USD 73.4747

-0.28

EUR 89.4995

-0.17

BRENT 65.57

-0.47

AИ-92 44.31

+0.02

AИ-95 48.19

+0.02

AИ-98 53.68

0

ДТ 48.76

0

30 мин
35
0

Конкуренция на электроэнергетическом рынке

Конкуренция на электроэнергетическом рынке

В статье излагается логика постепенного распространения механизмов свободной конкуренции на электроэнергетический рынок в целях повышения его эффективности. Дается краткая оценка результатов деятельности реформированной российской электроэнергетики. Отмечается наличие комплекса системных проблем в функционировании современного российского электроэнергетического рынка, отсутствие решения которых негативно влияет на эффективность отрасли. Предложен алгоритм поэтапного развития условий конкуренции на российском электроэнергетическом рынке через формирование и постепенное развитие сектора свободной торговли электрической энергией.


В настоящей статье рассматриваются проблемы постепенного развития условий конкуренции на современном российском электроэнергетическом рынке в целях повышения эффективности процессов производства, передачи и потребления электрической энергии.

Как известно, к 80-м гг. XX века, в условиях сложившейся всеобщей электрификации большинства сфер деятельности и среды обитания человека, в мировой экономике возникает новая тенденция существенного роста цен на энергоносители и тарифов на электроэнергию. Новый тренд в изменениях цен на электроэнергию вызвал острую негативную реакцию потребителей и государственных регулирующих органов, которые в процессе поиска решений проблемы высоких темпов роста тарифов на электроэнергию начинают критически оценивать вопросы эффективности электроснабжения и государственного регулирования в этой важнейшей сфере предпринимательства.

 

Начало структурных реформ на электроэнергетических рынках 

В этот период в экономической, научной и политической элите многих экономически развитых стран начинает складываться убеждение, что прежние монополии, функционирующие в электроэнергетике (от деятельности которых во многом зависит деятельность людей в их частной, производственной, социальной и иных сферах) в условиях значительного удорожания углеводородного топлива оказались недостаточно эффективными. Также и действующий в то время вариант рынка электроэнергии, основанный на деятельности указанных вертикально интегрированных, регулируемых государственными структурами энергетических компаний, в целом начинает оцениваться как неоптимальный. В действующем порядке их функционирования на рынке многие начинают видеть причины низкой эффективности процесса электроснабжения.

Критическая оценка эффективности электроэнергетического рынка, функционирующего в условиях традиционной для того времени системы государственного регулирования, и мотивация на повышение его эффективности привели к тому, что примерно через 100 лет после первых устойчивых рыночных сделок по купле-продаже электрической энергии начинает формироваться представление о целесообразности применения в электроэнергетике (в инфраструктурной, сложной в технологическом отношении отрасли человеческой деятельности) условий свободной рыночной конкуренции, позволяющих оптимизировать процесс электроснабжения потребителей и повысить его эффективность.

Такие представления формируются на фоне развития все более свободных, все менее деформированных условий конкуренции на самых различных рынках – товарных, валютных, фондовых и пр. К этому времени во многих сферах человеческой деятельности свободные конкурентные отношения стали традиционными, на практике доказав свою эффективность.

Теоретической основой идей и подходов к формированию условий свободной конкуренции на электроэнергетическом рынке служат выводы экономической теории о том, что свободная, конкурентная рыночная экономика как система отношений людей, созданная в ходе длительного эволюционного развития человечества (и не перестающая развиваться) в конечном итоге приводит к наиболее предпочтительным результатам.

Параллельно с электроэнергетикой в иных отраслях экономики также идут процессы анализа и изменения подходов к государственному регулированию компаний, оказывающих «общественно значимые» услуги. Низкая мотивация на повышение эффективности и снижение тарифов государственно регулируемых организаций в сфере инфраструктурных услуг способствует формированию идеи «приватизации», «дерегулирования», «либерализации» этих (ранее регулируемых государством) отраслей во многих странах мира [1, с. 710]. Например, в США оценка и обсуждение сходных недостатков регулирования методом установления нормы доходности привели к серьезным изменениям в способах регулирования организаций, оказывающих услуги в сфере газоснабжения, телефонной связи и кабельного телевидения. На указанных рынках «государственная политика, если и не стала направленной к полной замене прямого регулирования данных отраслей рынком, то проявила тенденцию в этом направлении» [1, с. 710].

