USD 70.4999

0

EUR 79.2207

0

BRENT 42.77

0

AИ-92 43.06

-0.02

AИ-95 47.14

+0.02

AИ-98 52.88

-0.14

ДТ 47.6

+0.13

9 мин
30
0

Россия в заголовках №1-2, 2020

Nabucco могут соединить с другим трубопроводом

"По словам министра энергетики Турции Танера Йилдыза, существуют планы "слияния" трубопровода Nabucco с турецко-азербайджанским "Трансанатолийским трубопроводом" ("Танап"). Согласно этим планам, "Танап" доставлял бы газ из Азербайджана до Западной Турции, Nabucco - из Болгарии в Центральную Европу", - пишет Die Presse.

По словам Йилдыза, для Nabucco это решение было бы выгодным, поскольку государственная азербайджанская нефтяная компания Socar уже дала согласие на поставки газа через "Танап". Однако Socar собирается обнародовать решение о том, кто именно будет поставлять газ с большого месторождения "Шах-Дениз" в Европу, только в будущем году, продолжает газета. Это дополнение является решающим для всех запланированных в регионе трубопроводных проектов. Если Азербайджан не подтвердит свои планы, консорциум Nabucco может потерпеть крах.

При этом Евросоюз требует, чтобы на пользование большой частью мощностей Nabucco был объявлен свободный тендер, а Турция и Азербайджан не хотят подчиняться этому правилу. Сотрудничество между Nabucco и "Танап" решило бы эту проблему.


Очередной президентский срок Путина под знаком газовых войн?

В предыдущие годы своего президентства Путин приложил много усилий для укрепления Газпрома и обеспечения ему доминирующего положения в Европе. В начале своего первого срока Путин ввел в руководство концерна лояльных менеджеров. В начале второго – добился подписания договора с немецкими концернами E.ON и BASF на строительство балтийского газопровода «Северный поток», который напрямую соединил Россию с Германией в обход Центральной Европы. А под его конец Путин в спешке подписывал договоры о строительстве газопровода «Южный поток», по которому российский газ пойдет через Черное море в Южную и Центральную Европу.

Это было время громких газовых войн Газпрома с Белоруссией и Украиной, в ходе которых российский концерн впервые перекрыл вентили на транзитных газопроводах, по которым идет газ в Западную Европу. Накануне выборов было продемонстрировано оружие для ведения новых газовых войн. Недавно Газпром направил в международный арбитраж UNCITRAL в Вене иск против правительства Литвы, которое хочет отобрать у Газпрома свои газопроводы, проводя в жизнь европейские реформы в рамках т.н. Третьего энергетического пакета ЕС. Сейчас Газпром является основным продавцом газа в Литве и одновременно удерживает контроль над литовскими газопроводами, что противоречит европейскому законодательству. По оценке аналитика Номос-банка Дениса Борисова, высказанной им в газете «Ведомости», спор с Литвой – это лишь предлог. Газпром хочет создать прецедент, чтобы проверить, какие реальные последствия может иметь для него европейская реформа газового рынка, и как на практике будут реагировать арбитражные суды на иски против европейских законов.

По сути, венский арбитражный суд даст в ответ на иск Газпрома оценку нормам, которые призваны защищать европейцев от газовых монополистов. В тот же четверг Газпром снизил цены на газ для итальянского государственного концерна ENI, а с начала этого года российский гигант уже снизил цены немецкому концерну Wingas, французскому GDF Suez и австрийскому OMV. По оценке банка Société Générale, ENI будет платить сейчас менее 400 долларов за 1000 кубометров российского газа. Это на одну пятую меньше, чем платит польский нефтегазовый концерн PGNiG, которому россияне в скидках отказали.

Подобное демонстративные разделение Газпромом своих европейских клиентов, это тоже потенциальный источник очередного конфликта, в данном случае по поводу прописанного в Лиссабонском договоре принципа энергетической солидарности Европейского союза. 


Кэтрин Эштон: Как освободить Европу от "энергетического проклятия"

Европе приходится ввозить все больше энергоносителей из-за рубежа. Проблема в том, где покупать энергию, констатирует на страницах Le Figaro глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон. "За исключением Норвегии, мало стран-экспортеров, являющихся стабильными демократиями, поддерживающими теплые отношения с нами и между собой. Для стран, обладающих энергетическими запасами, часто характерна политическая напряженность вокруг вопроса о принадлежности ресурсов и их использования». И это не случайность: речь идет о так называемом "ресурсном проклятии".

