USD 109.5782

+1.57

EUR 116.141

+3.05

Brent 72.92

+0.24

Природный газ 3.329

+0.03

12 мин
1771

Нестандартные стандарты. Почему учет ресурсов углеводородов в России и на Западе дает разные результаты?

В условиях рыночной экономики, инвестирования зарубежного капитала в российскую нефтегазовую промышленность и активного выхода российских компаний на западные фондовые рынки особую актуальность приобретает вопрос сопоставимости результатов оценки ресурсного потенциала месторождений и перспективных площадей по российским и западным стандартам. Стандарты оказываются различными и результаты – тоже. Почему это происходит и к чему может привести?

Нестандартные стандарты. Почему учет ресурсов углеводородов в России и на Западе дает разные результаты?

По данным Минэнерго, на 1 января 2010 оценка запасов нефти в России по отечественной методологии более чем в два раза превышала оценку, полученную по международной классификации:

  • российская классификация (АБС1 + С2) 22,00 млрд. тонн

  • международный аудит 10,16 млрд. тонн.

При этом превышение отечественных оценок над международными по некоторым ВИНК еще больше. Например, по Роснефть и Русснефть – почти в 3 раза, ТНК-ВР – в 3,5 раза.

Отечественные специалисты привыкли к тому, что после открытия месторождения на государственный баланс ставятся как геологические, так и, обязательно, извлекаемые запасы углеводородов (УВ). Последние рассчитываются в соответствии с определённым на основании технико-экономических расчётов или принимаемым экспертно коэффициентом извлечения и сохраняются неизменными до того момента, когда производится пересчёт запасов, а он выполняется лишь при определённых условиях и даже может не проводиться вовсе, если первоначальная оценка подтверждается данными разработки. Такая процедура, унаследованная со времён Советского Союза, в Российской Федерации утверждена действующей отраслевой нормативной документацией. Однако при этом не учитывается ряд важных вопросов, без положительного ответа на которые экономически эффективная разработка месторождений невозможна, а, значит, и отсутствуют извлекаемые запасы.

Нам трудно себе представить, что какое-то открытое месторождение может иметь определенный объём УВ в пласте, но не иметь извлекаемых запасов. Однако в международной практике оценки запасов такая ситуация вполне возможна. Согласно международным стандартам, главным показателем ценности нефтегазового объекта собственности является величина извлекаемых запасов УВ, которая характеризует перспективу экономически эффективной разработки, то есть добычи УВ и их реализации на рынке с приемлемой прибылью. Именно критерий экономической эффективности лежит в основе определения извлекаемых запасов, сформулированного в 1987 году Обществом инженеров-нефтяников США (SPE) и принятого в опубликованной в 2007 году системе SPE-PRMS (Petroleum Resources Management System).

Попробуем разобраться, что такое запасы, как они определяются и в чем может заключаться причина этих отличий.


Экскурс в историю подходов к оценке ресурсов УВ

В международной практике известны различные классификации запасов и ресурсов УВ, такие как, например, используемая Комиссией по биржам и ценным бумагам США (SEC-1978), Рамочная классификация ООН (UNFC-2004), английская (SORP-2001), канадская (NI 51-101), китайская (PRO), норвежская (NPD-2001) и другие. Однако наиболее широко употребимой, особенно в целях независимой сертификации запасов, является система SPE-PRMS. Окончательная редакция этого документа, подготовленная четырьмя организациями: SPE - Обществом инженеров-нефтяников, AAPG - Американской ассоциацией геологов-нефтяников, WPC - Всемирным нефтяным советом и SPEE - Обществом инженеров по оценке запасов нефти и газа, была опубликована в марте 2007 года. Классификация SPE-PRMS явилась результатом многолетней работы специалистов многих организаций и компаний, в основном, американских, при сотрудничестве и широком обсуждении с нефтегазовыми фирмами, интересам которых, в том числе, и призвана служить эта система. Несколько позднее было опубликовано также и руководство по применению этой системы. Оба документа имеются в открытом доступе на сайте SPE /1, 2/.

Стоит упомянуть, что первые документы по данной тематике были подготовлены в начале 20-го века: первая классификация была предложена в 1907 году Лондонским институтом горного дела и металлургии, затем она дорабатывалась и уточнялась в 1911 году на XI Международном геологическом конгрессе. После этого на западе эта работа была возобновлена Американским Нефтяным Институтом (API, 1937 г.) и постоянно проводилась вплоть до нашего времени.

