USD 73.9968

0

EUR 89.6249

0

BRENT 68.67

-0.16

AИ-92 45.33

-0.01

AИ-95 49.06

-0.03

AИ-98 55.11

+0.05

ДТ 49.37

+0.01

9 мин
228
0

Что делать с избытком углеводородного сырья?

В России, являющейся крупнейшим производителем углеводородного сырья, доля химического комплекса в ВВП страны составляет полтора процента. Для повышения уровня выручки от переработки нефти и газа необходимо расширять производство продукции с высокой добавочной стоимостью. В данной статье показаны перспективы спроса российского рынка на такую высокотехнологичную продукцию передела углеводородного сырья, как изделия из пластмасс и шины.

Что делать с избытком углеводородного сырья?

Реализация ряда проектов, таких как ОАО «Ново-Уренгойский ГХК», ООО «Запсибнефтехим», Балтийский НХК и других направлена на расширение производства углеводородного сырья (УВС), а также на решение проблемы его более полного и комплексного использования (утилизация попутных нефтяных газов - ПНГ, извлечение ценных компонентов и фракций из «жирного» природного газа и др.).

В настоящее время в нефтегазохимию, то есть в сектор повышенной добавочной стоимости, поступает примерно 1/3 произведенного объема. В соответствии со Стратегией развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года (утверждена приказом Минпромторга России и Минэнерго России от 8 апреля 2014 г. № 651/172) в нефтегазохимическое производство будет поступать до 60% выпуска УВС, то есть в ближайшие 15 лет для его переработки поступит дополнительно почти 10 млн.т нафты, 5,2 млн.т сжиженных углеводородных газов (СУГ), 4,5 млн.т этана (рис.1).


Рисунок 1. Структура потребления УВС в нефте и газохимии

Возникает вопрос: В какую продукцию его лучше перерабатывать?

Безусловно, таким вопросом специалисты озабочены не впервые и именно поэтому находятся в постоянном решении задачи по развитию производства химической и нефтехимической продукции, качество и ассортимент которой соответствует спросу российского и мирового рынков.

На сегодняшний день наибольшие успехи в нефтехимическом производстве достигнуты в области производства полимеров. С широким размахом созданы новые мощности по выпуску полиэтилена, полипропилена, ПВХ, полистирола, ПЭТ, увеличен их марочный ассортимент, вплоть до выпуска дефицитных марок, закупаемых по импорту, а по некоторым полимерам существенно увеличен экспортный потенциал (прежде всего по полипропилену).

Однако полимеры – это всего лишь полупродукты и если нет базы по их переработке, для российского рынка они не нужны. Конечно, профицит можно реализовывать на рынках других стран, но в этих странах российские полимеры перерабатываются в изделия и некоторые из них в виде товаров с добавочной стоимостью возвращаются в Россию. В результате теряется прибыль и не задействуются дополнительные рабочие места.

Произошедшее в последние годы расширение производственной базы по выпуску полимеров (не только по объему, но и по ассортименту) оживило российскую промышленность по переработке пластмасс, которая долгое время уступала основные ниши российского рынка зарубежным компаниям. В настоящее время в отрасли по переработке пластмасс, которую следует идентифицировать как отрасль среднего и малого бизнеса, игроками являются более 6500 компаний, из них листы производят 5 крупных производителей, компаундированием занимаются профессионально 12 компаний, трубы выпускают 150 компаний, упаковку - примерно 2000 компаний, литьевые изделия - более 4000 и вполне возможно, что где-нибудь в гаражах работают неучтенные производители полимерных изделий.

По причине множественности участников рынка переработки пластмасс показатель объема выпуска полимерных изделий весьма условен. В соответствии с имеющимся показателем объема производства, экспорта и импорта изделий из пластмасс в 2014 г. их видимое потребление составило 5180 тыс. т, в 2015 г. из-за спада экономики и сокращения спроса со стороны ряда потребляющих отраслей потребление снизилось до -4901 тыс. т. Вместе с тем, рынок полимерных изделий перспективен и в соответствии с прогнозом к 2030 году расширится в 2,6 раза вследствие роста потребности со стороны основных переработчиков пластмасс в изделия для машиностроения, строительства, потребительского сектора, сельского хозяйства и др.