На фоне таких изменений традиционная система государственного вмешательства (регулирования) электроэнергетических компаний становится еще более критикуемой позицией. Часто звучат мнения, что многие тарифные решения регулирующих органов продиктованы политическими мотивами и что регулирующие органы продались регулируемым организациям. Складывается устойчивое убеждение, что регулируемая государством электроэнергетика, сконцентрированная в крупных вертикально интегрированных компаниях, уже не в состоянии обеспечить требуемый от нее уровень эффективности. Результаты работы электроэнергетики начинают расцениваться как слишком слабые и неудовлетворительные («ужасные»). Звучат настойчивые требования по изменению отношений на электроэнергетических рынках и изменению подходов к государственному регулированию в этой инфраструктурной отрасли.

С начала 90-х гг. XX века в промышленно развитых странах идея применения конкурентных механизмов на электроэнергетических рынках как инструмента повышения эффективности электроэнергетики переходит в практическую плоскость. Начинается поиск «конкурентных» рыночных моделей (процедур, методов, инструментов и пр.), а также процесс практического перевода отношений поставщиков и потребителей электрической энергии и услуг на принципы рыночной конкуренции.

Идея естественной монополии, которая во многом лежала в основе прежних подходов к государственному регулированию электроэнергетического рынка, наряду с идеей «общественной значимости» этого вида деятельности, к этому времени трансформируется. В условиях, когда на базе новейших технологий управления процессами производства и передачи электрической энергии в составе электроэнергетических систем функционируют все больше различных источников генерации, присоединенных к общей электрической сети и принадлежащих разным собственникам и хозяйствующим субъектам, система электроснабжения, которая ранее считалось единой монополией, начинает рассматриваться как система, открытая для конкурентной борьбы. В этот период поставка электроэнергии на рынке уже не представляется как исключительно монопольная услуга с неизбежно необходимым жестким государственным (прежде всего – тарифным) регулированием.

Постепенно начинают меняться взгляды на роль потребителей в конкурентных процедурах на электроэнергетическом рынке. Также, как и на иных рынках, на электроэнергетическом рынке они начинают рассматриваться (пока на уровне принципиальных идей и подходов к развитию электроэнергетического рынка) в качестве главного действующего лица: от их решений по покупке или отказе от покупки электроэнергии от того или иного источника генерации должно будет зависеть экономическое благополучие тех или иных поставщиков электрической энергии.

Вначале в Чили и Великобритании (1990 г.) и далее во многих странах (в Новой Зеландии, скандинавских странах и др., включая также и Россию) запускаются процессы серьезных институциональных реформ электроэнергетики, включающих, в том числе, и изменение правил функционирования электроэнергетических рынков. Основополагающей идеей указанных реформ электроэнергетики становится использование конкурентной рыночной системы в качестве главного инструмента повышения эффективности процесса энергоснабжения, повышения надежности и качества обслуживания потребителей электрической энергии. В ходе реформирования и серьезных структурных преобразований электроэнергетической отрасли осуществляется постепенная замена традиционных методов жесткого государственного управления и регулирования на механизмы конкурентного рынка, предпринимаются меры по открытию указанных рынков для свободной конкуренции независимых поставщиков, потребителей и иных субъектов с одновременным формированием и развитием системы саморегулирования его субъектов.

Важные условия для таких преобразований создают высокоразвитые к этому времени рыночные институты, а также активные процессы информатизации, интеллектуализации среды обитания, деятельности и взаимодействия людей, в том числе и в электроэнергетических системах.

В современных условиях в большинстве стран Европы, США и ряде других регионов мира осуществляются те или иные шаги по внедрению и развитию конкурентных моделей функционирования электроэнергетики. Будет вполне справедливым утверждение, что сегодня преобразования в электроэнергетике, направленные на реализацию конкурентных механизмов на рынке электрической энергии, в целом являются мировой тенденцией, затронувшей большинство развитых и ряд развивающихся государств мира. Но одновременно с этим следует заметить, что к 2016 г. пока ни одна страна полностью не завершила создание сколько-нибудь удовлетворительного конкурентного электроэнергетического рынка. Есть страны добившиеся значительных успехов в этом направлении. В настоящее время к ним можно отнести США, Австралию, Новую Зеландию, Великобританию, Швецию, Финляндию, Норвегию, Германию, Чили, Бразилию. При этом необходимо учесть, что процессы реформирования электроэнергетических рынков довольно динамичны, поэтому волне можно ожидать скорейших изменений в списке стран с реформированной конкурентной электроэнергетикой.

 

Реформирование российской электроэнергетики в 1992-2016 гг. 

