USD 99.943

-0.05

EUR 105.4606

-0.25

Brent 73.38

+0.08

Природный газ 2.959

-0.01

3 мин
310

НПЗ: переработка отрасли

НПЗ: переработка отрасли

Бюджет РФ в первом квартале недополучил 3,4 трлн рублей, в том числе на 52 % снизились нефтегазовые доходы по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Теперь, чтобы соблюсти закон о бюджете, в оставшиеся до конца года месяцы бюджет должен быть профицитным. Учитывая ситуацию, это невозможно. А значит, будут искать любые дополнительные способы пополнения казны.

Один из таких способов Минфин видит в изменении механизмов топливного демпфера. Изначально смысл его введения был в уравнивании доходности при продаже продуктов нефтепереработки на внутренний и внешний, преимущественно европейский, рынок. Теперь, когда европейского рынка нет, получается, что и дотировать перерабатывающие предприятия смысла тоже нет. А. Силуанов посчитал, что сейчас НПЗ получают маржу в размере 8 тыс. рублей за тонну, тогда как раньше эта цифра составляла 2 тыс. рублей за тонну. Не желая выплачивать нефтяникам маржу из бюджета, Минфин предложил с июля 2023 года по июль 2024 года урезать выплаты вдвое. Снижение демпфера на 30 млрд руб. в месяц «даст экономию по нефтегазовым доходам и снизит недопоступление этих доходов в бюджет», – заявил А. Силуанов накануне первомайских праздников. А уже 2 мая на столичных АЗС стоимость бензина резко возросла. Нововведение, которому еще только предстоит заработать, сразу дало результат. Нет сомнений, что контролирующие органы предпримут соответствующие меры. Но летом, во время посевных работ и дачного сезона спрос на бензин вырастет, что, как правило, ведет к повышению стоимости топлива, а также создает хорошие условия для незаметного отыгрывания снизившегося демпфера.

Но цель наших рассуждений, конечно, не честность нефтяных компаний, ведь, как известно, переработка нефти – дело прибыльное, будь маржа хоть восемь тысяч с тонны, хоть две. Вопрос в том, как без дополнительных доходов (под которыми традиционно понимается прибыль плюс) развивать производство. В данном случае те производства, на которые возлагаются особые надежды.

Российские нефтеперерабатывающие заводы производят в два раза больше продукции, чем нужно внутреннему рынку. Еще недавно эти, не сказать излишки, экспортировались в Европу, США и азиатские страны. Так, в 2021 г. из произведенных 144 млн тонн Европа получила 88 млн тонн, в Штаты отправили 6 млн тонн. Также 20 млн тонн закупили азиатские страны. Не слишком много, учитывая, что на АТР возлагаются все экспортные надежды. Вероятность того, что экспорт нефтепродуктов в Китай и Индию можно будет увеличить, снизив цену, очень невелика, эти страны и сами вполне успешно справляются с производством бензина и дизельного топлива.

На фоне безрадостных перспектив в отношении экспорта и малоприятного снижения маржи в условиях сокращения выплат по демпферу хочется верить, что нефтепереработка не сдаст позиции. Речь не только о сокращении объемов производства, но в первую очередь о поддержании современного технологического уровня производств.

Санкционные ограничения коснулись как технологий и оборудования, так и необходимых для нефтепереработки катализаторов. Модернизация НПЗ, которая идет уже много лет, все еще не достигла своей цели (хотя нам представляется, что модернизация – это перманентный процесс по внедрению научных инноваций). Учитывая события последних полутора лет Минэнерго предложило продлить программу модернизации перерабатывающих заводов до 2028 г. И, судя по всему, эта программа должна быть насыщена активным внедрением импортозамещающих технологий. Такие технологии есть, но они касаются лишь первичной нефтепереработки, более глубокие переделы все еще сильно зависимы от иностранного оборудования. Такая же картина и с катализаторами. Некоторые крупные компании (Роснефть, Газпром нефть) выпускают определенные марки катализаторов, в частности для процессов риформинга, изомеризации, гидроочистки, которые они готовы предложить рынку, но по ряду позиций перерабатывающие предприятия стопроцентно зависимы от импорта.

Представляется, что особым стимулом для развития перерабатывающих производств могло бы стать углубление процессов нефтепереработки. Отраслевые эксперты разделяют это мнение, хотя и считают идею сложнореализуемой. Одни видят спасение в усилении отрасли пластпереработки, другие – в структурной организации текстильной промышленности, третьи говорят о необходимости развивать малотоннажную химию, сырьем для которой также служит продукция, производимая НПЗ.

Крупные компании не добычного профиля уже воплощают в жизнь проекты по производству крупнотоннажных полимеров, каучуков. Но, чтобы эти и подобные проекты получили развитие, необходимо оборудование, технологии, катализаторы собственного производства. А это уже системное планирование, предполагающее взаимодействие ряда министерств, государственные субсидии, инвестиционный климат и недефицитный бюджет.


Статья «НПЗ: переработка отрасли» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№5, Май 2023)

Авторы:
Комментарии

Читайте также