Несмотря на постоянно совершенствуемую и обширную работу по прогнозированию мировой энергетики, результаты этой работы все еще не соответствуют насущным потребностям заинтересованных сторон. Известные попытки имеют существенные изъяны, что исключает возможность использования их результатов для принятия сбалансированных решений. Эта сфера деятельности находится в тупике и нуждается в преобразовании. Позволить событиям развиваться в установившемся режиме не представляется желательным. Очевидна необходимость предпринять решительные усилия. Каковы пути выхода из создавшейся ситуации в рассматриваемой области? Представляем мнение независимых экспертов.
В современный период повышенной турбулентности международной ситуации требуется переосмыслить положение в области оценки и прогнозирования мировой энергетики, да и глобальной макросреды в целом. Усилия, предпринимавшиеся до сих пор, представляются неадкватными.
Не претендуя на истину в последней инстанции, авторы излагают свое видение путей решения рассматриваемой проблемы.
Тупик в области оценки и прогнозирования мировой энергетики
Ежегодно публикуется свыше десятка новых прогнозов мировой энергетики. Приведем отдельные параметры некоторых из последних известных прогнозов (таблица 1).
Ни один из известных прогнозов мировой энергетики не соответствует признакам системности.
В опубликованных разработках Межотраслевой группы экспертов (МГЭ) раскрывается суть названных недостатков. Здесь затронем только три из них - под номерами 13, 14 и 15.
Прежде всего, до сих пор не определен механизм формирования мировой цены нефти. Не выполнена задача, поставленная саммитом глав стран Группы двадцати, разработать рекомендации по установлению связей между физическими и финансовыми нефтяными рынками.
Далее, никто не может сказать, как конкретно формируются значения мировой цены нефти, публикуемые известными ценовыми агентствами.
Что касается России, то для нее выбран логически необъяснимый, но обязательный для исполнения формат задания значений мировой цены нефти, которые жизненно необходимы для российской экономики, поскольку колебание цены на один доллар ведет к изменению федерального бюджета на 60 млрд руб. Закон оставляет сферу ценообразования открытой для произвольной деятельности исполнительной власти. В результате вышло так, что пробелы законодательства стали восполняться актами Правительства России. Такие акты предписывают использовать для официальных расчетов (налогов, пошлин и др. показателей) цены нефти марки Юралс, предоставляемые зарубежными агентствами.
Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2013 г. N 155 определяет, что данная цена для расчета таможенных пошлин помещается на сайте Минэкономразвития по данным международного агентства "Аргус Медиа Лимитед". В то же время распоряжение Правительства РФ от 19.08.2002 N 1118-р устанавливает, что для расчета налога на добычу полезных ископаемых то же министерство должно публиковать в «Российской газете» данные о цене нефти Юралс, купленные у другого международного агентства - "Рейтерс". Получается, что публикации в «Российской газете» не увязаны с сайтом Минэкономразвития.
Остается непонятным, почему эти данные не могут стандартно регистрироваться соответствующими официальными российскими инстанциями.
Не разобравшись в данной проблеме, авторы указанных прогнозов, некритически используют сомнительную ценовую информацию для своих построений, причем порой то как исходно задаваемую величину, то как рассчитываемый результирующий параметр.
Основные недостатки прогнозов мировой энергетики: неразрешимость дилеммы сценарии-прогнозы; множество сценариев и вариантов; неувязанность сценариев и нежелание объединить усилия; пренебрежение средними и малыми странами, оптимальной десегрегацией параметров, в том числе по отдельным объектам; отсутствие транспарентности; юридическая несостоятельность; сомнительность акцептирования прогнозов и их удаленность от процесса принятий решений; разнохарактерность текущих, кратко-, средне- и долгосрочных измерений; опора на провозглашенные политические меры; непоследовательное встраивание макроэкономических показателей; несоответствие моделирования и внемодельных построений; просчеты из-за недостаточного внимания к оценке ретроспективы и прошлого опыта прогнозирования, а также современного состояния и ближайшего будущего; некритическое использование данных агентств ценовой информации; неспособность отделить физическую нефть от бумажной; неясная роль мировой цены нефти; суженный ракурс рассмотрения энергетической бедности; ненужные нагромождения в виде новых построений, таких как дорожные карты; в целом низкий уровень системности и технологичности
Ввиду огромного общего объема опубликованных версий прогнозных сценариев, отсутствия возможности проверить расчеты приведенных в них значений параметров и присущих им остальных изъянов, все они вместе взятые и каждый из них в отдельности не могут считаться надежной основой принятия практически значимых решений органами власти и бизнесом. В результате отсутствуют единство и точность, в частности, в прогнозировании ключевого показателя - мировой цены нефти.