Рисунок 2. Структура потребления продукции переработки пластмасс по товарам, %

На рис. 3-7 приведены прогнозные оценки спроса на полимеры со стороны переработчиков пластмасс на период до 2030 года.*


Рисунок 3. Прогноз спроса на полиэтилен (ПЭ) в период до 2030 года

* Представленные в статье прогнозные оценки спроса на основные виды нефтехимической продукции подготовлены в ОАО «НИИТЭХИМ» в 2015 году по заданию Минпромторга России в целях корректировки «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года».

Наибольший спрос ожидается на трубные марки ПЭ. В секторе производства кабельных оболочек будет увеличиваться спрос на изоляционные материалы из сшитого полиэтилена.

Развитие рынка линейного полиэтилена будет определяться спросом на стрейч-пленку, которая постепенно будет вытеснять термоусадочную пленку и займет в данном секторе потребления полимера лидирующие позиции. Предполагается также развитие сектора многослойных пленочных композиций.


Рисунок 4. Прогноз спроса на полипропилен (ПП) в период до 2030 года

Прогнозируется, что до 50% вырабатываемого ПП будет потребляться в трубном производстве. Кроме того, ожидается   увеличение спроса для производства БОПП-пленки. В секторе нетканых материалов важным направлением развития является реализация проектов по созданию производства геотекстиля и геомембран. Дальнейшее развитие получит производство автокомпонентов из полипропилена.


Рисунок 5. Прогноз спроса на полистирол (ПС) в период до 2030 года

В наибольшей степени прогнозируется увеличение спроса на ПС, используемый в производстве XPS-плит, применение которых позволит решить одну из важнейших задач ЖКХ - тепло- и энергосбережение.


Рисунок 6. Прогноз спроса на поливинилхлорид (ПВХ) в период до 2030 года

Важнейшие сферы применения ПВХ сохранятся при некотором усилении позиций производителей труб, кабельных пластикатов и линолеума.


Рисунок 7. Прогноз спроса на полиэтилентерефталата (ПЭТ) в период до 2030 года

Снижение темпов спроса на ПЭТ связано с законодательным запретом (законопроект № 280796-6) использования ПЭТ для упаковки слабоалкогольных напитков, составляющих не менее 20% в общем объеме упаковки из ПЭТ.

Рисунки 3-6 иллюстрируют рост потребности в ПЭ, ПП, ПС и ПВХ для производства изделий из пластмасс (прежде всего труб, строительных конструкций, деталей для автомобилей и др.), в том числе закупаемых в настоящее время по импорту на сумму 5-6 млрд.долл. в год.


Рисунок 8. Основные производители шин в России (по данным за 2013 г.), млн шт.


Рисунок 9. Прогноз спроса на шины для легковых автомобилей на период до 2030 года


Рисунок 10. Прогноз спроса на шины для грузовых автомобилей в период до 2030 года

Учитывая перспективность рынка полимерных изделий представляется целесообразным расширение продуктовой нефтегазохимической линейки до конечной продукции, то есть организовывать производство среднетоннажных изделий из пластмасс (прежде всего труб и строительных конструкций) в рамках компаний-производителей полимеров. Такая интеграция увеличит прибыльность и снизит зависимость от импорта.

Другим важным направлением переработки УВС в продукцию с высокой добавленной стоимостью и востребованную на внутреннем рынке, является производство шин и зарубежные компании, видя перспективность российского рынка, уже пришли в отрасль со своими технологиями и успешно развивают как производство, так и дистрибуцию.

Тем не менее, до настоящего времени российский рынок шин находится в глубокой зависимости от импорта: 50-55% потребности удовлетворяется за счет закупок за рубежом. .

Вопрос: Почему на российском рынке шин столь высокая импортная составляющая?

На взгляд автора, такая ситуация определяется двумя причинами. Во-первых, недостаточной конкурентоспособностью отечественных шин в премиальном секторе и это при том, что российские производители шин имеют высокую тарифную защиту от иностранных конкурентов, что помогает им выдерживать неблагоприятную конкуренцию (в настоящее время ставка ввозной таможенной пошлины на шины и покрышки пневматические резиновые новые для легковых автомобилей составляет 14%, но не менее 3,41$/шт.)

Во-вторых, сознательным предпочтением импортной продукции для использования в автомобилях зарубежных марок, в том числе при их сборке на территории России иностранными компаниями (Ford, Volkswagen, Skoda, Citroen и др.).

