Инвестиционная емкость шельфовых проектов велика. В связи с усложнением, в сравнении с материковыми, технологических процессов разведки и добычи углеводородов, эти проекты отличаются масштабностью и длительными сроками реализации. Поэтому организация шельфовых проектов предполагает детальную проработанность, высокий уровень планирования и своевременную идентификацию рисков. Россия, как и любое другое государство, заинтересована в увеличении доли своих поставщиков в нефтегазовых проектах на шельфе.
У России уже есть опыт работы на шельфе. Это проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», «Приразломное», D-6 («Кравцовское»). До сих пор этот опыт был удачным, но полностью ли это заслуга отечественных компаний? Доля отечественного оборудования и услуг, задействованных в шельфовых проектах, не превышает 45%. При этом, государство анонсирует, что доля должны достигать 70%.
В тоже время, только применение современных технологий и оборудования может гарантировать эффективность и безопасность работ. Особенно, когда речь идет о работе в сложных климатических условиях. Поэтому сотрудничество российских нефтедобывающих компаний должно строиться с теми странами, которые этими технологиями обладают.
Один из лидеров в этой области – Норвегия. Технологии норвежских компаний появились на рынке 35 лет назад и прошли апробацию на таких шельфовых проектах, как Ормен Ланге и Сновит.
Руководитель проекта сотрудничества между российскими и норвежскими компаниями на крайнем севере – организация Intsok. Это норвежская государственная организация, которая призвана помогать норвежскому бизнесу как в Норвегии, так и за ее пределами. Также она располагает сетью представительств за пределами Норвегии, осуществляющими свою деятельность при посольствах и генеральных консульствах более чем в 30 странах. В России 3 таких представительства: в Москве, Санкт-Петербурге и Мурманске.
Ассоциация включает в себя 226 компаний-поставщиков нефтегазового оборудования. С учетом того, что нефтедобывающая промышленность Норвегии сконцентрирована на море, предлагаемое этими компаниями оборудование полностью ориентировано на добычу на шельфе.
За последние 2 года произошли серьезные изменения в политических взаимоотношениях между Россией и Норвегией, а именно была определена граница на море, где была так называемая «серая зона». Теперь территориальные воды четко обозначены и территориальных споров между 2-мя странами не существует. Эта серая зона, как предполагают, заключает в себе достаточно большие запасы углеводородов. В соответствии с договором о делимитации границы, те месторождения, которые будут найдены на территории России или Норвегии, будут разрабатываться компаниями этой страны, а обнаруженные на границе - совместно.
Сегодня нефтегазодобывающая промышленность Норвегии смещается с юга страны, где она изначально развивалась, на север. В России морских проектов по разным причинам пока мало. Но государственная политика в области регулирования нефтедобычи предписывает, что значительная доля нефтегазовых ресурсов страны должна добываться на море.
Несмотря на то, что в России уже запущены шельфовые проекты, их доля не превышает 3-5%, в то время, как в Норвегии она составляет 100%. Безусловно, делимитация открывает новые возможности, но освоение арктических месторождений породит и ряд проблем.
В-первую очередь – это проблемы технологического плана. Могут ли современные технологии обеспечить выполнение высоких экологических требований, ведь Арктика достаточно хрупкий природный регион? Существуют ли необходимые ресурсы, не только финансовые, но и человеческие, кто будет выполнять работы? И ряд других вопросов. Все возможные проблемы страны вынуждены будут решать совместно.
Кроме того, от перспективных мест добычи до рынков сбыта достаточно далеко, что затруднит транспортировку. В связи с этим остро встанет проблема логистики. Агрессивные климатические условия Баренцева моря потребуют применения специальной техники, сконструированной для работы во льдах. Эти проблемы легче решать совместно. В этом отношении есть частичный опыт работы у Норвежцев в тяжелых северных условиях. У российских компаний есть небольшой опыт работы в Арктике, которым они могут поделиться, ведь Северный морской путь эксплуатируется в основном, с помощью российских судов.
Не забывайте государственный тренд последних лет на импортозамещение.
Это уже вынуждает компании, работающие на Арктическом шельфе работать с российскими производителями оборудования и услуг.
Это, конечно, упрощенно, но в статье не стоит задача детального описания технологических проблем освоения Арктики.
С учетом этих факторов был разработан совместный российско-норвежский проект сотрудничества в области нефтегазовой промышленности.
На сегодняшний день в проекте с норвежской стороны поддержку оказывают государственные структуры и частные компании.
Intsok имеет полномочия выступать от имени норвежской нефтегазовой промышленности и работает над программой сотрудничества российских и норвежских поставщиков для удовлетворения нужд настоящих и будущих проектов на шельфе. Одна из ее задач определить заинтересованность российских компаний в сотрудничестве. В отличие от норвежского нефтегазового комплекса, где поставщики в основном сами являются инициаторами разработок и внедрения новейших технологий, российские производители больше сконцентрированы именно на изготовлении, причем типового оборудования, широко заказываемого потребителями, то есть нефтяными компаниями. Поэтому шельфовые технологии, с одной стороны, должны быть востребованы нефтяными компаниями, а, с другой стороны, производители должны иметь мотивацию и стремление изготавливать оборудование на их основе. Таким образом, реализация проекта сотрудничества предполагает некоторое преодоление различий, существующих ныне в идеологии и организации двух систем. Остается вопрос, кто с российской стороны готов взяться за совместную с норвежцами работу по налаживанию взаимодействия между конкретными предприятиями и компаниями. С российской стороны - крупные компании (проявили заинтересованность в участии в проекте Мурманское морское пароходство, Газпром), сетевые организации, также научно-образовательные учреждения, в частности, институт им. Губкина.