Как только Европа преодолеет нынешние экономические трудности, ее спрос на энергию станет повышаться, поэтому необходимо гарантировать грядущие поставки. Для этого надо признать, что "энергетическая безопасность должна стать центральной целью внешней политики ЕС". Чем лучше Евросоюзу удастся поддержать тех, кто стремится к миру, демократии, правовому государству, устранению бедности, соблюдению правил в сфере инвестиций и свободной торговли в регионах, богатых энергоресурсами, тем успешнее он гарантирует процветание и стабильность энергоснабжения Европы, убеждена Эштон.

Во-вторых, необходимо диверсифицировать источники энергии, чтобы не зависеть от одного поставщика-монополиста и создать перспективы сотрудничества с широким кругом стран в сфере экологически безопасных источников энергии. 

В-третьих, необходимо способствовать модернизации поставок и способов добычи, транспортировки и использования энергии, чтобы ограничить спрос и минимизировать воздействие на окружающую среду. Эти меры могут отразиться и на политике энергоснабжения, отмечает Эштон.

В-четвертых, необходимо придавать больше значения энергетическим вопросам в двусторонних отношениях со странами, являющимися крупными производителями или потребителями энергии.
В основе как дипломатии, так и энергетических рынков лежит доверие, которое базируется на общепризнанных правилах, позволяющих рынкам удовлетворять потребности как производителей, так и потребителей. Поэтому для ЕС важны усилия по упрочению позиций международных соглашений о принципах энергетической безопасности. 

Это не означает, что внешняя политика ЕС должна стать жертвой энергетических нужд. В долгосрочной перспективе энергетическая безопасность будет зависеть от региональной стабильности, экономического развития, соблюдения прав человека и международных соглашений.

Киев угрожает «Газпрому» закупками «голубого топлива» в ЕС

Чтобы снизить цену газа на местном рынке, Украина рассматривает возможность импортировать «голубое топливо» не только из России, но и из Евросоюза. Эксперты рассматривают такие заявления как «блеф» и ожидают возобновления затянувшегося российско-украинского газового торга.

Украинский «Нафтогаз» планирует подписать с немецкой компанией RWE краткосрочный контракт на поставку в страну через трубопроводы Словакии спотового газа, купленного в Европе. Произойти это может, по имеющейся информации, уже в ближайшее время. Как отмечают украинские источники, соглашение станет «пробным шаром» и пока рассчитано на небольшие объемы поставок – лишь около 3 млн. кубометров газа в сутки.

Разворот украинской ГТС для импорта газа с юга и запада вместо закупок жизненно важного топлива в России по «кабальным ценам» анонсируется Киевом как вполне «реальная перспектива» на будущее. В частности, представители Украины уже провели переговоры с Турцией и Болгарией на предмет использования одного из турецких терминалов для поставок газа по трубопроводам Болгарии. Теоретически, если Киев договорится с Бухарестом, доставка газа украинцам этим направлением станет технически возможна.

Однако эксперты отмечают, что и в этом случае устранить зависимость от топливных поставок из России южному соседу удастся все равно очень не скоро. Кроме того, далеко не очевидно, что закупаемый «на стороне» газ окажется дешевле того, что может предложить «Газпром» при условии передачи ГТС Украины под контроль российского монополиста. «Заявленная Украиной постановка вопроса представляется маловероятной с технической и экономической точек зрения: технически пришлось бы для этого развернуть обратно газотранспортную систему половины Европы. Иначе непонятно, откуда должны взяться и прийти требуемые украинцами объемы газа. Экономически такой газ с учетом количества транзитеров, маржи, транспортных расходов окажется для украинского потребителя «золотым».

Страна потребляет около 100 млн. куб. м газа в сутки, в то время как зависимая от российского экспорта Европа может предоставить 3–5% от этого объема. Во-вторых, цены на газ на спотовом рынке очень нестабильны из-за небольшого объема этого рынка, и во время пикового спроса зимой превышают контрактные цены «Газпрома» для европейских покупателей.


Мораторий на рост цен на топливо закончился 

В прошлом году В.Путин потребовал от нефтяников переписать ценники на АЗС: «Потребитель должен почувствовать снижение цен на топливо на своем кармане — и чтобы это было видно на заправках». А в конце января министр энергетики С. Шматко заявил, что стоимость топлива на заправках будет заморожена до марта — об этом есть «принципиальная договоренность» с участниками рынка. Нефтяники слово сдержали: по данным Росстата, цены на бензин снижались в России три месяца подряд — на 0,3% в феврале, январе и декабре (против 0,6% роста в ноябре).