В унисон с властями часто ведет себя и бизнес. Мировая цена нефти - один из самых сомнительных параметров программ ведущих российских топливно-энергетических компаний. Как одно из следствий - немалая доля зарубежных операций многих из таких компаний малорентабельны или убыточны и ничего не дают для российской казны.
На мировых рынках продолжают бесконтрольно действовать силы, которые собственно и вызывают непредсказуемое движение мировой цены нефти. Причем ни у кого не хватает смелости назвать конкретные организации и лица, которые непосредственно двигают ее в ту или иную сторону. И это в лучшем случае. А если говорить о худшем, то надо иметь в виду, что, по некоторым данным, до 90% операций на главных биржах ныне выполняют сверхскоростные компьютерные программы, фактически играющие между собой и находящиеся в руках отнюдь не простых участников торговли.
Надо также иметь в виду, что сохранению текущей ситуации способствует активная деятельность влиятельного контингента приверженцев убеждения, согласно которому с этой ситуацией надо смириться как с явлением, ниспосланным рыночным мироустройством. При этом главный выход видится лишь в том, чтобы облегчить этой «вещи в себе» проявить свои позитивные возможности.
По-прежнему события в рассматриваемой области подвержены влиянию неуправляемых рисков, представляющих опасность для человечества.
Итак, назрела острая потребность найти выход из тупика, в котором находятся оценка и прогнозирование мировой энергетики в целом и в том числе мировой цены нефти.
Выходом может стать реализация инициатив МГЭ в рамках представленных ниже трех направлений с целью коренного улучшения ситуации в области оценки и прогнозирования мирового топливно-энергетического хозяйства, в том числе повышения предсказуемости мировой цены нефти.
Три главных направления решения проблемы на международном уровне
Для выхода из сложившейся тупиковой ситуации участники МГЭ полагают необходимым двигаться в трех основных взаимосвязанных направлениях:
1. Создать высокотехнологичную Единую международную систему оценки и прогнозирования мирового топливно-энергетического хозяйства в макросреде, учредить тесно связанные с ней Всемирную службу ценовой информации и Международную интернет-платформу по энергетике и экологии.
2. Интенсифицировать международное сотрудничество для обеспечения более устойчивой и управляемой динамики мировой цены нефти.
3. Разработать Концепцию количественного измерения энергетической безопасности на международном и национальном уровнях.
В рамках первого направления, опираясь на современные тенденции, Единая международная система должна отличаться вовлечением около тридцати современных технологий, перечень большинства из которых приведен в таблице 4.
Участники МГЭ разработали и в пилотном порядке апробировали методологию практического использования приведенных технологий, каждая из которых инкорпорирует лучшие мировые нововведения. Результаты изложены в отдельных разработках МГЭ и частично опубликованы, а здесь ограничимся краткой характеристикой только некоторых из них.
Так, в умной базе данных, как ее трактует МГЭ, информация не только хранится в исходном виде, но и проверяется на достоверность, подвергается определенному анализу и преобразуется с учетом интересов различных групп пользователей. При этом степень ее обработки может доводиться до выдачи вариантов решений. Речь идет об онлайново-интерактивном режиме эксплуатации умной базы. Ответвлением этой базы данных станет международная интернет-платформа по энергетике и экологии.
В отношении технологии 17 отметим, что число возможных (правдоподобных) сценариев, которые следует задействовать в процессе истинно фундированного прогностического исследования, может быть весьма большим. При этом важно придерживаться правила, согласно которому любое даже незначительное изменение обстоятельств должно вести к пересчету всех без исключения показателей по всему миру в целом, то есть к появлению нового сценария развития глобальной энергетики, и более того - макроэкономики.
Необходимо, чтобы выбор из массы разработанных сценариев наиболее вероятного был делом большого умения (и искусства). Особенность такого сценария состоит в том, что он должен строиться применительно не только к трендам, присущим всему миру, но и к специфике отдельных стран.