Начиная с 1992 г. в России проведены кардинальные структурные реформы электроэнергетической отрасли, а также реализованы важнейшие, масштабные меры, направленные на формирование и развитие условий рыночного взаимодействия субъектов рынка в рамках двухуровневой модели оптового и розничного рынка электрической энергии и мощности. К важнейшим позитивным результатам более чем 25-летнего реформирования электроэнергетики и электроэнергетического рынка можно отнести следующие:

•     Деятельность организаций электроэнергетики в сжатые сроки переведена на коммерческие принципы, взамен действовавших ранее принципов директивного государственного управления.

•     В отрасли введена структура управления, основанная на разделении конкурентных и монопольных видов деятельности. Генерация выведена из вертикально интегрированных структур, что формирует условия (в действующей модели – не реализованные в полной мере) для организации свободных конкурентных отношений потребителей со всей доступной генерацией (производителями электроэнергии).

•     В целом на коммерческих, рыночных принципах организовано предпринимательское взаимодействие поставщиков и потребителей электрической энергии в рамках двухуровневой модели рынка, включающей оптовый и розничный рынок.

•     Создан комплекс нормативных правовых документов, определяющих порядок функционирования организаций электроэнергетики и взаимоотношения на рынках электрической энергии и мощности (закон «Об электроэнергетике», правила функционирования оптового и розничных рынков и пр.).

•     Применительно к рыночным условиям создана и совершенствуется система государственного регулирования деятельности субъектов на электроэнергетическом рынке, прежде всего – тарифное и антимонопольное регулирование.

•     На оптовом рынке, функционирующем в пределах ЕЭС России, заработали (точнее – постепенно формируются) в целом рыночные механизмы саморегулирования в виде структур и процедур Ассоциации «НП Совет рынка» с участием в нем производителей, потребителей, инфраструктурных организаций и представителей государства.

•     Для субъектов оптового рынка (далее – ОРЭМ) доступен сервис инфраструктурных организаций указанного рынка, включая услуги:

- системного оператора (ОАО «СО ЕЭС») – единой иерархически построенной организации, осуществляющей функции оперативно-диспетчерского управления в ЕЭС России;

- коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности – оказывающего услуги по администрированию торговой системы (ОАО «АТС»);

- ПАО «Российские сети» и его ДЗО, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в рамках технологической инфраструктуры ЕЭС России и обеспечивающих управление и развитие электросетевого комплекса.

•     На оптовом рынке практически реализуются в целом рыночные механизмы взаимодействия субъектов рынка и инфраструктурных организаций (хотя и имеющие во многом монопольный характер). Отработаны технологии оформления и исполнения торговых сделок по купле-продаже ежесуточных объемов поставок (с разбивкой по часам суток) электрической энергии (рынок на сутки вперед – РСВ) и учета фактических режимных отклонений от принятых на РСВ (балансирующий рынок – БР). Поведение цен на рынке электроэнергии коррелируют с ценами на рынках топлива, объемами потребления и состоянием электрической сети, что доказывает его работоспособность.

•     Накоплен опыт косвенного регулирования рынка – через правила рынка, антимонопольные меры, использование механизмов предельных цен (price-cap), участия государства при принятии решений «НП Совет рынка». Однако участие государства в ряде случаев подавляет рыночное поведение субъектов рынка, основываясь на краткосрочных (часто политически мотивированных) целях и не всегда адекватной оценке долгосрочных последствий и возможных действий субъектов рынка.

•     С целью преодоления угрозы дефицита электроэнергии приняты меры для ввода энергетических мощностей в ЕЭС России (модернизации) за счет введения внерыночного механизма договоров предоставления мощности (далее – ДПМ). Данный механизм дает практически полную гарантию результата, но при высоких затратах и при условии, что все риски (финансовые и ошибки в размещении объектов и их избыточность) ложатся на потребителей. Следствием введения ДПМ стало сдерживание инвестиционной привлекательности действующей генерации (вне ДПМ) и требование субъектов генерации осуществлять все инвестиционные проекты на условиях контрактов ДПМ.

Перечень положительных результатов реформирования электроэнергетики можно было бы продолжить. Но удалось ли достичь ключевых, перспективных целей реформирования отрасли и формирования условий недеформированной конкуренции на электроэнергетическом рынке: повысить эффективность электроэнергетики на базе развития конкурентных рыночных процедур и стимулов предпринимательской деятельности; обеспечить необходимые (но не избыточные) темпы развития объектов и систем электроэнергетики для надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей; создать рыночные условия для привлечения необходимых объемов инвестиций в развитие отрасли?