Но с прошлой недели оптовые цены на топливо пошли вверх, свидетельствует статистика ИАЦ «Кортес». Средняя по России оптовая стоимость бензина Аи-92 поднялась на 2,5% (до 26 420 руб./т, спот), летнее дизтопливо — на 3% (до 26 197 руб./т). Это рекордный рост с начала года, отмечают эксперты «Кортеса». Самый большой рост зафиксирован в Центральном федеральном округе, где дизель подорожал на 4,9% (до 26 883 руб./т), Аи-92 — на 4,2% (до 27 325 руб./т), Аи-95 — на 3,6% (до 28 267 руб./т). Снижения спотовых цен не было отмечено ни в одном регионе. На АЗС цены не менялись, гласит статистика «Кортеса».

Сейчас у нефтяников уже нет обязательств сдерживать стоимость топлива, поэтому компании постепенно приведут ее в соответствие с мировой конъюнктурой.
В любом случае к концу года цены вырастут на величину акциза и инфляции, уверен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Это порядка 11%, или 2-3 руб. за литр, при условии умеренного роста цен на нефть, подсчитал аналитик Номос-банка Денис Борисов. Но более вероятным он считает подорожание в пределах 2 руб. за литр.


Россия: зависимость от нефти тормозит экономическое развитие 

В этом году экономическая конъюнктура заметно остынет. Реальный рост экономики будет ниже уровня 2011 года, достигавшего 4,3%. Минэкономразвития официально прогнозирует рост в 3,7%, МВФ рассчитывает всего на 3,3%. Причина этого - слабая экономическая конъюнктура в мире; европейский долговой кризис в России ощущается слабо. "МВФ предупреждает: если Россия не изменит экономическую стратегию, то в среднесрочной перспективе рост экономики будет составлять от 3,5 до 4%. Если правительство проведет реформы, то ежегодный плюс, по прогнозам фонда, может составить 6%. Для этого необходимы сокращение бюджета, контроль инфляции и более развитая финансовая система. Кроме того, эксперты надеются на усиление роста благодаря запланированному на лето 2012 года вступлению в ВТО".


Саудовская Аравия пытается сбить цены на нефть в угоду Бараку Обаме 

Саудовская Аравия не согласна с текущими ценами на «черное золото» и намерена добиваться снижения стоимости энергоресурсов. В попытке охладить глобальный энергетический рынок главный геополитический союзник Вашингтона на Ближнем Востоке возобновляет разработку старых месторождений, а также увеличивает объемы экспорта нефти в США. 

Саудовская Аравия объявила войну высоким ценам на нефть, которые держатся на уровне выше 120 долл. за баррель. Согласно заявлению местного кабинета министров, королевство будет предпринимать как самостоятельные, так и согласованные с партнерами шаги для «возвращения цены на обоснованный уровень». Ранее Эр-Рияд заявлял, что справедливая цена за бочку нефти должна составлять около 100 долл. 

В попытке успокоить инвесторов, опасающихся скорого введения эмбарго на покупку нефти из Ирана, Саудовская Аравия решилась на возобновление добычи из старых месторождений. В частности, речь идет о самом первом крупном месторождении страны — Dammam. Дополнительные объемы нефти также должна обеспечить ускоренная разработка крупного месторождения Manifa на северо-западе страны. 

В качестве альтернативной меры, призванной уменьшить стоимость нефти, Эр-Рияд продолжает наращивать объемы поставок углеводородов для своего крупнейшего клиента — США. Объем импорта саудовской нефти в США достиг за первые десять недель этого года 1,5 млн барр., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 300 тыс. барр. — наивысший показатель за последние четыре года. 

Подобные действия Эр-Рияда оказались как никогда кстати для США, где многие кандидаты-республиканцы используют высокие цены на бензин как один из аргументов предвыборной риторики, направленной против Барака Обамы.

На высокую стоимость нефти уже обратили внимание в МВФ — глава фонда Кристин Лагард выступила с заявлением о том, что текущие цены могут стать очередной угрозой для глобального экономического роста.


   



Статья «Россия в заголовках №1-2, 2020» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1-2, Январь 2012)

Система Orphus