Некоторые технологии для построения систем оценки и прогнозирования мирового топливно-энергетического хозяйства
1. Независимая верификация подсчетов природных энергоресурсов
2. База данных нового поколения (умная база данных)
3. Отслеживание взаимосвязи с макроэкономикой и геополитикой
4. Кадастр инноваций
5. Обоснование предельных значений показателей энергетической безопасности
6. Онлайновый мониторинг центров ценообразования, проникновение в механику волатильности
7. Опора на натурально-стоимостные топливно-энергетические балансы
8. Многоаспектный расчет сравнительной эффективности освоения энергоресурсов
9. Анализ собственности и выручки
10. Измерение социальной нагрузки топливно-энергетического хозяйства
11. Выстраивание взаимосвязей рынков энергоресурсов, других товаров и финансовых инструментов
12. Установление соотношений между спотовыми и деривативными, а также между мировыми и внутристрановыми ценами энергоресурсов
13. Сочетание высоко результативных методов прогнозирования - модельных и внемодельных
14. Исчерпывающая проверка современных методов прогнозирования на ретроспективе
15. Обеспечения максимальной детализации показателей, в том числе в географическом разрезе
16. Инкорпорирование элементов других прогнозов с согласия их авторов
17. Создание вариантов реалистичных прогнозов и выбор наиболее вероятностного из них
18. Непрерывность процесса прогнозирования с отражением внутридневных изменений в кратко-, средне- и долгосрочных прогнозах
19. Ориентация на адресные рекомендации с обоснованиями и расчетами эффективности
20. Подготовка проектов нормативно-правовых актов
21. Работа в формате Распределенной сети экспертов как эффективного способа мобилизации интеллектуального потенциала
22. Обеспечение максимальной открытости, предоставление всех данных по запросам с соблюдением авторских прав
Примечания.
1. В перечне не указано около 10 других специальных технологий.
2. Отсутствие хотя бы одной из названных технологий или недостаточный уровень их применения, являются основаниями для того, чтобы считать соответствующие разработки не заслуживающими доверия.
3. До тех пор, пока не обеспечено успешное применение этих технологий, нецелесообразно спешить публиковать и продвигать результаты соответствующих разработок.
В данном случае наиболее вероятным сценарием становится тот, который отражает именно такую специфику и сопровождается набором рекомендуемых конкретных пострановых мер. Только в таком случае соответствующая прогностическая разработка становится по-настоящему нужной для принятия необходимых решений.
В этой связи, например, нелогично выдвигать обеспечение определенных связанных с энергетикой уровней выбросов в качестве единственной цели подстроенного под это особого сценария. На самом деле соответствующую норму таких выбросов надо считать одной из целей любого сценария без исключения.
Задача упомянутых распределенных сетей экспертов - усовершенствовать и добиться полномасштабного использования представленной методологии.
Единая международная система и связанные с ней Всемирная служба ценовой информации и Международная интернет-платформа по энергетике и экологии придадут импульс продвижению по остальным направлениям, в частности, путем объединения ныне разрозненных начинаний и
повышения их эффективности. Это станет важным фактором перехода к активному и агрессивному вариантам воздействия на мировую цену нефти.
Что касается второго направления (обеспечения более устойчивой и управляемой динамики мировой цены нефти), включая возможность ее умелого предвидения, то, прежде всего, необходимо тщательно разобраться в механизме ее динамики и волатильности.
Как видно из приложения 1, средняя мировая цена нефти за 11 лет (с 2004 г.) ежегодно прирастала в диапазоне от -1 до +39%, но в 2009 г. упала сразу на 38%. Внутригодовые колебания, измеряемые превышением максимальных значений цены над минимальными, по годам изменялись от 19 до 272 %, составив 320% за весь указанный период. Эти колебания, резко уменьшившись после 2008 - 2009 гг., еще больше ослабли к 2014 г., но опасность новых резких перепадов не исключена, а главное, полностью не осознается.
Динамика и колебания цены не имеют ничего общего с соответствующими параметрами по физическим объемам добычи нефти.
В рассматриваемой области полезно определиться с двумя понятиями: «объекты влияния» и «степень влияния».
К объектам влияния следует относить и значения мировой цены нефти. Можно следующим образом охарактеризовать суть вариантов степени влияния на мировую цену нефти.
Власти, бизнес и экспертное сообщество ныне в основном придерживаются первого варианта, изредка приближаясь к рудиментарным версиям второго.
Пока что главным рычагом целенаправленного воздействия на мировую цену нефти являются только решения стран-членов ОПЕК по объему своего экспорта нефти. Уже в течение длительного времени они практически не меняют этого объема, ограничиваясь весьма скрупулезным отслеживанием тенденций глобального нефтяного баланса.