Оценка показателей функционирования электроэнергетики в рамках целевой модели оптового и розничного рынка (в 2008-2016 гг.) не дает оснований говорить о сколько-нибудь удовлетворительном достижении поставленных целей. С 1991 по 2016 гг. многие показатели, характеризующие эффективность функционирования российской электроэнергетики, имеют негативную динамику (подробнее об этом см. [2, 3, 4]), в частности:

•     значительно ухудшилась эффективность (полнота) использования установленной мощности электростанций;

•     ухудшилась эффективность использования топлива на тепловых электростанциях;

•     наблюдается серьезный рост удельной стоимости строительства энергетических объектов;

•     значительно выросла численность персонала в организациях электроэнергетики, при сохраняющемся (даже несколько сниженном) уровне отпуска электроэнергии потребителям;

•     уровень потерь электроэнергии в сетях вырос с 8,7% (от отпуска электрической энергии в сеть) в 1990 г. до 11,2% в 2013 г.; в то же время этот показатель в США, Китае складывается на уровне 6-8%, в Германии - – около 4% [5];

•     наблюдается существенный рост электросетевых активов в отсутствие роста потребления (и объемов услуг по передаче электроэнергии);

•     после некоторого спада в 2005-2006 гг. снова резко возросла дебиторская задолженность в электроэнергетике.

Электроэнергетика так и не стала отраслью предпринимательства, привлекательной для инвестиций. В отрасли не созданы базовые условия для привлечения на рыночных принципах инвестиционных ресурсов и их окупаемости (без государственной поддержки в виде договоров поставки мощности, которые в итоге дополнительно ухудшают инвестиционную среду в отрасли). И это при том, что основные фонды в электроэнергетике характеризуются высоким уровнем износа и подавляющая часть используемого в отрасли парка электрогенерирующего оборудования морально устарела.

В целом на современном российском электроэнергетическом рынке наблюдается комплекс серьезных системных проблем, отсутствие решения которых не позволяет говорить о положительном влиянии этого рынка на эффективность отрасли. Прежде всего, необходимо отметить логическую незавершенность реформы российской электроэнергетики в сфере создания конкурентного рынка. Именно вследствие этой незавершенности сохраняется монопольный характер отношений поставщиков и потребителей электрической энергии и услуг (как на оптовом, так и на розничном рынках). Несмотря на то, что после 2005 г. в стране объявлено о создании «конкурентного рынка», на самом деле на рынке явно прослеживается монополия поставщиков. Поставщики на рынке действуют в условиях, когда потребителей «забыли» включить в конкурентные отношения. Потребители искусственно и необоснованно ограничены в своих действиях на рынке, не оказывают конкурентного влияния на поставщиков. Они не могут заменить «неудобных, дорогих» поставщиков энергии и услуг, не могут покупать энергию и услуги на открытых торговых площадках и др. С другой стороны, поставщики также не могут предложить к продаже и реализовать потребителям весь имеющийся ресурс. Наблюдается избыточное вмешательство государственных органов в работу рынка, что также препятствует реализации потенциала конкурентных механизмов в повышении эффективности отрасли. Имеющаяся технологическая база функционирования субъектов электроэнергетического рынка, а также его инфраструктура не обеспечивают условия конкурентного взаимодействия поставщиков и потребителей электроэнергии и услуг. Потребителям на таком «конкурентном рынке» до такой степени некомфортно, что наблюдается активный их уход на локальные системы энергоснабжения. Это, в свою очередь, вызывает дополнительное снижение эффективности действующего рынка вследствие относительного снижения объемов поставок и роста удельных издержек генерации и сетей ЕЭС России. Более подробно сложившиеся на рубеже 2015-2016 гг. проблемы российского электроэнергетического рынка, мешающие его эффективному функционированию, отражены в [2, 3, 4, 6, 10].

 

Современные взгляды на институциональные изменения на электроэнергетическом рынке 

Следует заметить, что само по себе появление и начало реализации идей о целесообразности и неизбежности использовании конкурентных механизмов для повышения эффективности электроэнергетики, совсем не означает окончательной победы этих идей и представлений с «автоматическим» получением ожидаемых результатов. Анализ опыта реформирования электроэнергетики в западных странах и в России (где реформы активно проводятся с 1992 г.) показывает, что в процессе формирования «конкурентных» моделей функционирования электроэнергетики возникали и возникают существенные проблемы и неудачи. Например, хотя опыт Великобритании по структурной реформе электроэнергетики во многом послужил для других стран «опытным образцом» того, как надо создавать конкурентную электроэнергетику, этот опыт также может послужить по многим вопросам примером того, как не нужно это делать. Еще одним ярким примером временных неудач в формировании конкурентной системы является опыт преобразований электроэнергетического рынка в Калифорнии (США), [1, 7, и др.]. Как известно, в обоих названных случаях для исправления ситуации на рынке были реализованы специальные программы мер с участием регулирующих государственных органов.