В перспективе до 2030 года российский автопарк существенно расширится (количество легковых автомобилей может возрасти вдвое), при этом увеличится рынок не только первичной, но и вторичной комплектации машин шинной продукцией. По прогнозной оценке за 15 лет спрос на шины для легковых автомобилей возрастет на 88,5%, для грузовых автомобилей – на 92,5% (рис.10,11).


Рисунок 11. Примерная структура себестоимости шины класса В, %

Следует, однако, отметить, что несмотря на заявленные проекты по расширению производства шин степень зависимости от импорта даже в 2030 году может остаться достаточно высокой: по оценке, иностранные шины для грузовых автомобилей займут 32,5% рынка, для легковых автомобилей – до 30% рынка.-

Чтобы выдержать конкуренцию, снизить зависимость от импорта и получить дополнительные дивиденды необходимо повысить конкурентоспособность российских шин, которая в соответствии с экономическими постулатами формируется на платформе себестоимости.

В структуре себестоимости шин почти 80% составляет сырье (рис.12), при этом особенную роль играют товары малотоннажной химии (МТХ), придающие шинам специфические свойства и в значительной степени определяющие качество и цену на конечный товар, то есть его позиции на рынке.

По основной номенклатуре малотоннажной продукции для производства шин спрос удовлетворяется за счет импорта (по некоторым позициям - до 100%). 

Наиболее проблемными позициями являются:

  • ускорители вулканизации сульфенамиды;

  • стабилизаторы IPPD и 6PPD;

  • вулканизующие агенты: полимерная сера и алкил-формальдегидная смола;

  • минеральные активные кремнекислотные наполнители и агенты их сочетания с каучуком - органосиланы.

В условиях, когда со стороны стран, поставляющих продукцию малой химии, необходимой для развития не только шинной, но и других отраслей промышленности, объявляются санкции и торговые ограничения, крайне важно развивать собственное производство химикатов-добавок. Этот бизнес высокоэффективен по причине рентабельности производств и спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Для повышения конкурентоспособности российских шин необходимы также инновации в производстве каучуков, осуществляя их в следующих направлениях:

  • наращивание объемов производства шинных бутадиен-стирольных каучуков растворной полимеризации (ДССК), расширение их марочного ассортимента;

  • развитие производства полибутадиеновых и полиизопреновых каучуков, полученных с применением неодимовых катализаторов;

  • организация и развитие производства стереорегулярных 1,4 полидиенов на основе мономеров – изопрена и бутадиена;

  • совершенствование сырьевого обеспечения: мономером – бутадиеном на основе фракции С4, за счет развития и создания новых пиролизных установок.

 

***

Представленные выше размышления вызваны необходимостью осмысления того факта, что в России, являющейся крупнейшим производителем углеводородного сырья, доля химического комплекса в ВВП страны составляет 1,4-1,6%, в то время как в Китае-9%, Японии – 8,2%, Германии – около 7%, США – 6%, причем синергетический эффект на американскую экономику от использования химической и нефтехимической продукции эксперты оценивают в 25%.

Бесспорен тезис о том, для повышения уровня выручки от переработки нефти и газа необходимо расширять производство продукции с высокой добавочной стоимостью. В данной статье показаны перспективы спроса российского рынка на такую высокотехнологичную продукцию передела углеводородного сырья как изделия из пластмасс и шины. Вместе с тем, спектр химической и нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью гораздо шире и не может быть рассмотрен в одной статье.

В качестве примера можно привести химические волокна и нити, которые используются как для пошива одежды (которая в настоящее время поступает в основном из-за рубежа), так и в промышленности, в дорожном и гидротехническом строительстве, в авиа- и ракетостроении (углеродные волокна) и т.д. В настоящее время этот сектор химического производства высокозависим от импорта, что в совокупности с расширением сфер применения синтетических волокон и нитей определяет перспективность отрасли и может стать сферой интересов бизнеса.

В ноябре 2015 года химическое сообщество отмечало 100-летие со дня рождения Министра химической промышленности СССР Л.А.Костандова, внесшего огромный вклад в становление и развитие отечественного химического комплекса. Его крылатая фраза «Какова химия – такова жизнь», представляется весьма актуальной для сегодняшнего дня.



Статья «Что делать с избытком углеводородного сырья?» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2016)

Авторы:
Читайте также