Арктика: Путин не упустит Север
Жан-Мишель Беза
Российское развертывание в Арктике стало источником беспокойства американских консервативных кругов. Между тем Дональд Трамп ничего не делает, чтобы их успокоить.
За то, что регион стал доступен, надо «сказать спасибо» таянию ледяного покрова, который потерял 40% своей поверхности, начиная с 1970-х годов.
К своему несчастью, Арктика не была превращена в неприступную территорию, как Антарктика, открытая только для научных экспедиций, и ее сокровища пробуждают хищнические инстинкты.
Неизведанная страна сказочных богатств может стать новой зоной конфликта. Для Путина экономическое и военное отвоевание огромных просторов, оставленных после 1991 г., является операцией национального значения, не лишенной показательной жестикуляции, чтобы возродить воспоминания о величии России.
Развертывание армады из 40 ледоколов (по сравнению с 4 ледоколами США) во многом объясняется желанием сопровождать развитие новых морских путей. Раньше Запад не находил в этом никаких поводов для порицания. Однако российское продвижение в Восточной Европе и в Сирии вынуждает повторно интерпретировать это «арктическое перевооружение», которое рискует быть расцененным уже не как законное действие, а как угроза.
Хорошие отношения? Газ расставит точки над i
Даниэль Ветцель
Второй газопровод, по которому российский газ будет доставляться в Германию, в значительной степени затрагивает интересы США. Речь идет о господстве на развивающемся мировом рынке газа, а также о том, останется ли новый президент верен американской внешней политике в плане освобождения Европы от зависимости от российских газовых поставок. Москва в настоящее время посредством строительства газопровода «Северный поток-2» пытается зацементировать свою доминирующую роль как основного поставщика газа для европейцев. Это противоречит экспортным интересам стремительно набирающей обороты американской газовой промышленности. У США есть все причины за кулисами препятствовать строительству германо-российского газопровода.
Конфликт российско-американских интересов в этой сфере разворачивается на фоне технологической революции: в скором времени нефть и уголь уступят лидирующие позиции газу как важнейшему энергоресурсу. Растет популярность технологии сжижения газа и отправки СПГ при помощи танкеров. Если до сих пор существовал лишь нефтяной рынок, то благодаря СПГ-танкерам формируется и мировой рынок газа.
И США играют в этой сфере ведущую роль: благодаря так называемому фрекингу Америка заняла лидирующие позиции как крупнейший производитель сланцевого газа.
На фоне появления новых возможностей приобретения энергоресурсов Германия и Евросоюз встают перед выбором: становиться ли частью мирового рынка сжиженного газа или еще больше связывать себя строительством нового газопровода с Россией. И здесь экономические «за» и «против» неразрывно связаны с политическими.
Российское атомное наступление на Европу
Сара Стефанини
На протяжении многих лет ЕС пытался преодолеть российский контроль над европейскими поставками природного газа. Теперь, когда это, наконец, получается, планы расширить электростанцию, построенную Россией, вызывают опасения, что на Европе вот-вот сомкнется атомная хватка Москвы. Росатом построит Пакш-2 общей стоимостью 12 млрд евро и будет обеспечивать его работу 50 лет.
Когда Москва оказывает значительную финансовую помощь в рамках сделки, как это происходит в Венгрии, это не в последнюю очередь нацелено на прямую покупку влияния и политических услуг стран-членов ЕС.
Экспансия Росатома на международном атомном рынке началась в 2005 г. 12 лет спустя компания имеет портфель иностранных заказов примерно на 110 млрд долл: это и поставка новых реакторов и обогащенного урана, и оказание других услуг в 49 странах.
Это стало возможным только благодаря сильной поддержке Кремля и займам государственных банков.