В ситуации, когда в процессе «либерализации» электроэнергетического рынка «с ходу» не получается достичь всех намечаемых целей реформирования (а также в нередких случаях тех или иных временных неудач), в России и в западных странах все еще сохраняется немало (и в теоретической, и в практической сфере) сторонников «дальнейшего развития электроэнергетики на базе вертикально интегрированных структур, жестко регулируемых государством».

Довольно много людей все еще считают, что государство, помимо создания и защиты условий функционирования общества и рынка, должно взять на себя также задачу корректировки действий субъектов рынка, «оптимизации» их деятельности, путем вмешательства в функционирование рынка, исходя из собственного понимания тех или иных руководителей этих государств (или тех или иных государственных органов) вопросов справедливости и целей развития общества. Для многих людей до сих пор нет положительного ответа на вопрос о том, действительно ли столь необходимо и целесообразно развивать на электроэнергетическом рынке механизмы свободной конкуренции, а государству держаться вне рынка. Приверженцы традиционных подходов к государственному управлению и регулированию в электроэнергетике убеждены в том, что в ряде сфер хозяйственной деятельности, включая электроэнергетику, необходимо усиление влияния государства на экономические отношения участников рынка. Они считают идеи и шаги по применению конкурентной модели отношений на электроэнергетическом рынке «нецелесообразными, идеалистическими и практически невыполнимыми» [1, с. 775], и что необходимо «чуть-чуть усовершенствовать» действующие механизмы государственного регулирования, придумать (обновить) систему стимулирования монополий, и энергетика вернется к прежним (или как минимум удовлетворительным) темпам повышения эффективности. В современной России дополнительную энергию в аргументацию сторонников усиления государственного вмешательства в работу электроэнергетического рынка добавляет во многом негативная динамика показателей, характеризующих эффективность функционирования российской электроэнергетики после проведенных реформ. А также то, что проблемы функционирования отрасли, в том числе недостатки существующего рынка, приводят к «необоснованному завышению» цен на электроэнергию. Это дает основания некоторым отечественным сторонникам усиления государственного регулирования говорить о необходимости введении административных ограничений на уровень цен. Все активнее звучат сомнения в целесообразности применения конкурентной модели рынка в электроэнергетике и настойчивые требования к усилению государственного регулирования рынка и управления в отрасли.

Но в это же время, приверженцы развития справедливых условий конкуренции в электроэнергетике (или «приватизации», «дерегулирования», «либерализации» отрасли, что на самом деле означает применение на электроэнергетических рынках условий конкуренции и принципов взаимодействия, характерных для рынков с традиционно развитыми конкурентными механизмами) придерживаются точки зрения, в соответствии с которой такое реформирование является единственным системным способом существенного повышения эффективности электроэнергетики. И что такое реформирование вполне осуществимо в эпоху всеобщей информатизации и интеллектуализации электроэнергетических систем, хотя и нуждается в серьезной теоретической и проектной подготовке и в постоянном развитии. Сегодня все больше людей убеждается в том, что на электроэнергетическом рынке, несмотря на его технологическую сложность и «общественную значимость», можно и нужно повышать эффективность и производительность труда через развитие условий конкуренции, отказ от избыточного ограничения конкуренции. Они считают, что на электроэнергетическом рынке можно и нужно создавать условия для того, чтобы действующие индивиды (прежде всего, потребители, а также и поставщики, включая и тех, которые производят электрическую энергию на объектах малой распределенной генерации) имели возможности рыночного, конкурентного выбора между альтернативными способами действий. То есть создавать условия для свободной, справедливой, недеформированной конкуренции. Одним из важных аргументов сторонников развития условий конкуренции является то, что опыт первых проектов по применению конкурентных механизмов на электроэнергетическом рынке демонстрирует, что менее деформированные условия конкуренции на электроэнергетическом рынке приносят значительные экономические выгоды его субъектам, включая потребителей. «В условиях конкурентной борьбы активы, существующие в электроэнергетическом секторе, используются более эффективно, и это приносит потребителям реальные долговременные выгоды». [8, с. 15].