В Советском Союзе примерно в то же время появились отечественные разработки (Геолком СССР, 1928 г., И.М. Губкин, 1932-1937 гг.), последней из которых явилась Классификация запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, опубликованная под эгидой ГКЗ СССР в 1983 году. Именно эта классификация остается действующей до настоящего времени в Российской Федерации.

В начале 2000-х годов под эгидой ГКЗ Роснедра была проведена работа по подготовке новых регламентирующих документов, рассчитанных на сближение методов оценки запасов УВ с международными стандартами, в первую очередь, с точки зрения экономических подходов к оценке. Эта новая российская классификация запасов была опубликована в 2005 году. Она имела как значительные сходства с системой SPE-PRMS, так и существенные отличия, которые были отмечены в последовавших отечественных и зарубежных публикациях, в том числе и подготовленных специально созданным подкомитетом SPE.

Ввод новой российской классификации в действие, первоначально планировавшийся на 2009 год и затем перенесенный на январь 2012 года, был вновь отложен. Причем если в декабре 2011 года было объявлено, что ее внедрение начнется в 2013 году, то в марте текущего года приказ Минэнерго 2005 года об утверждении новой классификации был признан утратившим силу из-за неподготовленности этой классификации к внедрению, особенно с точки зрения ее экономической составляющей. Одновременно было заявлено, что измененная и уточненная версия классификации будет утверждена Минприроды в четвертом квартале 2012 года (Интерфакс-Нефть, №47 (4545) от 16.03.2012). При этом нельзя не отметить, что не было официально вынесено для широкого рассмотрения и обсуждения никакого обновленного варианта этого важнейшего для отрасли документа.

Понятно, что не способствует ускорению процесса подготовки новой российской классификации и произошедшая вслед за выбором нового президента нашей страны смена кабинета министров, в том числе и главы Минприроды.


Принципы классификации SPE-PRMS и отечественные подходы

В системе SPE-PRMS рассматриваются как открытые, так и неоткрытые ресурсы УВ, связанные как с традиционными, так и с нетрадиционными источниками. В данном контексте понимается, что к традиционным ресурсам относятся те объемы УВ, которые имеются в отдельных скоплениях, приуроченных к локализованным структурным или литологическим телам, испытывающим значительное влияние гидродинамических эффектов, как, например, всплывание нефти над водой; УВ добываются из них с помощью скважин и требуют лишь незначительной подготовки перед продажей. Нетрадиционные ресурсы существуют в скоплениях УВ, присутствующих на больших территориях и, как правило, не испытывающих существенного влияния гидродинамических эффектов (они также называются «отложения региональных УВ-содержащих комплексов» - “continuous-type deposits”); они требуют применения специальных технологий добычи и значительной подготовки перед продажей. Ниже приведен «ресурсный треугольник» из руководства по SPE-PRMS, на котором схематически приведены рассматриваемые в этой классификации виды ресурсов. К нетрадиционным источникам относят такие виды УВ как: сверхтяжелые нефти, битумы, сланцевая нефть, бассейновый газ, метан угольных пластов, сланцевый газ и газогидраты.


Рис. 1

Различные этапы геолого-технологического изучения и освоения нефтегазовых объектов и его результаты укладываются в довольно простую схему, использованную в системе SPE-PRMS (Рис.2). Горизонтальная шкала отражает уровень изученности или технической определенности, связанной с оценкой извлекаемых объемов УВ; эта определенность возрастает по шкале в направлении справа налево. Вертикальная шкала показывает «зрелость» изучаемого объекта с точки зрения вероятности достижения проектом стадии рентабельности, эта вероятность возрастает в направлении снизу вверх.

Все начальное количество УВ в пласте (НУВП) делится на две крупные группы: открытые и неоткрытые. Выделены следующие классы извлекаемых ресурсов: добыча, извлекаемые запасы и условные ресурсы (они относятся к открытым НУВП), и неоткрытые перспективные ресурсы. Помимо извлекаемых ресурсов, выделен класс неизвлекаемых УВ, как открытых, так и неоткрытых.