Речь, таким образом, идет о необходимости заблаговременного прогнозирования признаков предстоящего угрожающего колебания данной цены и о мерах по его предотвращению и/или оперативной ликвидации отрицательных последствий. Но и о внутригодовых колебаниях забывать тоже нельзя.
Для этого серьезному переосмыслению надо подвергнуть положение с данными о ретроспективной и ожидаемой цене нефти и скорее переходить ко второму к третьему вариантам влияния на ее величину.
В рамках второго направления следует также осуществить идею МГЭ о введении нового глобального измерителя - «установленной мировой цены нефти» (УМЦН), рассчитываемой по специальной методике исходя из следующих принципов:
1. При составлении общего топливно-энергетического баланса во внимание принимается преимущественно нефть тех ее владельцев, подписавших соответствующее международное соглашение. Параметры спроса и предложения такой нефти составляют часть общего баланса - «одобренный баланс нефти», в котором задаётся объём замыкающей нефти, ее доля может колебаться от 3 до 10%, а конкретные значения определяются международным соглашением.
2. Для заданного объёма замыкающей нефти вычисляются средневзвешенные суммарные удельные издержки с учетом всех стадий, включая доставку на рынок, а также основных физических характеристик (плотности, содержания серы и т.д.), которые будут определять универсальный мировой маркер нефти.
3. УМЦН получается как сумма указанных средневзвешенных издержек и согласованной надбавки, и таким образом будет обеспечиваться прибыльность для всех производителей нефти, подписавших соглашение и сформировавших одобренный баланс нефти
4. По таблице поправок к параметрам универсального мирового маркера нефти может определяться цена любого фактического сорта нефти
5. В редких случаях, когда УМЦН оказывается неприемлемой (издержки превышают требуемый уровень), могут вводиться исключения
После одобрения международной конференцией представителей всех главных ключевых агентов, принятое значение УМЦН становится обязательным для подписавших соответствующий договор. Остальные участники рынка вольны придерживаться любых других механизмов ценообразования и уровней цен.
Рыночный характер концепции УМЦН несомненен. Ее воплощение в жизнь позволит вывести операции с фиктивной нефтью за пределы достаточно четко очерченной сферы сделок с ее реальными объемами.
В основу третьего направления (подготовка и принятие Концепции количественной оценки энергетической безопасности на международном и национальном уровнях) можно заложить следующие принципы:
1. Актуальность разработки Концепции
Отсутствие обоснованных количественных измерителей энергетической безопасности обесценивает намерения и усилия по ее повышению. Ранее выполненные исследования в данной области лишены должной системности и технологичности, поэтому остаются невостребованными.
2. Цель
Создание инструментария, существенно повышающего эффективность решений в сфере топливно-энергетического хозяйства, в том числе через обеспечение взаимодействия с экспертным сообществом и населением.
3. Содержание и методология работы
Принцип - адекватное отражение объективных тенденций в понятийном аппарате и в
величине измерителей энергетической безопасности, встроенных в механизм принятия практически значимых решений. Выбор оптимального сочетания и формул расчета количественных измерителей энергетической безопасности на внутристрановом и международном уровнях.
Главное внимание - измерителям макроуровня в увязке с документами по другим видам безопасности.
Выход на обобщенную характеристику энергетической безопасности на мезо- (отрасли, производства, административные единицы) и микроуровнях (хозяйствующие субъекты, домохозяйства и т.п.) с выделением локальных концентраций рисков, приводящих к крупным негативным последствиям.
4. Результаты
Обоснование и формулы расчета частных и синтетических измерителей энергетической безопасности. Критерии и способы калькуляции пороговых значений этих измерителей, характеристика упреждающих мер, которые потребуютсяпри приближении к этим значениям, с учетом сравнения усилий на их реализацию с возможным ущербом.
Техническое задание на создание умной базы данных для онлайново-интерактивного мониторинга рассматриваемых измерителей - в рамках Единой международной системы оценки и прогнозирования мирового топливно-энергетического хозяйства.
Адресные рекомендации по реализации положений Концепции и разработка при необходимости проектов нормативно-правовых актов.
5. Исполнители
Распределенная сеть экспертов, действующая с использованием лучшего опыта краудсорсинга под эгидой Международного энергетического форума и/или предполагаемого к созданию Координирующего органа по мировой энергетике.
