Интернет - портал
Маркет
Деловой Журнал
Пишем о технологиях, которые двигают отрасль
Повышаем продажи, продвигая бренд
Отражаем научный взгляд на энергетику будущего
вперед
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572

USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

7 мин
95

Полимерный бизнес в кризисном 2015 году

Экономическая турбулентность, в условиях которой вынуждена функционировать сегодня российская промышленность, обозначила многие проблемные моменты. В первую очередь, это вопросы, связанные с импортозамещением   и конкурентоспособностью некоторых видов продукции. Не смотря на эти пробелы, а также на негативные последствия санкционного режима, российская нефтехимия имеет все возможности стать локомотивом развития экономики за счет комплексного использования углеводородного сырья на базе развития инновационных сетей: от сырья до готовых изделий. В 2015 году газонефтехимия показала рост по всей технологической цепочке, по сравнению с другими отраслями промышленности. За счет чего этого удалось достигнуть и как развивалась химическая отрасль в кризисный период?

Полимерный бизнес в кризисном 2015 году

Факторы развития

Одним из значимых трендов развития экономики России в 2015 году, по мнению большинства экспертного сообщества, является снижение цен на нефть. Этот фактор развития возведен в культ. Однако в структуре ВВП по видам экономической деятельности добыча нефти и газа занимает всего лишь 8,8%. Остальные 91,2% ВВП в 2015 году созданы за счет других видов экономической деятельности.

Безусловно, валютная выручка за счет экспорта обеспечивается в основном нефтью и газом.

На наш взгляд, дестабилизирующее влияние на развитие российской экономики в большей степени, чем цена на нефть, оказали девальвация рубля и повышение ключевой ставки.

Девальвация рубля в 2015 году относительно 2014 года приблизительно на 60% и рост ключевой ставки до 17% с постепенным ее снижением до 11% привели к:

  • сужению спроса,

  • снижению доходов населения,

  • инфляции издержек производства,

  • повышению цен,

  • повышению процентов кредитования,

  • сокращению денежной массы.

В условиях экономических санкций, снижения цен на нефть, девальвации рубля и высоких процентов заимствования финансовых средств изменились правила игры на промышленных рынках России.

Несмотря на то, что российская экономика находится под влиянием дестабилизирующих факторов как на макро-, так и на микроуровне, темпы роста химической индустрии в 2015 году относительно 2014 года составили 6,3% при падении промышленности в целом на 3,4% и ВВП на 3,7%.

При этом производство пластмасс и синтетических смол выросло на 8,1%.

Осуществление экономического рывка требует изменения экономической парадигмы от эфемерных «структурных реформ» с жесткой денежно-кредитной политикой и как следствие сокращением производства и обнищанием населения к социально-рыночной, мобилизованной на развитие производства за счет смягчения денежно-кредитной политики и обеспечения финансовыми ресурсами производственного сектора и как следствие увеличения доходов населения и роста спроса на промышленную продукцию.

Самое главное для развития газонефтехимии не просто использовать сырье, а заниматься его глубокой переработкой. Подвижки в этом направлении есть и они заложены в «План развития нефте- и газохимии России на период до 2030 года» (далее План 2030).

Президент России В.В. Путин на совещании по развитию нефтегазохимии в Тобольске в 2013 году заявил: «Необходимо создать стимулы для того, чтобы не гнать сырье за рубеж, а перерабатывать его здесь в России».

В План 2030 заложена идеология развития рынков и производства нефтегазохимической продукции по технологической цепочке от нефти и газа до конечной продукции с высокой добавленной стоимостью (полимеры, каучуки и изделия из них), т.е. уход от сырьевой модели развития.

На схеме (рис. 1) представлена нефтегазохимическая цепочка от сырья до конечной продукции.

Рост нефтегазохимии в 2015 году по отношению к 2014 году по всей технологической цепочке происходил на фоне спада всех отраслей промышленности, которые не зависят от цены на нефть, а именно: строительство -7%, транспортные средства -8,5%, производство машин и оборудования -11,1%, электронное оборудование -7,9%, металлургия -6,5%.

Спад в отраслях промышленности повлиял на снижение производства изделий из пластмасс на -5%, являющегося драйвером спроса на полимеры.

Полимерный бизнес на взлете

Российский рынок пластмасс до 2014 года характеризовался восходящим трендом как по спросу ,так и по предложению. В 2015 году спрос на пластмассы и синтетические смолы снизился на 9%. Однако их производство выросло на 8,1%. Спрос на пластмассы и синтетические смолы в России в 2015 году составил 7,42 млн.т по сравнению с 8,15 млн.т в 2014 году.

Производство полимеров в 2015 году составляло 7,22 млн.т.

На диаграмме (рис. 2) рассмотрена динамика развития рынка пластмасс и синтетических смол в 2010-2015 годы.

Из диаграммы очевидно, что в 2015 году произошло снижение импорта на 31,3% и рост экспорта на 62,7%. Однако в 2015 году в российском полимерном бизнесе по-прежнему сохраняется отрицательное внешнеторговое сальдо между экспортом и импортом (-0,2 млн. тонн).

Лидирующие позиции на рынке полимеров занимают крупнотоннажные базовые полимеры: полиэтилен (ПЭ), полипропилен (ПП), поливинилхлорид (ПВХ), полистирол (ПС), полиэтилентерефталат (ПЭТФ).

Доля крупнотоннажных полимеров в производстве синтетических смол и пластмасс достигла в 2015 году около 65%.

