Кувейт и Саудовская Аравия планируют запустить крупные НПЗ к концу этого года, а к концу 2024 года – Оман. В марте должен заработать иракский нефтеперерабатывающий завод в Кербеле, во втором квартале – кувейтский завод в Аль-Зуре (его мощность будет составлять 615 тыс барр в сутки).
Не дожидаясь новых запусков Германия уже заключила соглашения о поставках нефтепродуктов с национальной нефтяной компанией ОАЭ. Соединенные штаты за последние месяцы увеличили экспорт дизельного топлива из Китая. Пока потребление на внутреннем рынке КНР не восстановилось страна может отправлять на импорт до 600 тыс барр в день.
Продукция новых заводов на востоке насытит рынок нефтепродуктами. Эти поставки увеличивают логистическое плечо, что, вероятно, приведет к подорожанию дизтоплива. Кром того, спрос на внутреннем рынке Китая будет восстанавливаться и его экспортные возможности существенно сократятся, что неизбежно приведет к повышению цены на мировом рынке.
Несколько сгладить ситуацию на этот период смогут поставки из Индии и Турции. Эти страны могут поставлять на внутренний рынок российский дизель, а на экспорт направлять продукты переработки с собственных заводов.
По данным Bloomberg Индия существенно увеличила поставки бензина и дизельного топлива в США за счет дешевой нефти из РФ, в январе они составили 40% от общего импорта — это максимум за четыре года.
Впрочем, Соединенные Штаты также наращивают объемы переработки (компания Exxon в январе начала работы по расширению мощностей НПЗ в Бомонте) и добычи (согласно прогнозам МЭА она увеличится на 1 млн барр в сутки). Увеличение добычи ориентировано в основном на Китай, где, при условии восстановления спроса, будет нехватка в 1,9 млн барр в сутки. Интересно, что при таком прогнозе Россия может сократить добычу нефти в 2023 г. на 1 млн барр.
Подводя итог отметим, что сократив поставки из России (с 50% до 27%) Европа ищет новых поставщиков и готовится к тому, что придется платить больше. Россия ищет новых покупателей. Это будет сложнее, чем с нефтью, во-первых, спрос на импортные нефтепродукты в Азии ниже, чем на сырье, во-вторых, транспортировка нефтепродуктов осложняется недостаточным количеством специальных танкеров. Это значит, что России придется сократить не только добычу нефти, но и ее переработку. В свою очередь, выведенные с рынка объемы российских нефтепродуктов создадут дефицит и повлияют на цены. Как справедливо отмечает издание The Economist, искать замену российским нефтепродуктам европейцам придется на азиатских рынках, где их, скорее всего, будут производить из российской нефти.
Так что, да, эмбарго, вероятно, сработает, но против всех.