Очевидно, что в силу специфики, связанной с залеганием скоплений УВ в земных недрах, наивысшая определенность свойственна лишь накопленной добыче, т.е. реально замеренным количествам УВ, извлеченным из пласта на момент выполнения оценки. Количества УВ, относящиеся ко всем остальным классам и категориям – это всего лишь результаты неких оценок, суждений и т.д., которым свойственна неопределенность из-за того, что проверить или замерить то, что есть в недрах, невозможно. Именно с этим естественным обстоятельством связано включение в процесс оценки ресурсов фактора неопределенности.


Рис. 2 Страны с крупнейшими запасами нефти

Важно иметь в виду, что в данной классификации УВ изучаются под углом зрения возможности их рентабельного извлечения, то есть, ресурсы УВ рассматриваются как рыночный товар.

В частности, Запасами (извлекаемыми) называются «объемы УВ, которые предполагается экономически эффективно добыть из известных залежей при реализации проектов разработки, начиная с заданной даты и при определенных условиях». Практика использования этого определения основана на том, что извлекаемые запасы должны одновременно удовлетворять ряду важных критериев, а именно, на момент оценки они должны быть: 1) открытыми, 2) технически извлекаемыми, 3) рентабельными 4) связанными с конкретными планами и 5) остаточными на дату оценки. Упоминание в определении извлекаемых запасов о том, что процесс добычи предполагается в будущем, указывает на ещё один важный аспект. Он связан с наличием обоснованных оснований ожидать, что запасы будут извлечены. Иными словами, извлекаемые запасы всегда связаны с конкретными, документированными правами и намерениями недропользователя или компании-оператора относительно разработки месторождения в ближайшей перспективе. И, наконец, нельзя упускать из вида, что деятельность по разработке месторождений регламентируется действующим законодательством и лицензионными обязательствами и ограничениями, которые возложены на недропользователя и непосредственно влияют на его действия.

В отечественной практике мы традиционно используем слова «запасы» для обозначения нескольких понятий. Это – «геологические», «балансовые» и «извлекаемые» запасы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на начальные, текущие, остаточные. При этом, как ни удивительно, в российской методической литературе четкое определение извлекаемых запасов отсутствует! Поэтому каждый понимает этот термин согласно своему опыту и интуиции. Чаще всего в нашем понимании извлекаемые запасы – это произведение величины начальных геологических запасов на утвержденное значение КИН или сумма накопленной и прогнозной добычи.

Заметим, что в отличие от русского, в английском языке понятия «геологические запасы» и «извлекаемые запасы» обозначаются различными словами: Petroleum Initially-in-Place и Reserves. Четко сформулированные в классификации SPE-PRMS определения этих терминов помогают избежать двойных толкований и возможных недоразумений, связанных с ними.

В отличие от Запасов, Условные Ресурсы, согласно, – это «объемы углеводородов, потенциально извлекаемые из известных (открытых) залежей, рентабельная добыча которых на дату оценки не представляется возможной в силу одного или нескольких ограничений», таких как, например, нерентабельность добычи УВ в существующих экономических условиях, отсутствие лицензии на добычу УВ, проектного документа на разработку, транспортной инфраструктуры для доставки продукции на рынок или планов оператора относительно действий по разработке. Важно, что когда ограничения снимаются, Условные Ресурсы могут полностью или частично перейти в класс Запасы. И наоборот – Запасы переходят в Условные Ресурсы, если, например, резко падает цена на нефть и ее добыча в рамках конкретного проекта становится нерентабельной или прекращается доступ к системе магистральных трубопроводов.

В этой связи стоит упомянуть еще один важный аспект применения SPE-PRMS. Оценку ресурсов можно проводить на любой момент времени и, соответственно, оперативно отслеживать изменения, вызванные изменениями условий, влияющих на количественную оценку и классификацию извлекаемых объемов УВ, таких как упомянутая выше цена на нефть или доступ к транспортной инфраструктуре. В то же время, в отечественной индустрии значение КИН и, соответствующие ему извлекаемые запасы по залежам утверждаются заранее и практически не зависят от изменяющихся условий.

К неоткрытым Перспективным Ресурсам отнесены «объемы углеводородов, потенциально извлекаемые, согласно оценке на определенную дату, из неоткрытых залежей в ходе реализации будущих проектов разработки».

