Правительство Великобритании объявило о намерении ежегодно выдавать новые лицензии на разработку нефтегазовых месторождений. Это решение (или магнитные бури, случившиеся тогда же – 6 ноября) спровоцировало активистов «Just Stop Oil» на малопонятный поступок – нападение на картину Д. Веласкеса «Венера с зеркалом». Полотно не пострадало, активисты тоже, лицензии на месторождения будут выдаваться. Так в чем смысл деяния? Осмелимся предположить: в пиаре, в продвижении идеи безуглеродного мира всеми доступными способами. Каким бы бессмысленным вандализмом не казалась нам эта акция, менталитет европейца воспринимает ее иначе. Из всех рупоров жители европейских стран слышат о планомерных шагах по достижению углеродной нейтральности, переходе на возобновляемые источники энергии, стремительном увеличении количества электромобилей на дорогах и ветряных электростанций на побережье.
Согласно последнему прогнозу МЭА, пик потребления нефти придется на 2030 год, с 2026 года начнет уменьшаться спрос на нефтепродукты, в первую очередь на бензин. Еще два года назад агентство заявило, что необходимо прекратить инвестировать в новые нефтяные проекты, чтобы достичь нулевых выбросов к 2050 году. Этого широко разрекламированного 2050 года европейцы ждут, как поворотного момента, когда мир наконец откажется от углеродных энергоносителей и начнет жить на абсолютно зеленой планете с правильной атмосферной температурой и накрепко смерзшимися ледниками. Эта прекрасная мечта, за которой мы тоже хотели бы следовать, но задавленные суровой нефтяной реальность, увы, пока не можем.
Как не могут поверить в столь близкий конец нефтяной эры и другие страны-экспортеры нефти. Их жизнь немыслима без нефти и газа, всё, включая долгосрочные проекты, направлено на продажу их ископаемых богатств. Производители давно не работают под спрос, они сами формируют этот спрос. Именно поэтому прогнозы ОПЕК столь значительно отличаются от прогнозов МЭА. Нет продукта, который бы не нуждался в рекламе. И нефть не исключение.
Согласно данным ОПЕК, нефть будет занимать место ведущего энергоносителя еще почти четверть века, минимум до 2045 года мировой спрос на нее будет расти. Конечно, они делают оговорку и по поводу инвестирования добычной отрасли, которую нельзя прекращать, иначе мировой рынок впадет в состояние волатильности. Нельзя не оговориться, что в конечном итоге так и будет, как не готовься к переходному периоду (а готовится мало кто), но любой выход на новый уровень сопровождается кризисными явлениями.
В то время как ОПЕК рекламирует нефть, а МЭА безуглеродную энергетику, китайцы продолжают скупать и нефть, и газ, и литий для производства солнечных батарей. Объективно глядя в будущее с декарбонизированной экономикой, они не торопятся отказываться от углеводородов и наращивают компетенции в технологиях ВИЭ. Сегодня доля Китая в мировом производстве солнечных панелей составляет 80 %, в производстве ветряных турбин – 60 %, батарей для электромобилей – 60 %. По-восточному мудрая позиция: придерживаться не одной из диаметрально противоположных точек зрения, а брать на вооружение то, в чем стороны сходятся.
А сходятся прогнозисты МЭА и ОПЕК в том, что нефть еще не достигла потребительского пика, ее потребление будет расти во всем мире как минимум два десятилетия, и рост этот может быть очень существенным.