USD 88.1348

0

EUR 95.57

0

Brent 86.86

0

Природный газ 2.33

0

3 мин
89

Россия главное

Россия главное

Абсолютный ноль
Участники СОР28 договорились об углеродной нейтральности к 2050 году


В декабре прошлого года представители 199 стран впервые за тридцатилетнюю историю договорились о поэтапном снижении доли ископаемого топлива в мировом энергетическом балансе и наращивании объемов энергии, производимой посредством альтернативных источников. Подписанный участниками СОР28 документ содержит ряд мер, направленных на сокращения выбросов парниковых газов. Среди них – увеличение в три раза мощностей ВИЭ, сокращение потребление угля и развитие технологий с нулевым уровнем выбросов. Выполнение этих предписаний в течение 27 лет должно привести к достижению углеродной нейтральности.

Такое решение можно считать чрезвычайно компромиссным: путь к нему проложен чередой долгих и жарких дебатов. Документ не содержит пункта, в котором говорилось бы об отказе от использования нефти и газа (соглашение с такой формулировкой не подписала бы Саудовская Аравия), но есть пункт об углеродной нейтральности к 2050 году, что как минимум подразумевает повсеместное использование ВИЭ, отказ от двигателя внутреннего сгорания и внедрение технологий улавливания парниковых газов. При этом, учитывая амбициозность конечной цели, самых современных, именно такими технологиями инициаторы идеи должны будут снабдить производства развивающихся стран.

При всей очевидности проблемы, ставшей причиной обсуждения, экологическая повестка выглядит неоднозначной, если смотреть на нее газами представителей стран, обладающих большими нефтегазовыми запасами. Базируя свое благополучие на экспорте углеводородов, они не хотят смещать энергетическую парадигму в сторону возобновляемых источников. В качестве аргументов используется беспокойство за развивающиеся страны, которые не имеют других возможностей для развития экономики, кроме добычи углеводородов, и забота о странах-потребителях, которые «не понимают, насколько опасен для них самих» отказ от нефти и газа. На наш взгляд, оба утверждения справедливы, если апеллировать к ним при обсуждении социально-экономических вопросов.

Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата все же призвана обсуждать вопросы климата. Международное научное сообщество сходится во мнении: чтобы избежать природных катаклизмов, которые ставят под угрозу благополучие и жизнь половины населения планеты, температура на планете не должна повыситься более чем на 1,5 градуса, а причиной повышения становятся парниковые газы – прямое следствие антропогенного воздействия. Если участники конференции признают этот факт, то справедливо будет предположить, что и принимать решение стоит исходя из этих соображений. Кому-то это удобно, кому-то нет. Страны, оказавшиеся в более выигрышной позиции, имеют больше возможностей поддерживать тех, кто зависим от производства ископаемого топлива – кому больше дано, с того больше и спросится.

В целом по этому принципу был сформирован Фонд возмещения ущерба развивающимся странам – одно из решений СОР28. Фонд уже собрал 83 млрд долл., свое намерение выделить средства анонсировали 18 стран. Любопытно, что к ним не присоединились Индия и Китай. Экономика последнего уступает только экономике США, но свой отказ они аргументировали тем, что сами являются развивающимися странами и должны не вкладывать средства в Фонд, а получить их из него. Россия, как известно, щедрая страна. проявила нетривиальный подход – рассмотреть возможность финансирования Фонда за счет замороженных национальных резервов.

Пожалуй, решение о создании Фонда – лучшее и наиболее реалистичное из всех принятых СОР28. Реальная помощь государствам, пострадавшим от стихийных бедствий, пока единственное, что работает на практике и приносит пользу.

Дело в том, что коммюнике подобное тому, что подписывают участники СОР, не возлагает юридической ответственности на подписавшие его государства. Так, в 2021 году 77 стран договорились о сокращении использования угля. В следующем году его добыча в ЕС выросла на 7,3 %. Это не значит, что страны, инициировавшие отказ от угля, неправильно оценили свои возможности и не готовы к энергетическому переходу. Это свидетельствует о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, потому что уже в 2023 году Европа снизила потребление на 31 %. Нацеленность на уход от ископаемого топлива не просто декларируется, это цель, к которой европейские страны, не наделенные богатыми запасами нефти и газа, будут продвигаться, чем бы это не было обосновано: заботой о благополучии планеты или экономической выгодой. Но если самые технологически развитые и социально благополучные страны мира под влиянием сложно прогнозируемых факторов отступают от намеченных планов, то что говорить о странах третьего мира?

В течение двух лет каждая страна должна будет предоставить свой план по снижению выбросов в атмосферу до 2035 года. Очевидно, в разных странах меры и их эффективность будут сильно отличаться и всем для энергоперехода потребуются традиционные энергоносители. Но не менее очевидно и то, что каждое подобное соглашение – это очередной шаг к миру, в котором место нефти и газа займут возобновляемые источники энергии.


Статья «Россия главное» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1, Январь 2024)

Комментарии

Читайте также