6. Последействие
Концепция - основа разработки частных измерителей энергетической безопасности применительно к мезо- и микроуровням топливно-энергетического хозяйства и образец для распространения этой практики на другие ключевые виды безопасности.
Для трех показателей энергетической безопасности на обсуждение выносятся предельно допустимые значения, превышение которых означает неприемлемую угрозу для глобальной энергетической безопасности.
Рецепт для России
Одновременно с инициативами на международном уровне эквивалентные усилия следует предпринять и для обеспечения интересов России.
Прежде всего, важно параллельно развернуть Российскую национальную систему оценки и прогнозирования мирового топливно-энергетического хозяйства в макросреде, во многом аналогичную, но конкурентную по отношению к Единой международной системе.
Решение этой задачи облегчится, если внести коррективы в недавно принятый федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и преобразовать проект «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года, что подробно рассмотрено в журнале «Экологический вестник России», 2014, N4, стр. 4-14, и в N 8, стр. 4-10. Там, в частности, предлагается, чтобы всем документам стратегического планирования предшествовала разработка двух документов:
-Оценка и прогноз развития мировой экономики на кратко-, средне- и долгосрочный периоды;
-Оценка и прогноз развития мирового топливно-энергетического хозяйства в макросреде на кратко-, средне- и долгосрочный периоды.
Оба документа должны опираться на использование соответствующих высокотехнологичных систем.
Первоочередные шаги
Для ускорения действий в рассмотренных направлениях на международном уровне, а также следует в оперативном порядке подготовить:
1. Технические задания на создание Единой международной системы оценки и прогнозирования мирового топливно-энергетического хозяйства и на развертывание параллельной Российской национальной системы;
2. Методические материалы для международной конференции по введению установленной мировой цены нефти;
3. Предложения по агентствам ценовой информации и деривативам;
4. Обоснование Всемирной службы ценовой информации;
5. Методику расчета Установленной мировой цены нефти;
6. Технико-экономическое обоснование Международного интернет-портала по энергетике и экологии;
7. Концепцию количественной оценки энергетической безопасности;
8. Проект федерального закона о внесении корректив в федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и новую редакцию документа «Энергетическая стратегия России на период до 20135 года».
В развитие рассмотренных выше инициатив и повышения их комплексности дополнительно предлагается:
-Выполнить многосторонний анализ причинно-следственных связей в торговле нефтью и нефтепродуктами между: (а) физическими и чисто финансовыми сделками с учетом значимости различных инструментов и способов выполнения операций, в том числе в автоматических сверхскоростных режимах; (б) биржевыми и внебиржевыми сделками при разных способах их регистрации; (г) мировыми и внутристрановыми ценами - все это в рамках реализации системного подхода.
-Обеспечить более широкое участие независимых экспертов в таких международных мероприятиях, как семинары по рынкам энергии, форумы по их регулированию и симпозиумы по прогнозированию мировой энергетики - с тем, чтобы переориентировать эти мероприятия на решение практически значимых вопросов.
Требуется скрупулезно сначала подвергнуть мозговому штурму представленный набор проектов с учетом сопутствующих обоснований, а затем, после их соответствующей коллективной корректировки, приступить к этапу реализации. При этом предпочтение следует отдать опоре на распределенную сеть экспертов, как наиболее эффективный формат решения трудных проблем в современных условиях.
Организационное сопровождение
Основную работу в рамках трех изложенных выше направлений целесообразно выполнять силами международной распределенной сети экспертов, действующей на нетрадиционно транспарентной основе, в том числе в отношении первичных данных и алгоритмов их обработки. Распределенность усилий, использование самых продвинутых технологий и открытость являются велением времени, наиболее эффективным форматом решения прорывных задач.
Из числа многих вариантов возможного руководства деятельностью этой сети наиболее подходящим представляется его отнесение к компетенции Международного энергетического форума (МЭФ), ныне функционирующего под эгидой профильных министров из около 90 стран мира. Деятельность МЭФ становится все более комплексной и качественной, в том числе по линии проводимых им мероприятий, включая симпозиумы по прогнозированию энергетики и семинары по связям между физическими и финансовыми рынками энергии. МЭФ теперь - не только площадка для обмена информацией и диалога, но и продуцент такого важного продукта как JODI (Совместная инициатива организаций по данным), а также источником генерации всеобъемлющих рекомендаций.
Участники МГЭ полагают, что стартовым сигналом должно стать принятие соответствующего решения саммитом Группы двадцати в ноябре 2014 г. в Брисбене (Австралия).
