Эндрю Крамер
Пессимистические прогнозы в России замедляют инвестиции и экономику
Политика накопления резервов и борьба с инфляцией обеспечили российской экономике черепашьи темпы развития. В феврале правительство доложило, что ВВП в 2019 г. вырос всего на 1,3 %, в то время как в предыдущем – на 2,5 %. Во всем обвинили бюрократов, которые медлят с расходованием средств. Прошло шесть лет с тех пор, как в рамках санкций России был ограничен доступ к банкам Запада, а цены на нефть опустились до исторического минимума. Нынешние темпы роста указывают на то, что российская экономика движется медленно, натыкаясь на такие преграды, как низкий уровень частных инвестиций и дающая сбои государственная бюрократия, которая господствует в главных российских отраслях. Но по многим другим меркам экономика страны кажется вполне здоровой. Правительство хвастается большими валютными резервами, успехами в борьбе с инфляцией и профицитом бюджета за прошлый год. Но как это ни парадоксально, экономисты видят проблему как раз в бюджетном профиците. Нежелание государства тратить деньги на экономическое стимулирование подает сигнал частному сектору. Никто не хочет вкладывать деньги, никто не верит, что завтра экономическое положение будет лучше, чем сегодня. С тех пор как Россия в 2014 г. стала проводить более агрессивную внешнюю политику, средние показатели роста экономики составляют 0,7 % в год, включая два года рецессии.
Юхо Майяла, Яана Хяннинен
Финны предлагают включить Юго-Восточную Финляндию и Санкт-Петербург в особую экономическую зону
На юго-востоке Финляндии эта идея появляется не впервые. Проект предполагает создания ОЭЗ, в которой можно было бы облегчить перемещение людей, инноваций, товаров и услуг. Юго-Восточная Финляндия и Санкт-Петербург расположены между Евросоюзом и странами СНГ. В рамках программы ЕС по приграничному сотрудничеству Россия, Финляндия и Евросоюз могли бы запустить в предстоящий период пилотный проект, задачей которого стала бы подготовка экономической зоны с необходимыми законодательными и торговыми договоренностями. Росту товарооборота сейчас многое мешает. Например, осуществлять переводы инвестиций из России в Финляндию стало очень сложно. В регионе можно было бы ввести безвизовый режим, также нужно создать такую модель финансирования, при которой система сертифицирования, в частности компаний, занятых в сфере высоких технологий, облегчала бы их выход на рынки обеих сторон.
Феликс Айк
Для водородной стратегии Альтмайеру нужно еще больше газа из России
Споры вокруг газопровода «Северный поток-2» не утихают. Но, несмотря на санкции, немецкий министр экономики П. Альтмайер не намерен отказываться от российского газа. По его словам, в будущем газа понадобится даже больше, чем сейчас.
П. Альмайер намерен вопреки существующим санкциям развивать экономические связи с Россией. Как сказал министр, несмотря на неразрешенные конфликты, связанные с аннексией Крыма, «вновь возникла надежда на развитие отношений в больших политических вопросах». Он выразил сожаление, что санкции США расширились. По словам Альтмайера, сейчас ведутся переговоры с американцами с целью избежать негативных последствий для немецких компаний. Он подчеркнул также значение российского газа для энергоснабжения Европы. «Нам понадобится не меньше, а больше газа», – сказал министр, имея в виду планируемый отказ от использования угля.
Потребность в газе, по его словам, не уменьшится и при переходе на возобновляемые источники энергии.