Наличие в обществе во многом взаимно противоположных взглядов на вопросы развития условий конкуренции отражается на состоянии дел в российской электроэнергетике. В текущих условиях указанное противостояние взглядов начинает оказывать серьезное влияние на процессы дальнейшего реформирования российского электроэнергетического рынка и его эффективность. Несмотря на то, что в стране (в 2008 г.) был объявлен переход к «конкурентному рынку электрической энергии», в текущий период сложились условия (в том числе и вследствие логической незавершенности реформ отрасли и электроэнергетического рынка), направившие развитие отношений на электроэнергетическом рынке в сторону усиления государственного вмешательства в работу рынка [2]. Сегодня сторонники усиления государственного влияния не оставляют попыток использования электроэнергетики и ЕЭС России в качестве инструментов государственной политики в экономике и социальной сфере. Не прекращаются попытки пересмотреть уже принятые решения по переходу к конкурентному электроэнергетическому рынку и вернуться к регулируемой электроэнергетике [4, с. 13]. Отдельные временные негативные результаты проведенных реформ электроэнергетики, как в России, так и за рубежом, дают основания некоторым сторонникам усиления государственного регулирования говорить даже о необходимости сворачивания реформ на фоне «отрицательных их результатов».

 

Предлагаемые подходы к решению текущих проблем российского электроэнергетического рынка 

В такой момент очень важно разобраться в сути проблем, накопившихся на российском электроэнергетическом рынке, и реализовать меры, которые будут направлены на их решение и обеспечат выполнение задач по повышению эффективности российской электроэнергетики, в том числе по отношению к соответствующим отраслям в экономически развитых странах.

Прежде всего, важно учитывать, что, несмотря наличие довольно большого количества сторонников идеи возврата к государственно регулируемой электроэнергетике, в России, как и практически во всех других странах, преобладающим является понимание того, что модели рынка электроэнергии, основанные на деятельности монопольных вертикально интегрированных компаний, в целом оказались неоптимальными. Для большинства научных, государственных и практических работников окончательно ясно, что функционирование вертикально интегрированных компаний демонстрируют низкую эффективность, что подтверждается как ростом тарифов на энергию для потребителей, уже угрожающим потерей внешней конкурентоспособности, так и недостаточной инвестиционной привлекательностью отрасли. Кроме этого, складывается понимание того, что сложности, с которыми сталкиваются современные рынки электроэнергии, в первую очередь связаны с нерешенными в ходе реформирования проблемами. Например, с неспособностью современных переходных моделей электроэнергетического рынка обеспечить корректные ценовые сигналы для формирования торговых сделок на рынке, с проблемами функционирования информационной и организационной инфраструктур, позволяющих субъектам рынка (прежде всего, потребителям и субъектам малой распределенной генерации) полноценно участвовать в торговых операциях (в том числе осуществляемых на электронных торговых площадках) и многими другими.

Результаты серии реформ, проведенных в российской электроэнергетике с 1992 г. по настоящее время, в целом аналогичны результатам реформ во многих экономически развитых странах. Современный электроэнергетический рынок в России (так же, как и рынки, сформированные в большинстве стран в мире в результате реализации проектов по внедрению менее деформированных условий конкуренции на электроэнергетических рынках) пока очень далек от классических рынков совершенной конкуренции [2, 7]. Это объясняется как недостаточной проработанностью и ошибками в проведении реформы, недостатками внедряемой модели рынка (довольно искусственно разделенной на оптовый и розничный), так и недостаточным уровнем развития технологической базы указанного рынка.

При этом важно учитывать постепенный характер развития условий конкуренции в сферах предпринимательской деятельности с развитыми условиями конкуренции. В традиционно «конкурентных» сферах деятельности в течение длительного исторического периода (со средних веков) в целом преобладала тенденция к развитию механизмов конкурентной рыночной экономики (наряду с развитием механизмов государственного регулирования в «неконкурентных» сферах деятельности). В этих сферах деятельности в течение столетий постепенно развиваются конкурентные механизмы и механизмы саморегулирования субъектов рынка, вытесняя административное государственное регулирование. При этом экономическая теория подчеркивает, что «система рыночной экономики никогда не опробовалась в завершенном и чистом виде» [9, с. 250].

Знание исторического опыта эволюционного развития условий рыночного взаимодействия в сферах деятельности с традиционно развитой конкуренцией позволяет предположить, что «конкурентная» рыночная система в электроэнергетике будет также развиваться постепенно. И что первые проекты по реализации «конкурентной» системы в электроэнергетике являются только начальными шагами в долгом историческом пути развития указанных отношений в направлении формирования все менее деформированных и все более свободных, справедливых отношений его субъектов.