Проект формулировок для финального документа саммита глав стран G20
Для выхода из тупика, возникшего как следствие разрозненных, несистемных и низкотехнологичных усилий в области прогнозирования мирового топливно-энергетического хозяйства, и для повышения доверия к отчетности о ценах нефти мы просим:
-Международное энергетическое агентство (МЭА), Международный энергетический форум (МЭФ) и Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) обеспечить создание и поддержание Единой международной системы оценки и прогнозирования глобального топливно-энергетического хозяйства (ЕМС), а также разработать Концепцию количественной оценки энергетической безопасности;
-Международную организацию комиссий по ценным бумагам, в сотрудничестве с МЭА, МЭФ и ОПЕК, разработать и поддерживать новую транспарентно функционирующую Всемирную службу ценовой информации в качестве модуля ЕМС;
-МЭА, МЭФ и ОПЕК ввести в действие Международную аналитическую интернет-платформу по энергетике и экологии, в том числе на базе журнала «Экологический вестник России», который с 1990 года освещает наилучшие практики и исследования в этих областях.
С этой целью в ближайшее время провести международную встречу экспертов для выработки плана действий, включив в него рассмотрение мер по контролю над агентствами ценовой информации и созыва международной конференции по введению установленной мировой цены нефти, а также по созданию Аналитической платформы по энергетике и экологии, в том числе на базе журнала «Экологический вестник России».
Последние саммиты лидеров стран Группы двадцати ослабили надежды на то, что они способны эффективно обеспечить целостное и полномасштабное решение глобальной энергетической проблемы. Налицо отсутствие системности, в том числе в принятой ими ставке на мелкотемье и точечность намеченных новых проектов по вопросам энергетики, а также в игнорировании необходимости постановки на высокий уровень отчетности.
Несмотря на это, трудно найти другой плацдарм высокого уровня, который был бы в состоянии положить начало инициативам предлагаемого масштаба. Например, Группа двадцати ранее дала ход или поддержала около тридцати профильных проектов по энергетике, благодаря чему наметился определенный сдвиг к лучшему, хотя одни поручения G20 носят чрезмерно общий характер, другие выполняются лишь частично, а третьи не выполняются вообще. При соответствующем переформатировании сложившегося подхода можно добиться достижения требуемых целей в положительном изменении глобальной ситуации. Потребности в необходимых для этого затратах будут несопоставимо меньше по сравнению с 6 млрд долларов, которые были потрачены на сопровождение G20 за истекшие годы.
Для обсуждения практических аспектов выполнения соответствующего комплекса работ желательно провести под эгидой G20 до его саммита рабочую встречу профессионалов. Текущее осложнение международной обстановки не должно стать препятствием.
Вслед за странами G20 к поддержке работ, в том числе к финансированию, в рамках предложенных инициатив могут примкнуть другие заинтересованные страны, а также бизнес-структуры. Другие специализированные международные организации также могут оказать посильное содействие.
Весьма близко к специфике предложенных направлений намерение президента России В. В. Путина, высказанное им еще на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2013 г., - предложить партнерам по G20 «подумать, как организовать» координирующий орган (совет или форум) по энергетике «потребителей, производителей, операторов инфраструктуры, регуляторов на мировой площадке». Несмотря на то, что данное предложение пока повисло в воздухе, оно представляется важным в плане введения деятельности G20 в конструктивное русло. В данной связи требуется, конечно, поработать и в том числе раскрыть задачи указанного координирующего органа. Даже если он будет создан, скорее всего, важную роль МЭФ следует сохранить.
Перспективы реализации инициатив МГЭ
Свои предложения по рассмотренным инициативам с обоснованиями МГЭ в течение многих лет направляла в соответствующие инстанции, излагала на ряде форумов, а также в публикациях.
На данный момент удалось добиться поддержки подхода МГЭ в таких организациях как Торгово-промышленная палата Российской Федерации. В результате вопрос о российской системе включен в проект Энергостратегии-2035, но, как указано выше, трактовка этого вопроса требует существенного изменения.
Презентации МГЭ на профильных международных симпозиумах пока не вызвали адекватной реакции, но это обстоятельство не должно вызывать особого беспокойства в связи с тем, что характерной особенностью мирового экспертного сообщества подчас является игнорирование чужих точек зрения.
Главное - продолжить усилия по убеждению в необходимости реализации изложенных инициатив.