Вторая половина года началась для российских нефтеэкспортеров не самым благоприятным образом. Объемы поставок снизились по нескольким ключевым направлениям.
С января по июнь Китай в среднем закупал у России 917 тыс. барр. нефти в сутки. Это был хороший объем по хорошей цене с привлекательным дисконтом, устраивающим и продавца и покупателя. Но во втором полугодии Китай увеличил и без того немалый импорт в полтора раза, сменим при этом продавца. С августа Китай намерен покупать 1,5 млн барр. нефти в день у Ирана, чья нефть, как и российская, находится под санкциями и также продается с большой скидкой, в данном случае 10 долл. за барр. к Brent. В то же время российская нефть за месяц подорожала на 9 долл. за барр. В результате Китай снизил закупки на 150 тыс. барр. в сутки.
Такое подорожание не вызвало восторга и у других покупателей: Индия сократила объем закупок российской нефти на 300 тыс. барр. в сутки.
Неожиданностью стали нелестные отзывы и отказ от российской нефти пакистанских покупателей. В середине августа Пакистан приостанавливает импорт российской нефти, заявив, что из нее можно произвести меньше светлых нефтепродуктов, чем из арабской, и поэтому даже со скидкой покупать ее невыгодно. Вероятно, не будет лукавством предположить, что это отголосок исторического прошлого. Привычка Пакистана чувствовать себя частью Индии заставляет их думать, что все предоставленные Индии преференции должны распространяться и на пакистанские компании. Но дисконт в данном случае Индией был заслужен доказательством дружбы с Россией, чем не может похвастаться Пакистан, не усвоивший истину, что нефть от политики неотделима.
У Китая, как и у Индии, есть свои причины сменить основного поставщика. Так, Китаю при снижении роста промышленного производства на полтора процента и увеличении собственных нефтяных запасов нет никакого резона покупать нефть впрок, разве что по очень-очень низкой цене, которую и предложил Иран. А Индия столкнулась с чисто технической проблемой при покупке российской нефти: нет возможности оплатить уже купленный товар. Как известно, часть сделок между странами происходит в национальных валютах. Такой механизм расчета был нацелен на обход санкций, что особенно актуально сейчас, когда цены на нефть превышают установленный потолок. Но у индийских компаний не оказалось необходимого количества рублей, а банки не смогли их выдать из-за особенностей законодательства.
А вот с оплатой дирхамами проблем у Индии не возникло. С начала года страна оплачивала этой валютой российскую нефть, торгуемую через дубайских трейдеров. В августе Индия заключила с ОАЭ сделку на покупку 1 млн барр. Нефти, проведя расчет в рупиях и дирхамах.
В результате сокращения Китаем и Индией закупок российской нефти ее экспорт сократился до минимальных значений с начала года, что не удивительно, ведь эти две страны покупают 80 % российской нефти. Никакой политической подоплеки в этом демарше не прослеживается. Следуя обычным законам рынка, китайские и индийские покупатели предпочитают более дешевый товар.
Однако аналитики иначе выстраивают причинно-следственную цепочку и утверждают, что причина вовсе не в том, что российская нефть подорожала, а Иран во всю демпингует. Напротив, инициатором сокращения экспорта в данном случае считают продавца, так как, во-первых, Россия сократила добычу, а значит, может поставлять меньшие объемы на внешний рынок, а во-вторых, в связи с законами сезона увеличился спрос на внутреннем рынке. Последний аргумент, вероятно, все же не имеет отношения к объемам экспорта. В противном случае цены на бензин на внутреннем рынке не должны были бы демонстрировать динамику роста, а на внешнем рынке не увеличились бы поставки других направлениях, в частности – в Египет и Грецию.
При этом, согласно еще весной озвученному плану, российские компании будут продолжать уменьшать скидку. Учитывая, что низкая цена была основным критерием привлекательности, благодаря которому объемы продаж в первом полугодии были столь высоки, стране придется искать новых покупателей. Что она и делает. В фокусе внимания в последнее время все чаще оказываются страны африканского континента, несмотря на то, что свою нефть они тоже добывают. Но, закупая российскую нефть, собственную можно продавать в Европу, где держится хорошая цена, а логистика максимально дешева, учитывая расстояние.
Диверсифицируя таким образом поставки и расширяя пул покупателей, можно надеяться на создание среди них конкурентных отношений и возможности продавать нефть с минимальной скидкой. Но до этого пока далеко.
На данном этапе можно констатировать, что сокращение добычи Саудовской Аравией (которая снизила экспорт до минимума с сентября 2021 года и повысила цены) и Россией, а также цена на нефть, превысившая санкционный потолок, привели к изменению положения стран экспортеров в АТР: Саудовская Аравия уступила лидерство в объемах поставок России, а та – Ирану. Вероятно, эта ситуация продержится недолго.
Россия вынуждена не просто диверсифицировать поставки, но и искать новые рынки сбыта, ведь даже постоянные покупатели снижают объемы закупок, что вызвано, в том числе, и объективными обстоятельствами, изменить которые не сможет даже максимальный дисконт. Это затрудняет долгосрочные проекты, делает ситуацию менее предсказуемой. Рынок подвержен колебаниям, остро реагирует даже на незначительные факторы, а неопределенность, в свою очередь, негативно сказывается на инвестиционном климате.