В целом, падение производства в отрасли составило 4,8%, относительно объемов производства 2014 года и почти равна падению промышленного производства - 3,8%. Падение потребительского спроса населения привело к ожидаемому снижению реализации продукции строительного назначения и структурному сдвигу в сторону роста продаж эконом сегмента.
В промышленном секторе лакокрасочных материалов существенно снизился импорт ЛКМ. Причины понятны, общее падение производства промышленной продукции, особенно автостроения и внимание потребителей к аналогичной продукции российских производителей.
В настоящей статье мы немного расскажем, что происходит в промышленном секторе лакокрасочных покрытий и на предприятиях, профессионально развивающих тематику лакокрасочных систем для защиты металла от коррозии.
Мы исходим из того факта, что антикоррозионная защита изделий или инфраструктурных объектов - важнейшая часть производственного цикла для предприятий-потребителей. По данным литературных источников потери от коррозии с учетом состояния окружающей среды и климатических условий оцениваются от 1,5 до 5% ВВП*. Антикоррозионные системы ЛКМ должны обладать длительной эксплуатационной стойкостью, должны позволить потребителю компенсировать затраты на окраску и на длительный срок забыть о процессах коррозии изделий или сооружений, действуя по принципу «покрасил и забыл».
По оценке Ассоциации «Центрлак» в отраслевом потреблении ЛКМ промышленного назначения зависимость от импорта критически высокая. См. таблицу 1.
Таблица 1
Например, в антикоррозионной защите металла (мосты, тяжелые металлические конструкции, нефтяные танки, нефте-газо-трубопроводы и инфраструктура) потребление импортных ЛКМ составляет 60-80%. В судостроении, авиастроении - до 90%. Такая ситуация не может не беспокоить отраслевое сообщество и руководителей предприятий. Понятно, что завоевание рынков потребления западными компаниями ставит несколько амбициозных задач перед отечественными производителями. Главные из них: инвестиции в разработку конкурентных систем ЛКМ, снижение стоимости производства, мероприятия по внедрению, промышленный маркетинг. К сожалению, потребители не всегда осведомлены о возможностях российских производителей и о новых современных системах ЛКМ. Внедренческая работа требует времени и активной позиции в СМИ самих производителей. Второй вопрос заключается в себестоимости производства. Необходимо быть конкурентными и искать пути снижения производственных затрат, которые зависят от объемов заказов.
К счастью, кризис вынуждает предприятия быть активными и инвестировать в разработку новых, конкурентоспособных материалов, не уступающим аналогам, поставляемым на наш рынок из-за рубежа. В 2015 году практически все предприятия Ассоциации "Центрлак" ввели в ассортимент новые линейки материалов для антикоррозионной защиты, защиты металла и металлических конструкций, коммерческого транспорта и т.п. Сертификация этих систем в отраслевых лабораториях показала отличные показатели, сравнимые, а порой и превосходящие, импортные ЛКМ. Мы не будем рекламировать те или иные системы ЛКМ российских изготовителей. С ними можно ознакомиться на самих предприятиях, на сайте ассоциации www.centrlack.ru, сделав соответствующие запросы специалистам.
Хотим отметить, что такая активная работа российских изготовителей к разработкам новых системных покрытий показывает хороший научный и производственный задел предприятий. Ранее сделанные инвестиции в создание новых мощностей, в закупку нового оборудования, в кадры, в науку, лаборатории позволили предприятиям быстро реагировать на изменившейся вектор развития экономики в сторону российских товаров и импортозамещения.
Как профессиональная организация в области производства и потребления ЛКМ нам приятно отметить, что наша промышленность может предлагать и предлагает весь набор материалов для тяжелой антикоррозии со сроком службы покрытий до 15-20 лет, защитные системы покрытий, работающие в агрессивных средах С5 I, С5-М согласно ISO 12944, стойкие к воздействию серной, азотной кислот, а также раствора гидроксида натрия, для защиты металла и металлических конструкций эксплуатируемых в различных климатических зонах Т, ТС, ТВ, УХЛ, ОМ, В по классификации ГОСТ 15150-69.
Продолжают свое развитие системы ЛКМ с цинком, материалы с высоким сухим остатком (альтернатива материалам на водной основе по защите окружающей среды и экологии), с повышенным содержанием антикоррозионных пигментов и наполнителей.
На все системы, предлагаемые нашими предприятиями, может выдаваться гарантия их эксплуатационной стойкости, при согласовании с потребителями важных вопросов условий нанесения. Для российских предприятий лакокрасочной отрасли инвестиционные проекты развития новых рецептур и материалов, в основном, финансируются из собственных средств.
Привлечение кредитов рискованно, стоимость их высокая, а реализация продукции не предсказуема. Иностранные предприятия порой так активно и профессионально работают с потребителем, что нашему «брату» надо прикладывать вдвое больше усилий, чтобы убедить потребителя применять отечественный продукт, стоимость которого, чаще всего, меньше, а эксплуатационные и технологические свойства при нанесении аналогичные.
Авторы уверены, что кризисные явления, не прекращающиеся уже много лет в Российской Федерации по причинам внешним и внутренним, делает наши предприятия более конкурентоспособными. Конечно, очень хочется, чтобы наш потребитель, российские предприятия, разделяли эту точку зрения на кооперацию и развитие, что без построения надежных взаимовыгодных и долгосрочных отношений развивать промышленный потенциал не возможно не только в нашей стране, но и в мире. Внимание российских потребителей ЛКМ к российским производителям лакокрасочных материалов - важнейший элемент устойчивости всей нашей экономики и нефтехимического комплекса.