Очень важно знать и учитывать, что ни одна страна, осуществившая переход к «конкурентной» электроэнергетике, не планирует возврата к прежней вертикально интегрированной структуре электроэнергетики и прежним механизмам ее государственного регулирования. То есть, несмотря на то, что на современных реформированных электроэнергетических рынках сохраняются те или иные проблемы и недостатки, ни в одной стране не ставится серьезно вопрос о возврате назад к жесткому государственному управлению электроэнергетикой, а идет активный поиск путей развития рыночных процедур и возможностей выстраивания справедливых условий для конкуренции среди субъектов рынка. Практически во всех странах, где осуществляются серьезные структурные реформы электроэнергетики, анализ текущего состояния рынка, анализ отдельных негативных результатов реализации тех или иных мер по преобразованиям на рынке используется (с большим или меньшим успехом) для решения задач корректировки и дальнейшего развития конкурентных механизмов, развития инфраструктуры и правил функционирования указанных рынков. Выявленные на текущих этапах проблемы несовершенства рынка используются в качестве исходных данных для последующих решений, проектирования и реализации процедур и механизмов взаимодействия субъектов рынка, в основе которых лежит приоритет конкурентных форм торговли, в том числе с участием так называемых субъектов естественных монополий, с обеспечением свободного конкурентного доступа участников рынка к их услугам.

Дополнительным условием, создающим новые стимулы к развитию конкурентных механизмов на электроэнергетическом рынке в современных условиях, является процесс бурного развития распределенной генерации. В электроэнергетике передовых стран, включая и Россию, с начала XXI века появились освоенные и уже широко тиражируемые относительно дешевые источники малой (распределенной) генерации (газопоршневые, парогазовые установки, микротурбины, интенсивные котлоагрегаты, тепловые насосы и др.). Указанные источники генерации в сочетании с интеллектуализацией их энергоустановок, систем технологического управления в электроэнергетических системах и учета энергии предоставляют многим предпринимателям (включая потребителей) реальные возможности для собственного производства энергии. Многие предприниматели сегодня уже формируют локальные системы энергоснабжения, успешно конкурирующие с централизованной энергетикой. Приближение производства к потреблению создает условия для относительного снижения затрат на транспорт энергии, расширяя сферу экономической эффективности децентрализованного и даже индивидуального энергоснабжения. Развивающаяся распределенная генерация в скором времени станет сопоставима по рыночной силе с функционирующими на рынке традиционными генерирующими компаниями, обеспечивая реальную эластичность спроса и создавая действенное давление на цены. Кроме этого, новые технологии позволяют облегчить управление в электроэнергетических системах. При их использовании потребители сами смогут выбирать нужные им уровни надежности и качества энергоснабжения, получать конкурентную оценку стоимости передачи и подключения к сетям, обоснованно определять необходимые резервы по генерации и распределительным сетям, давая обоснованные инвестиционные сигналы для развития энергетической отрасли. В этих условиях на электроэнергетических рынках возникает объективная необходимость корректировки правил, которые будут предоставлять этой новой рыночной силе возможности, наравне с иными субъектами, конкурировать за более выгодные условия поставок потребителям электрической энергии, а потребителям – конкурировать за покупку энергии у поставщиков, зачастую предлагающих на рынке более выгодные условия поставки.

 

О текущих задачах по развитию условий и механизмов конкуренции на российском электроэнергетическом рынке 

Необходимость решения проблем, касающихся функционирования российского электроэнергетического рынка диктует необходимость согласованных действий государственных структур и субъектов рынка по изменению системы экономических отношений на электроэнергетическом рынке. Несмотря на то, что на современном российском электроэнергетическом рынке существуют серьезные проблемы и недостатки (а вернее, именно вследствие этого!), важно не возвращаться назад к жесткому государственному управлению электроэнергетикой, а идти вперед в направлении развития рыночных процедур и условий свободной, менее деформированной конкуренции на рынке. В России, так же, как и во всех странах, где осуществляются серьезные структурные реформы электроэнергетики, через определенные промежутки времени возникают задачи корректировки и дальнейшего развития конкурентных механизмов, развития инфраструктуры и правил функционирования указанных рынков. В современных условиях, после почти десятилетней «обкатки» «целевой модели рынка электрической энергии и мощности», запущенной после завершающего этапа реформирования РАО «ЕЭС России» в 2005-2008 гг., необходимо реализовать качественно новый комплекс мер. Сделать это целесообразно, исходя из современного представления о характеристиках и свойствах конкурентного электроэнергетического рынка [2], с учетом современного уровня развития производственных, управленческих, торговых технологий, а также информационных и коммуникационных систем и сервисов.

