Протесты на «заднем дворе» России
Юсуф Камиль
2 января в Казахстане вспыхнули масштабные протесты, в результате которых погибло много силовиков и протестующих. Казахстан имеет важное геостратегическое значение. Он остается в числе самых близких союзников России среди бывших советских республик. Ежегодно Казахстан экспортирует газа и нефти почти на 40 млрд долл, его основными импортерами являются Китай, Россия, Италия, Нидерланды и Франция. Аналитики опасаются, что протесты доберутся до нефтяных месторождений. Это может сказаться на поставках нефти в страны Азии и Европы. Не следует забывать и о газопроводе из Узбекистана в Китай, который проходит по территории Казахстана. Это самая большая советская республика и крупнейшее государство в Центральной Азии, обладающее обширными запасами нефти и газа. Это второй ближайший союзник Кремля после Белоруссии, в которой также недавно прошли массовые акции протеста после объявления итогов президентских выборов, на которых победил ставленник Кремля — А. Лукашенко, находящийся у власти с 1991 года, как и Назарбаев. Аналитики считают, что беспорядки в Казахстане отразятся на России, в первую очередь, с точки зрения геополитики, особенно в свете «военной эскалации» на границе с Украиной.
Санкции против «Северного потока — 2» опасны
Рэнд Пол
В настоящее время Министерство финансов США занимается реализацией нескольких десятков санкционных программ, направленных на то, чтобы изменить поведение отдельных стран. Тем не менее, никому, очевидно, не приходит в голову задать один важный вопрос: способствуют ли санкции миру и взаимопониманию, или же они усиливают напряженность в отношениях между странами? Опыт взаимодействия с Ираном должен послужить нам опорой в дебатах по поводу санкций против газопровода «Северный поток — 2». Однако тень меркантилизма затмевает собой свет прошлого опыта. Противники этого газопровода, что совершенно не удивляет, в основном находятся в тех странах, которые конкурируют за право поставлять газ. История свидетельствует о том, что торговля между странами и их взаимосвязанность служат препятствиями для начала войн. За последние десять лет Конгресс США и американские президенты успели ввести огромное количество санкций против России и Китая. Теперь поборники санкций хотят ввести их против уже достроенного газопровода. Но что в поведении России они хотят изменить? Скоро вы увидите, что санкции против «Северного потока — 2» обусловлены скорее меркантилизмом и протекционизмом, а вовсе не соображениями национальной безопасности.
Россия ехидно посмеялась над Западом
Кит Джонсон
Осень 2021 года была ознаменована таким энергетическим кризисом, который подстегнул рост цен на все виды топлива. Некоторым предприятиям пришлось сократить длительность рабочих смен или вообще закрыться, а потребители были вынуждены выйти на улицы. Россия ехидно посмеивалась, пока Европа умоляла ее увеличить поставки газа, от которого она вот уже несколько лет пыталась отказаться. Американские законодатели, которые уже долгое время хвастаются энергетическим господством США и ростом экспорта нефти и газа, внезапно отступили. Китай, который последние пять лет убеждал весь мир, что он переходит на экологически чистые источники энергии, вновь открыл для себя достоинства дешевого угля. Энергетический кризис 2021 года стал следствием целой серии неблагоприятных событий. Морозы, из-за которых увеличилось потребление газа, штили, которые остановили выработку энергии ветровыми электростанциями. Неумелая политика и близорукость тоже сыграли важную роль. Как и Соединенные Штаты, Европа сделала выбор в пользу либерализации энергетических рынков. Никто больше не обращает внимание на геополитическую ситуацию, и именно поэтому Россия до сих пор пережимает одной ногой шланг и держит руку на вентиле, уверенная в том, что именно она управляет энергетической судьбой Европы.