Цель проекта – способствовать росту российских и норвежских нефтегазовых проектов на севере через кооперацию и повышение знаний российских арктических технологий. А также, способствовать экологически чистому развитию нефтегазовых ресурсов на Крайнем Севере.
Первая задача проекта – оценить общие технологические сложности, с которыми норвежские и российские компании столкнутся в Арктике. Вторая – проанализировать существующие технологии и методы, учесть российский и норвежский опыт, который могут предложить компании двух стран.
Столкнуться придется со многими проблемами и все их предугадать сегодня сложно. Но уже можно понятно, что многие из проблем надо прорабатывать особенно детально, в первую очередь те, которые касаются безопасности и экологии. Например, если мы говорим про экологию разлива нефти, к любым вариантам развития надо быть готовым. От катастроф никто не застрахован, а катастрофа в Арктике будет носить особенно сложный характер. Как бороться с разливами нефти на льду? Сегодня эффективных технологий в эксплуатации нет. И даже если они существуют на уровне разработок в реальных условиях, их никто не проверял. Даже опыта норвежских компаний работающих в этом направлении явно не достаточно. Все норвежские месторождения хотя и находятся в северных широтах, но из-за Гольфстрима там нет льдов.
Можно выделить несколько фокусных областей, в которых будут проходить работы экспертных групп: во-первых, логистика и транспорт, во-вторых, буровое оборудование, в-третьих, оборудование, обеспечивающее мониторинг и планирование борьбы с разливами нефти, в-четвертых, трубопроводы и подводные установки и, в-пятых, плавучие и стационарные установки.
Проект рассчитан до начала 2015 г. и он состоит из нескольких этапов.
Первый этап 2011-2012 гг.
На этом этапе должны будут получены подтверждения заинтересованности сторон и подготовлены рабочие проекты. В этом году обсуждаются проекты логистики и транспорта, бурение и необходимое оборудование. Будут систематизированы имеющиеся общие арктические технологии и проблемы, обоснована необходимость в новых технологиях.
Второй этап - 2013 год. Работа этого этапа будет вестись в рамках вопросов, касающихся защиты окружающей среды.
Третий этап - 2014 год. Деятельность экспертов сфокусируется на работе оборудования, плавучих и стационарных платформах.
Затем, все полученные данные будут проанализированы и уже тогда сформируется более четкое представление, какие инновационные технологии и разработки будут внедряться из уже имеющихся, на какие будет дан заказ научно-техническим центрам и научно-исследовательским институтам.
Четвертый этап - 2015 год – будет посвящен разработке рекомендаций по конкретным видам работ.
На каждом этапе рабочая группа планирует проведение семинаров для российских и норвежских компаний. Участники проекта смогут познакомиться с лидирующими компаниями отрасли, представить свои возможности. Такая работа наполнит промышленным содержанием политическое сотрудничество между двумя странами.
С точки зрения норвежской стороны, проект сотрудничества должен состоять из двух стадий. Первая заключается в проведении отбора среди российских компаний - поставщиков, производителей и подрядчиков - кандидатов, способных работать на нужды шельфовых проектов. Данный отбор будет производиться, с одной стороны, с учетом узких мест в спектре имеющихся российских технологий, используемых на шельфе, а, с другой стороны, с учетом способности российского предприятия к быстрой адаптации нового производства и подбора профильной норвежской компании. Согласование коммерческих, технических, организационных условий сотрудничества относится к сфере деятельности конкретных компаний. Отбор предполагает проведение интервью как с производителями оборудования, так и с потенциальными потребителями, что поможет более точно определить ситуацию. В партнерстве с заинтересованной российской стороной будет выступать в роли заказчика и руководителя проекта. Для этого будет сформирован управляющий комитет.
Нечто подобное уже проводится в Северо-Западном регионе - Мурманской и Архангельской облястях - в рамках локального изучения возможностей российских поставщиков удовлетворять запросы международных нефтегазовых заказчиков. Проект называется «Развитие системы поставок на Северо-Западе России» и ставит задачей изучение, определение квалификации и сертификацию российских производителей и подрядчиков с целью регистрации их в квалификационной системе Achilles поставщиков норвежского и датского шельфа Северного моря. Заказчиком является нефтяная компания Norsk Hydro, проводящая подготовку обеспечения широкомасштабных проектов по добыче углеводородов на арктическом шельфе РФ.
Предлагаемый Intsok проект носит более глобальный характер. Первая стадия должна определить потенциальных российских поставщиков, способных работать в кооперации и при поддержке международных партнеров; составить перечень норвежских технологий, производителей и поставщиков, которые могут создавать инновационное партнерство с целью увеличения доли российских поставок для нефтегазовых проектов на шельфе; выявить будущие потребности в поставках и сервисе для российского рынка шельфовых проектов, а именно в областях снабжения, технологии, безопасности, охраны окружающей среды, эксплуатация оборудования, техобслуживания и модификации, подготовки персонала и передачи технологий.
Второй стадией проекта, как предполагается, должна быть реализация на практике рекомендаций первой стадии путем помощи в установлении контактов и организации взаимодействия между профильными норвежскими и российскими компаниями. Этот этап можно осуществить за счет проведения практических семинаров, рабочих встреч, визитов на предприятия.
Данный проект сотрудничества сулит новые возможности для развития российских производителей, поставщиков и подрядчиков нефтегазового сектора. Здесь нужно учитывать не только производственную сферу. Овладение новейшими технологиями предполагает определенный уровень культуры производства, планирования и управления, что ведет к изменению психологии людей, занятых в процессе. Социальным аспектом является перспектива создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала, имеющего достойный уровень оплаты.