USD 88.796

-1.21

EUR 98.3232

-1.99

Brent 80.84

-0.08

Природный газ 2.194

-0.01

4 мин
84

ТРИЗ, или Откуда берутся технологии

ТРИЗ, или Откуда берутся технологии

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, помогающая появиться на свет новым технологиям, располагает четырьмя десятками методов. В запасе отраслевых министерств порядка двухсот инструментов поддержки, которые должны помогать создавать технологические инновации. В разных комбинациях или по отдельности эти методы поддержки применяются для появления российских разработок, но, несмотря на многолетние усилия, принципиально ситуация не меняется: энергетический сектор зависим от иностранных технологий сегодня и не обеспечен гарантией изменения ситуации в будущем. В качестве подтверждения можно привести недавнее предложение Минэнерго снизить уровень локализации энергооборудования из-за частых жалоб о нарушениях сроков поставки и в разы увеличившейся цены нового оборудования. При этом производители энергии признаются, что введенные ранее послабления по локализации нивелировали эти негативные моменты.

Ответственные за решение вопроса технологического развития министерства разработали законопроект о технологической политике в РФ, уже принятый в первом чтении. Цель документа – технологический суверенитет, достичь которого можно посредством проектов, направленных на обеспечение серийного производства высокотехнологичной продукции и «достижение в области критических технологий технологического паритета с иностранными государствами, являющимися лидерами в соответствующей области».

Разговоры о необходимости совершить технологические прорывы по ряду обозначенных правительством направлений ходят давно. В прошлом году в рамках обсуждения законопроекта «О технологической политике в РФ» Минэкономразвития заявило о необходимости создания системы управления полным циклом разработки собственных технологий, для чего законодательно формируется набор инструментов и полномочий. При этом речь шла о «достижении технологической независимости». Еще раньше в майских указах президента «О национальных целях развития РФ» говорится о «технологическом лидерстве». Разница очень существенная. «Технологическая независимость» предполагает создание российских оборудования и технологий, необходимых для функционирования предприятий на существующем уровне. Это может быть локализация, реинжиниринг, т.е. задача не предполагает прорывных научных достижений, а лишь импортозамещение по всем параметрам.

Технологическое лидерство – принципиально другая цель. Она обязывает задавать тон научного прогресса, представляя миру технологии, меняющие положение вещей. Ни о каком «паритете с иностранными государствами, являющимися лидерами в соответствующей области» речь уже не идет, ведь лидер потому и лидер, что он опережает страны, доминирующие в создании конкретных технологий для конкретной отрасли промышленности. И таким лидером, согласно выдвинутой задаче, надо стать в отношении целого ряда направлений, причем самых инновационных, в освоении которых нынешние доминанты разделяют первенство между собой.

Сегодня лидерство в области научных разработок принадлежит США, в зависимости от критерия они делят ведущие позиции с другими странами. Так, по количеству ученых, получивших Нобелевские премии, страна – безусловный лидер, учитывая доли расходов на НИОКР США уступают Израилю и Швеции, по степени инновационной активности США находились на втором месте, уступая Швейцарии, Россия по этому параметру на 47 месте.

Перешагнуть эти 47 ступеней, т.е. преодолеть технологическую отсталость, добиться технологического суверенитета и выйти в технологические лидеры и должен помочь новый законопроект.

Для достижения поставленных целей предлагается сформировать перечни и классификаторы технологий, вести реестры участников, утвердить расчет показателей, характеризующих достижение технологического суверенитета, перечни критических и сквозных технологий и видов технологической продукции. Паспорт нацпроекта должен содержать срок реализации, обязательства участников, меры государственного стимулирования и имущественной ответственности за неисполнение обязательств, особое место отводится вопросу интеллектуальной собственности. Т.о. законопроект создает организационную и правовую основу, но не решает вопроса появления самих технологий (что, вероятно, и невозможно, вопреки заявленной цели).

Правительство, само собой, интересуют прикладные технологии, которые будут повышать эффективность производства, но возможны ли они без теоретических исследований? Иными словами, для разработчиков законопроекта технологическое лидерство и научное лидерство – это одно и то же?

Новые технологии, достойные технологического лидера, – это всегда научные разработки. Учитывая вызовы, стоящие перед современной промышленностью и наукой, речь идет об искусственном интеллекте, нанотехнологиях, робототехнике.

В 2023 году министр науки и высшего образования В. Фальков сообщал о самых значительных за последнее десятилетие расходах на научные исследования – более 3 % бюджета. На фоне мировых инвестиций цифра выглядит значительной, особенно учитывая задачу выхода на уровень мирового лидера.

Списывая формулировки задач на вечный оптимизм, надо отметить ряд положительных моментов. Большим достижением видится ускоренная сертификация, механизмы, сокращающие путь от разработки до внедрения и расширение права на риск (в кулуарных обсуждениях неоднократно звучали опасения на предмет грантов, соглашаться на которые чревато в таком непредсказуемом вопросе, как открытия и изобретения, ведь месяцы лабораторной работы могут не дать никакого практического результата.



Статья «ТРИЗ, или Откуда берутся технологии» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7, Июль 2024)

Комментарии

Читайте также