USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

4 мин
40

Топливный коллапс: от экспорта к импорту

Топливный коллапс: от экспорта к импорту

Обострившаяся в середине лета ситуация с поставками бензина вылилась в дефицит, достигший к сентябрю 20 %. Вместо 2 млн тонн рынок получил 1,6 млн тонн, производство дизельного топлива отстает от плана на 10 %.

Недополучив нужное количество топлива АЗС, по всей стране начали ограничивать продажи. Наиболее подверженными кризисной ситуации оказались регионы с небольшим количеством автозаправок: Восточная Сибирь, Дальний Восток, Кавказ, Крым. Так, в Крыму, Севастополе, Хабаровском крае был введен 30-литровый лимит и запрет на продажу топлива в канистры. Подогревая ажиотаж, автомобилисты начали записываться в очереди, провоцируя закупки впрок, что еще больше усугубило ситуацию с количеством бензина на заправках. В результате к началу октября более 350 независимых АЗС в стране прекратили работу.

Панические настроения, вылившиеся в чрезмерный спрос, стали одной из причин роста цены. Повышение стоимости бензина зафиксировано на АЗС 77 регионов. За лето цена основных марок несколько раз била собственные рекорды, к сентябрю бензин подорожал на 8,36 %, наибольший рост пришелся на Севастополь, где стоимость выросла на 5,65 %, и Крым – 4,9 %.

На цену повлияли и другие факторы, основной среди них – ремонты пострадавших от атак БПЛА мощностей нефтеперерабатывающих заводов, что привело к снижению производства и уменьшению биржевых продаж. Цена на бирже также выросла, в некоторых регионах превысив розницу.

Топливный союз забил тревогу: усилившаяся налоговая нагрузка, рост тарифов ЖКХ и транспортных услуг, а также задержки биржевых поставок и несоответствие фактических объемов законтрактованным поставили под вопрос рентабельность розничной торговли топливом. Это может стать большой проблемой не только для ретейла и автомобилистов, ведь независимые заправочные станции составляют сегодня 60 % рынка. Выход из сложившейся ситуации члены союза видят в изменении механизма регулирования цены, за основу которого предлагают взять композитный индекс инфляции, учитывающий изменение в системе налогообложения и кредитования. Также Топливный союз высказался против предложенной правительством меры в отношении запрета на экспорт дизельного топлива для непроизводителей, аргументируя это скромными объемами. Однако эксперты оспаривают довод, утверждая, что увеличение поставок на внутренний рынок даже при избытке мощностей снизит общую напряженность. В начале октября ограничения на экспорт дизельного топлива были также установлены и для производителей.

Запрет на экспорт – одна из мер, предпринятых правительством для разрешения кризиса. В августе он был установлен сроком до 31 октября, а в начале осени продлен до конца года. В той или иной мере запрет на экспорт действует на протяжении последних двух лет. В 2023 году в сезон повышенного спроса это помогло избежать дефицита на внутреннем рынке, в этом году мера пока не принесла ощутимого результата.

Среди других шагов, предпринятых правительством для урегулирования ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, обнуление ввозных таможенных пошлин. Теперь бензин, ввозимый из Китая, Южной Кореи и Сингапура через специальные пропускные пункты на Дальнем Востоке не будет облагаться пятипроцентной пошлиной. Поставлять это топливо смогут только аккредитованные организации – «Роснефть», АО «ННК» и ВО «Промсырьеимпорт», что обусловлено их инфраструктурным присутствием в регионе и наличием мощностей, необходимых для организации поставок. Планируется, что на топливо даже введут демпфер, что позволит продавать бензин на российском рынке дешевле, чем он стоит за рубежом. Это позвонит смягчить ситуацию в Дальневосточном регионе и, возможно, Сибири, но в отношении западной части страны, учитывая длинные логистические цепочки, мера не выглядит столь же действенной.

Поэтому планируется увеличить закупки топлива в Белоруссии. С июля по сентябрь импорт составил 96,9 тыс. тонн, что на 36 % превышает объем топлива, закупленного в Белоруссии за тот же период в прошлом году, поставки дизеля в августе составили 21,1 тыс. тонн, в сентябре – 38,7 тыс. тонн. Планируется организовать с белорусскими заводами систему толлинга, что позволит привлечь на российский рынок 300 тыс. тонн бензина.

Помимо наращивания экспорта, правительство намерено увеличить производство внутри страны имеющимися мощностями. Для этого обсуждается возможность возвращения на полгода в рецептуру производства бензинов октан-корректоров. В частности, монометиланилина, запрещенного 9 лет назад из-за несоответствия экологическим требованиям. Вещество относится ко второму классу опасности и в стопроцентной концентрации наносит вред организму. Однако в составе топлива оно не превышает 1 %, что существенно снижает риски нанесения вреда здоровью и окружающей среде. Так утверждают специалисты. Но уже то, что некогда добавка была отменена и сейчас ее возвращают не более чем на полгода, подтверждает наличие не самых лучших потребительских свойств.

По мнению разработчиков этой антикризисной программы, реализация намеченных мер должна способствовать ежемесячному притоку на российский рынок 450 тыс. тонн топлива, из которых 350 тыс. тонн придется на бензин. Это на 50 тыс. тонн больше выпавших объемов. Должно прибавлять оптимизма и то, что близится к завершению высокий сезон – время отпусков и сельскохозяйственных работ, но даже при этом А. Новак не исключает, что могут возникнуть риски ухудшения ситуации. И на то есть основания, учитывая, что основная причина сложившегося дефицита – ремонт НПЗ, а в условиях санкций и отсутствия доступа к оборудованию проводить модернизацию заводов крайне сложно, в то же время дефицит бюджета не позволит оказать предприятиям господдержку.


Статья «Топливный коллапс: от экспорта к импорту» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2025)

Авторы:
903053Код PHP *">
Читайте также