Обеспечение энергоносителями – важная задача для любого государства. С приближением весеннего периода возрастает сезонный спрос на продукты нефтепереработки, перед этим НПЗ уходят на плановые ремонты. Именно в этот важный период большая часть российских заводов была подвергнута атакам беспилотников.
Одна из первых атак была совершена на Туапсинский НПЗ: в январе завод был остановлен, на ремонт вакуумной установки потребовалось три месяца, лишь в мае мощности завода снова заработали, хотя и не на полную мощность. Следующим объектом нападения стал НПЗ Лукойл-Волгограднефтепереработка, где в начале февраля в результате взрыва разгорелся сильный пожар. В марте от беспилотников пострадали еще пять заводов. На крупнейшем в Центральном федеральном округе нефтеперерабатывающем производстве – Рязанском НПЗ, на который приходится переработка 5 % всей нефти в стране, были повреждены две из четырех установок первичной переработки, обеспечивающих 70 % мощности предприятия. Тогда же совершена атака на единственный в Ростовской области Новошахтинский завод нефтепродуктов, являющийся крупнейшим поставщиком на юге страны, днем ранее – на НПЗ Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез, где была повреждена ректификационная колонна и установка каталитического крекинга, при том настолько сильно, что восстановить оборудование уже не получится. 16 марта дроны атаковали Сызранский НПЗ, где также загорелась установка переработки нефти.
Помимо этого, два крупных нефтеперерабатывающих завода – Киришский и Новокуйбышевский – сократили переработку на 28 и 21 тыс. барр. в сутки соответственно. К сокращению производства в результате атак дронов и плановых ремонтов прибавилось наводнение, в результате которого был остановлен Орский НПЗ. Общая мощность заводов, подвергшихся атакам, составляет 102,5 млн т.
По некоторым оценкам (основанным на данных о производстве нефтепродуктов пострадавшими НПЗ и выведенных из-за атак БПЛА объемов, а также на официально озвученных цифрах общероссийского производства), из строя была выведена почти треть мощностей.
Пик остановок пришелся на первый месяц весны. В результате с середины марта производство бензина начало снижаться: с 838,9 тыс. тонн в начале месяца до 754,6 тыс. тонн в конце. Вследствие чего упали и доходы России от продажи нефтепродуктов: по подсчетам МЭА, сокращение составило 20 %. В начале апреля даже озвучивалась идея снизить качество бензина, чтобы увеличить объемы его выпуска. От идеи, к счастью, отказались, производство продолжало снижаться: во второй половине апреля снижение составило 7,6 %, достигнув минимального объема за последние 11 месяцев. Это привело к росту цен на бензин в 69 регионах.
В качестве мер, способных повлиять на обстоятельства, Минэнерго называло дозагрузку установок, использование запасов и запрет на экспорт бензина. Экс-глава ведомства Н. Шульгинов утверждал, что существует потенциал увеличения выпуска топлива на НПЗ, где не было остановлено производство. В конце апреля ситуация немного выправилась, заводы нарастили выпуск нефтепродуктов, а эмбарго на экспорт позволило вывести на внутренний рынок утраченные 7 %.
В качестве дополнительных к названным были приняты меры по изменению логистики для лучшего снабжения регионов топливом. Приоритетность прохождения составов с бензином по РЖД и другие меры были направлены на то, чтобы в районы, где остановлены НПЗ, нефтепродукты поступали регулярно. В результате некоторые нефтебазы оказались заполнены больше обычного, предполагают отраслевые аналитики.
Несмотря на незавершенные ремонты и продолжающие атаки беспилотников на перерабатывающие производства (повторное нападение на Рязанский НПЗ, атака на топливную базу в Ростовской области), в начале мая заговорили о проблеме затоваривания НПЗ. В свою очередь, это спровоцировало ожидание скорой отмены ограничений на экспорт и, как следствие, повышение биржевых цен на бензин.
Эти надежды подкрепляют заверения Минэнерго об обеспеченности внутреннего рынка топливом, но для отмены запрета на экспорт бензина необходимо восстановить выпавшие мощности. Значительная часть пострадавшего в результате атак оборудования была импортного производства и заменить комплектующие на российские не всегда возможно и уж точно не быстро.