USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 74.2

+1.12

Природный газ 3.394

+0.2

6 мин
384

Какое будущее ждёт российский нефтесервис?

Какое будущее ждёт российский нефтесервис?

Для поступательного развития нефтегазовой индустрии важно понять, где находится нефтесервисная отрасль сегодня, и какая судьба ждет ее завтра. Каковы основные тенденции и вызовы, стоящие перед этим сегментом промышленности сегодня?

Рынок растёт

Нет ни одного крупного нефтесервисного рынка в мире, где сейчас наблюдалось бы падение. В том числе и на одном из крупнейших мировых рынков – российском. Как по видам деятельности, так и по механосервису и динамике бурения мировая индустрия после падения 2009 года показывает рост. По всем направлениям мы видим оптимистичные прогнозы.


рис 1.jpg

Российский сегмент нефтесервиса показал торможение в 2008 году, резкое падение в 2009, потом период возврата вверх, и с 2012 года мы твёрдо стоим на ногах. Аналитики и инвестбанкиры в своих прогнозах на период до 2017 года сходятся в том, что по всем видам деятельности в нефтесервисе ожидается только рост. Рост бурения будет поддерживаться вводом новых месторождений, разработкой нетрадиционных видов углеводородов, прежде всего сланцев, а также началом арктического бурения, которого ждёт рынок. Вообще развивается шельфовое бурение – помимо упомянутой Арктики это дальневосточный шельф, каспийские проекты, в перспективе Чёрное море. Растёт из года в год средняя глубина скважины по России, усложняются конструкции.

Что же касается прогноза по мировому рынку, то можно с уверенностью говорить о том, что в ближней перспективе количество добываемых углеводородов будет только расти. Нет ни одной весомой причины для падения. Соответственно будут расти и расходы на нефтесервисные услуги.

рис 1.jpg

Если же рассмотреть динамику изменения цен на нефть, то можно констатировать: цена колебалась и раньше, колеблется сейчас, несмотря на некоторую стабилизацию, также будет и завтра. Но на нефтесервисную индустрию эта цена влияет довольно опосредованно. В первую очередь колебания ударяют по нашим заказчикам, затем они коррелируются налоговыми инструментами, а также стратегическими запасами углеводородов, которые есть у всех крупных стран. Эти меры позволяют гасить негативные воздействия на краткосрочном отрезке времени.

рис 1.jpg

В то же время мировой индустрии постоянно требуется определённое количество нефти, и с каждым годом это требует всё больших средств, которые тратятся непосредственно на нефтесервисные услуги. В итоге наше будущее выглядит очень оптимистично.

Что нас ждёт?

Сегодня отрасль находится в фазе стабильного развития. После встряски последних лет ситуация, наконец, нормализовалась. Де-факто состоялся развод добывающей и сервисной ветвей в России. Есть ещё отдельные примеры сопротивления рыночной тенденции – «Сургутнефтегаз», «Роснефть», но в основном этот грамотный и нужный водораздел произошёл. И это правильно – у нас разные задачи, разные драйверы развития, мы попросту лучше работаем в обособленном состоянии.

рис 1.jpg

Также к положительным моментам необходимо отнести начавшийся, наконец, не на словах, а на деле процесс технического перевооружения. Ежегодно растёт количество закупаемых новых буровых станков, переоснащение идёт по всем направлениям. Появились пусть единичные, но реальные попытки заглянуть за горизонт, прекратить практику жить сегодняшним днём. Развиваются новые технологии, происходит географическое расширение. Скорость бурения и строительства скважин увеличивается, хотя только этого недостаточно. Россия традиционно отстаёт от мировых тенденций в таких сферах, как усложнение конструкций скважин – горизонт, сложные компоновки, интеллектуальное заканчивание. Необходимо повышение надёжности и эффективности механизированной добычи. Не стоит ждать, когда этого станет требовать заказчик.

Участники отрасли сегодня в основном занимаются редактированием технологий, придуманных в 30-40-50-е годы.

рис 1.jpg

Их улучшают, подкручивают, но ничего кардинально нового не придумывается. Нужно двигаться в сторону компактности и надёжности. Завтрашнюю конкурентоспособность будет определять мобильность сервиса. Оборудование должно легко перебрасываться с одного месторождения на другое, легко устанавливаться, спокойно и надёжно долго работать в автономном режиме. Не стоит забывать и об экологической безопасности. Сегодня не позволительно загрязнять экологию. Нас легко могут попросить на выход, расчистив поле более экологически ответственным игрокам.

