USD 85.9543

+0.79

EUR 93.8419

+0.82

Brent 78.59

+0.01

Природный газ 2.09

-0.01

3 мин
59

НДД для МУН и КИН

НДД для МУН и КИН

В начале февраля Минфин и Минприроды вернулись к рассмотрению давнего вопроса о господдержке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, на которых применяются методы увеличения нефтеотдачи пласта. Налоговое стимулирование в виде перевода с налога на добычу полезных ископаемых на налог на дополнительный доход в качестве меры, направленной на поддержание добычи нефти, обсуждается не впервые.

В 2005 году была сформирована программа по преодолению падения нефтедобычи, согласно положениям которой в Закон «О недрах» и Налоговый кодекс должны были быть внесены изменения, способствующие повышению рентабельности внедрения технологий, направленных на повышение нефтеотдачи на месторождениях с ТрИЗ. В 2008 году концепцию по сохранению уровня извлечения нефти дорабатывала комиссия, созданная при Росэнерго. Ее эксперты настаивали на освобождении от налогов добычи с применением МУН на 5–7 лет, что в конечном результате должно было существенно повысить прирост запасов.

В 2019 году нефтяная отрасль частично перешла на НДД. Таким образом, с компаний, осуществляющих добычу трудноизвлекаемых запасов, налоговая нагрузка была снята в настоящем моменте и перенесена на прибыль в будущем. Предполагается, что такая мера простимулирует недропользователя инвестировать в разработку новых месторождений и увеличивать коэффициент извлечения нефти на старых.

Эта система налогообложения очень понравилась нефтяникам, ведь сегодня из 18 млрд тонн разведанных в России запасов нефти 12 млрд тонн приходится на ТрИЗ и их доля продолжает увеличиваться. Сегодня к месторождениям с трудноизвлекаемыми запасами относят залежи кумско-керестинской свиты на Северном Кавказе, отложения палеозоя Западной Сибири, нефть баженовских, абалакских, хадумских и доманиковых продуктивных отложений, сверхвязкую нефть, а также залежи низкопроницаемых ачимовских отложений. Этот список постоянно пополняется не только количественно, но и номенклатурно.

Очевидно, что добыча углеводородов на этих месторождениях требует внедрения технологий, способствующих повышению нефтеотдачи, что увеличивает капитальные и текущие затраты и снижает инвестиционную привлекательность. Стимулировать недропользователей к разработке таких месторождений можно с помощью налоговых льгот.

Этот механизм заработал с введением НДД, на тот момент доля нефти, добываемой на льготных условиях, составляла 9 %. Сегодня на льготных условиях добывается 46 % нефти, что совсем не радует Минфин, так как с увеличением количества месторождений, попадающих под льготу растет и сумма выпадающих доходов бюджета.

В то же время Минэнерго и Минприроды настаивают на том, что расходы государства при льготном налогообложении невелики, а добыча и, следовательно, доход от увеличившейся налогооблагаемой базы – существенно выше. Этот аргумент Минфин не устраивает и осенью прошлого года, сочтя механизм НДД неэффективным, ведомство предложило сократить льготы по НДД.

Учитывая, что доля месторождений с ТрИЗ постоянно увеличивается, рано или поздно все углеводороды могут оказаться в категории трудноизвлекаемых.

В то же время в 2023 году дефицит федерального бюджета превысил 3,2 трлн рублей. Это значит, что Минфин будет вынужден искать дополнительные источники пополнения казны, а вопрос о налоговом стимулировании добычи ТрИЗ будет рассмотрен с точки зрения быстроты поступлений финансов в бюджет, в то время как НДД предполагает обратный принцип.

Кроме перехода на льготное налогообложение добычи на месторождениях с применением МУН, рассматривается также вопрос о подобных льготах при использовании методов увеличения коэффициента извлечения нефти. Степень выработки месторождений – вопрос, который становится все более актуальным из года в год. Если в 60-х годах прошлого века КИН в России составлял 51 %, то сегодня – 25 %. Увеличить КИН можно посредством применения соответствующих технологий, внедрение которых также требует дополнительных затрат.

Поэтому Минфин справедливо задается вопросом, что именно следует финансировать – МУН или КИН, намекая, что министерство будет считать наиболее привлекательными те технологии, которые позволят получить отдачу от льгот больше и быстрее.

Перетягивание каната Минфином и Минэнерго в целом сводится к противопоставлению двух интересов: текущей необходимости и потенциальной выгоды, при которых, с одной стороны, налоговые поступления от ТЭК составляют почти треть бюджета, это отрасль донор, а не реципиент, с другой стороны, доля ТрИЗ постоянно растет, и поддержка сложной добычи становится важной задачей, если государство и в будущем надеется рассматривать отрасль как основного налогоплательщика.

Номер журнала, который вы держите в руках, посвящен вопросам увеличения методов нефтеотдачи, разработанных российскими учеными с целью повышения технологической и экономической разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.



Статья «НДД для МУН и КИН» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№2, 2024)

Авторы:
Комментарии

Читайте также