Ма Пин
Путин, ты приехал продавать нефть?
После избрания Путин под предлогом огромной занятости отклонил приглашение Обамы и не поехал на саммит G8 в Кэмп-Дэвид. Вместо этого он сначала отправился в Белоруссию, затем - в Германию, Францию, на саммит Евросоюза, в Узбекистан, и в конце концов приехал в Китай. О чем говорит маршрут его поездок?
Если посмотреть на карту, то страны, которые посетил Путин, дугой огибают территорию России и имеют сухопутное сообщение с ней. По своей природе все перечисленные страны являются нефтяными (газовыми) торговыми партнерами России. Из всего этого можно сделать два вывода: политическая власть Путина зависит от нефти, а снижение цен на нефть оказывает на него давление.
Эмманюэль Гринспан
Россия снова национализирует энергетику?
Владимир Путин может начать консолидацию нефтяных и электроэнергетических активов вместо того, чтобы развивать обещанную им приватизационную программу. На заднем плане этих политических маневров разворачивается борьба за влияние между приближенным президента России Игорем Сечиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым.
В 24 мая 2012 г Владимир Путин объявил календарь приватизаций, отправив тем самым инвесторам несколько противоречивых сигналов. С одной стороны, он подтвердил намерение о продаже части активов двух российских государственных энергогигантов (Роснефть и Газпром) с 2013 по 2015 год (то есть, речь идет о новой отсрочке). С другой стороны, он разрешил государственному холдингу Роснефтегаз, которому принадлежит 75% Роснефти и 10% Газпрома, принять участие в… приватизациях.
Александр Коляндр
Россия готовится к новому нефтяному наступлению
Когда Игорь Сечин, близкий союзник президента Владимира Путина, был назначен главой Роснефть, новость об этом целые сутки не появлялась на сайте компании. После своего назначения новый руководитель пообещал акционерам не увеличить их прибыль, а повысить производство и налоговые выплаты.
Пока инвесторы не знают, чего ждать от этого. Сечин никогда не скрывал своих прогосударственных взглядов, и при нем слегка подзабытая, но некогда популярная идея России как энергетической супердержавы может вернуться. В этом случае Роснефть может расшириться, поглощая более мелкие компании, и, в конечном итоге, стать для нефтяного сектора тем же, чем Газпром является на рынке газа - подразделением Кремля. Инвесторы не смогут всерьез этому противостоять. Дальнейшая приватизация компании при Сечине может не произойти в ближайшее время.
Мигель Бастеньер
Китайско-российский враг
Соединенным Штатам больше не нужно делать себе врага из Аль-Каиды, потому что у них появился настоящий враг, развивающийся ускоренными темпами: ось Китай-Россия, имеющая собственный форум - Шанхайскую организацию сотрудничества.
В основе этой зарождающейся холодной войны не столько некий союз, сколько стечение обстоятельств. Полноценный союз между Китаем и Россией невозможен: в отношениях Москвы и Пекина сохраняются серьезные разногласия. В то же время обстоятельства сложились так, что Китай и Россия, оказавшись в Совбезе, решили действовать сообща; к тому же ни одна из двух держав не готова смириться с чем-либо напоминающим однополярный мир под североамериканской эгидой. Именно противостояние Вашингтону скрепляет эту связь, которая вполне может оказаться временной.
Однако многие причины, заставляют задуматься о грядущем столкновении Китая-России и США. По состоянию на июль 2010 года Китай догнал США по потреблению энергии, а военные расходы Пекина, в 2000 году составлявшие одну двадцатую оборонного бюджета Америки, в 2011 выросли до одной седьмой, и это при отсутствии у Пекина международных обязательств планетарного масштаба; кроме того, Китай развивает морской атомный флот, что позволяет ему претендовать на превосходство в Китайском море. Что касается России, то она, по словам Михаила Горбачева, и прошлом переживала периоды ослабления, но они всегда оказывались временными.
Можно вполне обоснованно предположить, что в предстоящие десятилетия между державами развернется соперничество за обеспечение энергоресурсами. Китай и Россия обладают богатыми запасами угля, США рассчитывают на будущее освоение нефтяных месторождений Аляски и Мексиканского залива, однако энергетическая алчность крупных индустриальных стран представляется неутолимой. Поэтому ШОС - это проект, за которым следует следить предельно внимательно.
У Эр-Рияда проблемы с Россией на рынке нефти
Мэтью Халберт
Однако Россия представляет для Эр-Рияда проблему не только при высоких ценах. Сейчас об этом уже забыли, но еще в сентябре 2008 года, когда цены падали, вице-премьер Игорь Сечин специально посещал мероприятия ОПЕК, чтобы договариваться с членами картеля о двусторонних соглашениях. В Эр-Рияде били тревогу. При этом даже если Россия хотела добывать больше нефти в ущерб ОПЕК, ей было бы затруднительно это делать. Попытка Москвы подписать с картелем Меморандум о взаимопонимании была со стороны Кремля фундаментальным знаком слабости, а не силы. Грубо говоря, когда цены высоки, Россия для Саудовской Аравии бесполезна, а когда они падают - она мешает Эр-Рияду организовать серьезное ограничение поставок.
Москва никогда официально не вступит в ОПЕК. Президент Путин намерен играть вторую скрипку при Саудовской Аравии не больше, чем Эр-Рияд - создавать внутри картеля сильную российско-иранскую ось или делиться своим статусом компенсирующего производителя, дополнительно ослабляя свой контроль над мировыми рынками нефти. Что Москва будет делать, если ситуация осложнится, - это добиваться двусторонних соглашений вне форумов картеля с такими странами, как Нигерия, Венесуэла, Эквадор и Алжир, сохраняя свой статус наблюдателя в ОПЕК. «Ценовые ястребы» всегда ставят перед собой одну цель – поддерживать объемы, насколько это возможно, и максимально увеличивать цену. Вся тяжесть работы по установлению минимальных цен перекладывается на арабские страны Персидского залива (и особенно - на Саудовскую Аравию).
Нахождение России вне картеля, безусловно, геополитически выгодно Эр-Рияду и помогает ему сохранить статус основного ближневосточного партнера Америки, однако двустороннее сотрудничество России с отдельными членами ОПЕК вряд ли будет полезно для долгосрочного объединения добывающих стран в целом и выработки у них общих целей.