На сегодняшний день рынок соединительных деталей трубопроводов оценивается на уровне 120 тыс. тонн. При таких объемах типоразмерный ряд данных изделий насчитывает более 300 тыс. вариаций.
В наиболее общих чертах структуру рынка СДТ можно представить следующим образом.
Первый сегмент - СДТ малого и среднего диаметра (32 - 630 мм). К этому сегменту относятся: крутоизогнутые отводы, производимые методом протяжки через рогообразный сердечник; штампованные тройники, которые производятся методом гидроштамповки, переходы и заглушки, производимые методом штамповки.
Второй сегмент - отводы, гнутые токами высокой частоты (ТВЧ). К ним относятся СДТ диаметром от 108 до 1420 мм. Это штампосварные детали трубопроводов, диаметр которых варьируется от 530 до 1420 мм. Также сюда относятся крутоизогнутые штампосварные отводы, штампосварные тройники или тройники с отбортовкой горловины, переходы и днища.
Третий сегмент – трубные узлы. К ним относятся различные комбинации трубы с соединительными трубопроводными деталями, ТПА и прочими агрегатами. Диаметр - от 530 до 1420 мм. Этот сегмент составляют холодной гибки. Этот вид СДТ на 90% вынесен в условия трассовой гибки, в связи с чем в объеме не учитывается.
Потенциал рынка, по крайней мере, в России и странах СНГ, измеряется его ключевыми участниками. Основные игроки рынка «Газпром», «Транснефть», и ряд крупных нефтяных компаний. Предприятия группы компаний «Римера», входящие в направление «Магистральное оборудование» обеспечивают потребность рынка продукции более чем на 40% в сегменте отводов. Завод ведет постоянную работу по расширению линейки предлагаемых СДТ.
Рынок СДТ напрямую зависит от общей экономической ситуации, финансирования программ по строительству и модернизации магистральных нефте- и газопроводов, а также от цен на нефть и газ. В случае развития благоприятной экономической ситуации, можно говорить о некоем незначительном повышении объемов потребления труб и СДТ, что напрямую связано с реализацией программ строительства трубопроводов. Если же ситуация будет развиваться негативно, то рынок труб и соединительных деталей трубопроводов почувствует это на себе одним из первых. Если перенести это в реальную плоскость - сегодня ситуация на рынке достаточно позитивна и способствует созданию комфортных условия для его развития.
Примерно 90-95% потребностей всего рынка закрывают именно российские производители соединительных деталей трубопроводов. Оставшиеся 5-10% - это исключение из правил, которое применяется не часто.
К примеру, завершая определенный проект, приходит понимание того, что некоторых позиции не хватает, при этом отечественные предприятия предложить в необходимые сроки такие детали не могут. Продукция отечественного производства и клиенту обходится дешевле, нежели закупка ее за рубежом, при этом удобство форм расчетов и краткие сроки поставки оборудования являются важными факторами, положительно влияющими на принятие решения в пользу наших поставщиков.
На сегодняшний день российские предприятия полностью закрывают потребности России и стран СНГ в соединительных деталях. Ключевыми рынками сбыта, помимо России, тут являются Таджикистан, Узбекистан, Белоруссия, Украина, Казахстан. Последний, кстати, активно сотрудничает с российскими производителями, несмотря на наличие собственных предприятий. Стоит отметить, что бум строительства магистральных трубопроводов в «Транснефти» уже пройден. Однако, сейчас идет масштабное строительство проекта трубопроводной системы «Заполярье - Пурпе - Самотлор». Другой крупный заказчик, «Газпром», реализует строительство газопровода «Бованенково - Ухта», «Ухта - Торжок». В которых активное участие принимает челябинское предприятие компании «Римера - завод «СОТ». Объемы поставок только по этому году составляют более 4000 тонн продукции на сумму более 1,5 млрд рублей. Основной объем поставок составили трубные узлы, отводы холодного гнутья диаметром 1020 мм, отводы горячего гнутья диаметром 1020 и 1420 мм. Эти проекты в целом обеспечивают отрасль крупными заказами и диктуют спрос на продукцию. Немалое влияние оказывают и программы газификации регионов России, а также модернизация существующих и освоение новых месторождений.
Одна из тенденций последнего времени, о которой также стоит упомянуть - переход первенства в части реализации крупных проектов от Транснефти к Газпрому. Если в 2006-2008 годах ситуация была совершенно противоположная - основная выручка шла именно за счет Транснефти, реализовавшей на тот момент масштабный проект «Восточная Сибирь – Тихий Океан». Напомним, это нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой. Реализация проекта позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Проект в настоящий момент находится на стадии завершения. Сейчас планы по строительству газопроводов, которые реализуются «Газпромом», более амбициозны. Если же говорить о ВИНКах, то они являются потребителями СДТ исключительно в рамках внутрипромысловых продуктопроводов, строительства НХП и НПЗ и спрос на продукцию, формируемый этими компаниями зависит исключительно от того, насколько прибыльным является этот бизнес для них. К тому же, для внутрипромысловых месторождений требуется исключительно мелкие и средние соединительные детали трубопроводов. В целом ВИНКи формируют рынок СДТ, но не в той степени, в которой это делают «Газпром» и «Транснефть».
Говоря о состоянии нефтепроводов в России следует отметить, что в основной массе они строились в 70-х -80-х годах. Нам досталось еще советское наследство. Но нельзя сказать, что магистрали находятся в плачевном состоянии. Существует планы, при этом как тактические, так и стратегические, в соответствие с которыми проводятся плановые ремонты. Речь не идет о некоем государственном проекте, как, например, в Саудовской Аравии (Saudi Aramco реализует проект по замене всех трубопроводов, часть оборудования поставляет MSA). Но такая работа ведется, делается это в плановом режиме, и «Газпромом», и «Транснефтью», и «Новатеком». Объемы замен достаточно масштабны, где-то меняются блоки нефтепроводов, где-то вообще прокладываются новые целиком.
В настоящее время помимо как такового производства СДТ рынок требует существенных пределов и инноваций, которые необходимы для воплощения современных высокотехнологичных трубопроводных систем.