Газовый рынок дает Меркель и Путину передышку по «Северному потоку - 2»
В этом сезоне Германии не потребуются дополнительные потоки газа, и это дает А. Меркель и В. Путину еще один повод не торопиться с завершением строительства газопровода «Северный поток - 2». Спрос на газ снижается по всему континенту. Между тем предложение остается высоким, и американский СПГ возвращаются в Европу. Политика в вопросе изменения климата повлияла на расчеты рынка касательно того, когда может понадобиться «Северный поток - 2». Когда этот проект находился на стадии планирования, природный газ считался топливом, способным заменить уголь и применяться наряду с энергией солнца и ветра. С тех пор стоимость возобновляемых энергоресурсов упала. В то же время защитники окружающей среды все активнее выступают против строительства новой газовой инфраструктуры, особенно если учесть, что к 2050 г. Европа намеревается сократить объемы выбросов до нуля.
Этой зимой Европа сумеет справиться и без «Северного потока - 2», но когда экономический рост возобновится, спрос на газ может вырасти, а пока, согласно оценкам МЭА, спрос останется неизменным в течение как минимум пяти лет. В будущем отсрочки с введением газопровода, скорее всего, повлияют на оптовые цены на газ в Европе. Возможно, возникнет более выраженная потребность в создании запасов, чтобы сбалансировать европейские газовые системы. Также потребуется увеличить объемы импорта СПГ.
Азербайджанский газ - угроза для России
Отношениям Азербайджана и России, и без того напряженным из-за нагорно-карабахского конфликта, предстоит еще одно испытание. В конце года планируется запуск трубопровода из Азербайджана, который сможет еще больше сократить продажи российского газа в Европу и Турцию. Южный газовый коридор стоимостью 40 млрд долл пользуется поддержкой Европейской комиссии, поскольку она стремится ограничить зависимость Европы от российских энергоресурсов. Также проект пользуется поддержкой Турции, вставшей на сторону Баку. У Москвы хорошие отношения с Арменией и Азербайджаном, а также прагматичные отношения с Турцией. Однако конкуренция за продажу газа особенно нежелательна, так как российская экономика пострадала из-за падения спроса на нефть и газ. В первом полугодии экспорт природного газа Газпрома в Европу упал на 18%. Тем временем, за последние два года Азербайджан поставил в Турцию почти 7 млрд м3 газа по трубопроводу TANAP. По полностью завершенному Южному газовому коридору, который, как ожидается, будет введен в эксплуатацию в конце этого года, Турция будет получать 6 млрд м3 азербайджанского газа в год, 10 млрд м3 будут направлены в Европу. Азербайджанский газ вряд ли полностью заменит Газпром в Европе, но представляет серьезную угрозу, а учитывая увеличение импорта СПГ, начало поставок газа из Азербайджана приведет к усилению конкуренции.
Россия - Китай: и холодно, и горячо
82 % российских компаний, работающих с Китаем, планируют наращивать сотрудничество в этом направлении. Китайской стороне интересны совместные проекты в области энергетики, добычи полезных ископаемых, производства химикатов, и высокие технологии. Впрочем, пока вкладывать деньги в Россию Китай не спешит. За первый квартал 2020 г. Китай сократил вложения в российскую экономику на треть, с 3,7 до 2,4 млрд долл. Это, например, в десять раз меньше, чем инвестирует Ирландия или Люксембург.
Китай стал главным покупателем российской сельхозпродукции в текущем году. Он увеличил импорт на 27,2%. Доля Китая в общем объеме поставок продукции АПК из России составила 14 %.
Также Россия стала основным поставщиком нефти в КНР по итогам первых восьми месяцев года, обогнав Саудовскую Аравию.