Тренды развития отраслей, потребляющих крупнотоннажные пластмассы, с учетом кризисного состояния экономики России в 2015 году показали, что ведущими сегментами потребления являются тара и упаковка, а также строительство.

В России в 2015 году потреблялось около 50 кг/чел пластмасс и синтетических смол на душу населения, спрос по-прежнему опережал предложение (на 2,8%).

Однако, импортозависимость на рынке крупнотоннажных полимеров в 2014-2015 годах снизилась за счет ввода новых мощностей.

Согласно «Плану развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года» в 2013 голу введены мощности по производству полипропилена 500 тыс.тонн/год (ПАО «СИБУР Холдинг» - ООО «Тобольск-Полимер») и 210 тыс.тонн/год (Группа компаний «Титан» - ООО «Полиом»); по производству вспенивающегося полистирола 100 тыс.тонн/год (ПАО «СИБУР Холдинг» - ЗАО «Сибур-Химпром», г. Пермь); а также расширение мощности по производству полистирола общего назначения с 150 до 250 тыс.тонн/год и ввод новой мощности по производству АБС-пластиков 60 тыс.тонн/год (ПАО «Нижнекамскнефтехим»). В ОАО «ПОЛИЭФ» осуществлена модернизация и расширение мощности с 120 до 210 тыс.тонн/год по производству полиэтилентерефталата. В ПАО «СИБУР Холдинг» - ООО «Русвинил», г. Кстово в 2014 году введена новая мощность 330 тыс.тонн/год по производству поливинилхлорида.

Ввод новых мощностей по производству полимеров позволил увеличить предложение российских материалов на внутреннем рынке, сократить дефицит и, соответственно, импорт отдельных полимеров (ПП, ПВХ).

В кризисный 2015 год благодаря освоению указанных выше мощностей, произошел существенный (8,1%) рост производства полимеров по сравнению со спадом в других отраслях промышленности. 2015 год наглядно показал, что целевое регулирование развития отрасли (План 2030) является более эффективным нежели традиционное «рынок все отрегулирует».

В таблице 1 представлены основные продуценты крупнотоннажных полимеров в 2015 году.


Таблица 1. Ведущие продуценты крупнотоннажных полимеров в 2015 году

Ведущими продуцентами крупнотоннажных полимеров являются ПАО «СИБУР Холдинг» и ГК «ТАИФ». Лидирующие позиции на рынке занимают полиолефины (ПЭ и ПП) 61,3%.

Рывок в будущее

Кризисные 2014-2015 годы не изменили стратегических намерений предприятий, а лишь скорректировали планы развития на основе макро- и микроэкономических критериев развития экономики.

В перспективе до 2030 года согласно стратегическим планам предприятий, которые заявлены в «План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года», сохранится восходящий тренд развития полимеров. Так, прогнозируется увеличение мощностей по производству крупнотоннажных полимеров в 2,7 раза по сравнению с 2015 годом.

«План 2030» нацелен на структурные преобразования в нефтегазохимии, заключающиеся в уходе от сырьевой модели развития и в переходе на выпуск высокотехнологичной высококачественной продукции высоких переделов с высокой добавленной стоимостью.

Такой подход ориентирован на организационную перестройку компаний-производителей нефтегазохимической продукции с их ориентацией на внутренний рынок с целью импортозамещения и выход на внешние рынки за счет повышения конкурентоспособности.

Активные изменения на рынке полимерной продукции в прогнозируемый период скажутся на интенсивном росте спроса на базовые мономеры, в частности на этилен и пропилен.

Дефицит мономеров, в особенности этилена, является самым узким звеном в развитии газонефтехимии. Дальнейшее развитие невозможно без интенсивного создания мощностей пиролиза.

В соответствии с «Планом 2030» ведущие нефтегазохимические компании дали свои обновленные предложения по строительству новых пиролизных установок и модернизации с расширением действующих.

В таблице 2 представлены ключевые инвестиционные проекты по созданию установок пиролиза.


Таблица 2. Ключевые инвестиционные проекты по созданию установок пиролиза

В случае реализации инвестиционных проектов по созданию пиролизных мощностей прогнозируется увеличение мощностей производства крупнотоннажных полимеров в 2030 году относительно 2015 года в 2,7 раза. При этом рынки полиэтилена, полипропилена и полиэтилентерефталата станут профицитными. Это говорит о том, что если разработать механизм привлечения инвестиций в конкретные проекты по доступным кредитным ставкам, то страна будет развиваться в правильном направлении, независимо от цены на нефть.

Санкции, введенные против России, делают изменение российской экономической модели абсолютно необходимым, чтобы у растущих предприятий была возможность развиваться и при этом не зависеть от иностранных финансов.

Ситуацию, сложившуюся в мировой нефтяной отрасли можно и нужно использовать как стимул для внутреннего рывка, т.е. осуществлять глубокую переработку углеводородного сырья в России, а именно: создание новых пиролизных мощностей и линейки нефтегазохимической продукции, включая полимеры.

Отказ нефтегазохимии от реализации инвестиционных проектов, заложенных в «План 2030», грозит нашей стране на века остаться сырьевым придатком мировых экономик, диктующих цены на наши природные ресурсы, со слаборазвитой собственной промышленностью и бедным населением.




Статья «Полимерный бизнес в кризисном 2015 году» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2016)

Авторы:
628101Код PHP *">
Читайте также