Всё активнее развивается добыча нетрадиционных видов углеводородов. Несколько лет Россия делала вид, что их не существует. Затем уверяла мир, что нам этого не надо, у нас всё хорошо и так. Сегодня признано уже и нами, что это важный ресурс, мы обязательно будем развивать это направление. В отрасли есть отрадные примеры – «Татнефть» много лет занимается тяжёлыми песками и битумными месторождениями, «Газпром нефть» активно взялась за эту тему. Но надо честно признать – нефтесервисная индустрия России не готова. Мы сосредоточились на традиционных разведке и методах разбуривания и упустили новые интересные технологии, которые активно развиваются во всём мире. Нефтяники вынуждены использовать только импортные продукцию и технологии, а мы теряем доход и рыночную долю.

Следующая тенденция, которую стоит отметить – увеличение масштабов. Заказчик серьёзно укрупнился, в том числе в связи с усложнением задач нефтегазовой индустрии. Запасы сложноизвлекаемые, месторождения располагаются всё дальше от традиционных мест добычи, осваивается морской шельф. Способен ли разобщённый нефтесервис качественно реагировать на требования заказчика? Очевидно, что нет. Думаю, в ближайшие годы в отрасли будет наблюдаться консолидация, создание игроков, способных обслуживать очень крупные проекты нефтяников. И это тоже хорошая новость, потому что у крупных компаний больше возможностей заниматься инвестированием в науку, в новые технологии.

рис 1.jpg

Вопросы финансирования на сегодня не стоят так остро, как раньше, деньги на рынке есть. Кредитные, лицензионные, арендные ставки уже не устремляются в небо. Финансовые институты борются между собой за право нас обслуживать, есть возможность пользоваться ресурсами и инструментами мирового масштаба. Этим можно и нужно пользоваться.

рис 1.jpg

Основные вызовы и проблемы

Скупят ли всех иностранцы? Это традиционные страхи. Да, на российском рынке серьёзно закрепились такие ведущие компании как «Шлюмберже» и «Везерфорд». Но это единичные случаи правильно сориентировавшихся в местных реалиях западных компаний. В то же время двери открылись и в другую сторону, никто не запрещает и не мешает нам осваивать мир. И практика показывает – российским компаниям это вполне под силу! Несколько примеров: в механизированной добыче предприятия «Борец» и «Новомет» имеют действительно международный масштаб, за их технологиями охотятся глобальные конкуренты, потому что по многим направлениям они вырвались далеко вперёд. Другой позитивный пример – Трубная металлургическая компания. Активно развивается бизнес, освоен сегмент премиальных резьб, только в США купили 10 заводов. Ещё один любимчик биржевых и инвестиционных аналитиков, «Буровая компания «Евразия», из года в год показывает замечательные финансовые результаты, развивается технологически. На сегодняшний день это 100% конкурент глобальных мировых игроков.

Одна из основных проблем нефтесервисной индустрии сегодня – кадровая. В нефтяном машиностроении и нефтесервисе трудится в разы больше персонала, чем в нефтегазовых компаниях. Нам нужны молодые образованные специалисты. Но у молодёжи, идущей сегодня в «нефтянку», смещены ориентиры. Преобладают два вида мотивации: «у меня все в семье нефтяники» и «здесь много платят». Половина этих студентов по окончании не будут работать в нашей отрасли, они идут за знаковым образованием. А те, кто приходят без опыта работы, хотят с первого дня работы заоблачные зарплаты. Необходимо добиться того, чтобы в отраслевые вузы и колледжи шли люди, которым интересно, а не потому, что родители велели. Требуется большая работа, прежде всего со стороны университетов, вопрос уже стоит очень остро. Учебники написаны в 60-80-х годах, а все мы знаем, как быстро сегодня развиваются технологии. Обучение во многом оторвано от реалий, вчерашнего студента приходится обучать заново. Однако в одиночку учебные заведения не справятся, и добывающие и сервисные компании должны подключиться к процессу и помочь.

Ещё один больной вопрос – удержание персонала. Чем больше мы его развиваем и обучаем, тем более капризными становятся люди, тем больше смотрят на сторону. Необходимо добиваться такой ситуации, когда человеку было бы интересно работать, чтобы перед глазами всегда был потенциал развития. Наша цель – создать такую перспективу и предоставить возможности для самореализации.

Очередной проблемный вопрос – охрана труда и промышленная безопасность. Как бы участники отрасли ни говорили, что занимаются техникой безопасности, следует признать, что на самом деле либо ничего не делается, либо делается формально. Во многих случаях даже при наличии действующей системы контроля качества персонал не понимает её ценности, для сотрудников это лишняя головная боль, дополнительная отчётность. А ведь вопросы управления системами качества напрямую влияют на экономику предприятия. Нужно уходить от формального подхода – выдали кипу бумажек, распишись и сними с работодателя ответственность.

В заключение: рынок большой, места хватит на всех. Не нужно бояться конкуренции, лучше учить английский язык и расширять географию присутствия на весь мир, а также упреждать запросы клиентов. Те, кто научится видеть стратегически будущее, останутся в бизнесе.





Статья «Какое будущее ждёт российский нефтесервис?» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№3-4, Март 2014)

Авторы:
656508Код PHP *">
Читайте также