Ключевым в системе SPE-PRMS является понятие Проект, которое связывает залежь УВ и процесс принятия бизнес-решений, в том числе относительно выделения бюджета на те или иные действия. Это понятие много шире, чем проектный документ на разработку месторождения или залежи в российской практике. Проект может предусматривать разработку участка, залежи или месторождения, дополнительное бурение, внедрение методов увеличения нефтеотдачи и других технологий, проведение геолого-технологических мероприятий и т.д. На основе Проектов осуществляется управление разработкой месторождений на всех стадиях их подготовленности и освоения. В общем случае, Проект отражает уровень зрелости объекта с точки зрения принятия решения о реализации намечаемых действий (вложении средств) или отказе от них. Неотъемлемой частью Проекта является количественная оценка ресурсов, извлекаемых за счет его внедрения и, наоборот, извлекаемыми их делает реализация проектов по поискам, разведке и разработке. Без конкретного проекта нет извлекаемых запасов. Таким образом, извлекаемые запасы привязаны не только к конкретному месторождению, но и, в первую очередь, к планам работы на месторождении, то есть, к Проектам. И, наконец, рентабельность или нерентабельность Проекта – вот что отличает извлекаемые Запасы от Условных Ресурсов.

Еще одно ключевое понятие в системе SPE-PRMS - Обоснованная уверенность. Оно лежит в основе классификации как геологических, так и извлекаемых объемов УВ. Поскольку изучаемые месторождения нельзя непосредственно обмерить, а ожидаемые количества извлекаемых из них УВ нельзя рассчитать со 100 %-ной точностью, на первый план выходит именно обоснованность выполняемых оценок. Уверенность в оценках основывается на имеющихся сведениях о геологическом строении рассматриваемой залежи и содержащихся в ней УВ, режиме эксплуатации, внедренных и планируемых технологических решениях по ее разработке, эффективности планируемых мероприятий и сопутствующих экономических показателях. Чем более обоснованными являются заложенные в рассматриваемый проект решения и их результативность – тем выше уверенность и, соответственно, категорийность оцениваемых извлекаемых ресурсов.

Неопределенность при оценке ресурсов лучше всего выражается через диапазон возможных результатов. Так, в системе SPE-PRMS, различают Наименьшую, Наилучшую и Наибольшую оценки. Термин "наилучшая оценка" в данном контексте является выражением той оценки, которая представляется наиболее близкой к тому количеству, которое будет фактически добыто из данной залежи за время между датами выполнения оценки и завершения эксплуатации. Наименьшая оценка меньше по величине, но представляется наиболее уверенно обоснованной, а Наибольшая, хотя и указывает на возможный в будущем результат, но его достижение представляется маловероятным.

Используя вероятностную терминологию, указанные выше термины должны соответствовать уровням вероятности как показано ниже:

  • должна быть не менее чем 90% вероятность того, что фактически добытые объемы окажутся равными или превысят Наименьшую оценку,

  • должна быть не менее чем 50% вероятность того, что фактически добытые объемы окажутся равными или превысят Наилучшую оценку,

  • должна быть не менее чем 10% вероятность того, что фактически добытые объемы окажутся равными или превысят Наибольшую оценку.

Наименьшая и Наибольшая оценки дают представление о возможном диапазоне результатов, свойственном выполняемой оценке, а Наилучшая оценка соответствует центральному значению этого распределения. В случае, когда требуется получить единственный представительный результат относительно извлекаемых объемов УВ, используется Наилучшая оценка, поскольку считается, что именно она наиболее реалистично отражает искомую величину.

Таким образом, одно из коренных отличий международного (западного) подхода к оценке извлекаемых запасов УВ (например, согласно классификации SPE-PRMS) и подхода, практикуемого в России, состоит в том, что в первом случае оценка запасов исходит из перспектив экономически целесообразной добычи при реализации конкретных планов компании-оператора и поэтому является величиной переменной, зависящей от целого ряда влияющих на нее правовых, экономических и технологических факторов, а во втором – извлекаемые запасы являются фиксированной, официально утверждаемой величиной, рассчитываемой заранее и со значительной долей условности и как бы представляющей собой одну из неотъемлемых характеристик любого открытого месторождения. На наш взгляд, первый подход более корректно отражает реальную ситуацию и перспективы разработки месторождений на момент выполнения оценки запасов, а, значит, дает более объективную и надежную основу для принятия верных бизнес-решений.



Статья «Нестандартные стандарты. Почему учет ресурсов углеводородов в России и на Западе дает разные результаты?» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№8, 2012)

Авторы:
550703Код PHP *">
Читайте также