Исходя из понимания того, что внедрение условий свободной, недеформированной конкуренции на электроэнергетическом рынке является не разовой кампанией, а представляет собой длительный, постоянно развивающийся процесс, в текущих российских условиях наступает период нового осознания и определения участниками рынка и регулирующими органами основного контура необходимых перемен, формулирования концепции изменений, согласования позиций участников рынка по вопросам развития механизмов и процедур рынка, с последующей разработкой и созданием указанных механизмов и процедур конкурентного рынка. Требуется также теоретическая разработка новых алгоритмов и программ торговли, практическая апробация механизмов торговли с оценкой достигнутого результата, проектирование, создание и запуск информационно-технологических решений (продуктов), а также инфраструктурных сервисов, позволяющих субъектам рынка вести предпринимательскую деятельность в условиях более свободной конкуренции. Необходимо учитывать при этом, что каждая новая модель конкурентного электроэнергетического рынка запускается «с колес», параллельно с действующими оптовым и розничным рынками.

В текущих российских условиях наиболее обоснованным и рациональным представляется поэтапный алгоритм развития условий конкуренции на электроэнергетическом рынке в направлении расширения участия и поставщиков (включая малую распределенную генерацию) и потребителей в конкурентных процедурах через формирование и постепенное развитие сектора свободной торговли электрической энергией[1] (ССТ ЭЭ): первый этап – подготовка концепции развития условий конкуренции в рамках вновь создаваемого сектора свободной торговли электрической энергии; второй этап – реализация пилотных проектов по запуску ССТ ЭЭ; третий этап – развертывание ССТ ЭЭ во всех регионах России.

Исходя из изложенного понимания процесса развития условий конкуренции на российском электроэнергетическом рынке, можно сформулировать следующие задачи для запуска нового этапа их развития:

•     проведение научно обоснованной оценки и анализа отношений на оптовом и розничном рынках электрической энергии и мощности;

•     подготовка проекта концепции дальнейшего развития электроэнергетического рынка;

•     выработка и согласование позиций «НП Совет рынка», ОАО «СО ЕЭС», ПАО «Россети», иных субъектов рынка по концепции развития электроэнергетического рынка;

•     утверждение правительством РФ концепции и плана формирования (развития) свободных, недеформированных условий конкуренции на электроэнергетическом рынке (через формирование и развитие ССТ ЭЭ);

•     организация реализации утвержденной концепции и исполнения плана развития условий конкуренции на указанном рынке.

С учетом того, что создание условий справедливой конкурентной рыночной среды в сфере производства, передачи и потребления электрической энергии – сложная стратегическая задача и ее решение требует глубокого научного анализа, технико-экономического обоснования, проектирования и запуска в работу важнейших элементов рынка (информационно-технологической платформы, системы инфраструктурного сервиса, процедур и механизмов работы указанного рынка, основанных на правилах справедливого поведения и других), ключевое значение имеет привлечение к решению таких задач специалистов и экспертов высокой квалификации. Объединяясь на платформе научно обоснованной концепции развития указанного рынка, они будут в состоянии реализовывать комплекс согласованных действий по развитию указанного рынка в целях повышения его эффективности.

В целях консолидации усилий специалистов и экспертов в области развития рынков электрической энергии, авторы настоящей статьи предлагают организовать профессиональное обсуждение различных проблем и аспектов предпринимательства в электроэнергетике, относящихся к названной теме. В предварительном порядке предлагаем некоторые темы, перечень которых в дальнейшем может быть уточнен в результате обмена мнениями:

•     Теоретические аспекты функционирования и развития электроэнергетического рынка и условий конкуренции его субъектов (включая характеристику свойств современных рынков в сферах предпринимательства с традиционно развитыми конкурентными механизмами, особенностей предпринимательства на электроэнергетических рынках и др.);

•     Оценка исторических особенностей развития условий конкуренции на электроэнергетических рынках в западных странах и в России;

•     Оценка опыта и результатов развития условий конкуренции на российском электроэнергетическом рынке в период реформ 1992 - 2016 гг.;

•     Оценка показателей, характеризующих эффективность современного российского электроэнергетического комплекса;

•     Анализ ключевых проблем современного российского электроэнергетического рынка;

•     Научно обоснованные актуальные меры по развитию условий и механизмов конкуренции на российском электроэнергетическом рынке (включая характеристику современных взглядов на институциональные изменения и на общие концептуальные подходы к развитию на электроэнергетическом рынке; выбор методологического подхода к оценке проблем и разработке мер по совершенствованию современного российского электроэнергетического рынка, оценка различных алгоритмов перехода к новой модели «конкурентного» электроэнергетического рынка и др.).

 

Заключение 

Имеются серьезные основания полагать, что на электроэнергетическом рынке административное государственное регулирование будет постепенно вытеснено рыночными конкурентными механизмами и саморегулированием субъектов рынка (подчиняясь общей логике развития западной цивилизации, демонстрирующей тенденцию к отмене институтов, препятствующих функционированию рыночной экономики).

При этом в сложившихся условиях становится очевидным, что основными сторонниками, заинтересованными в развитии условий конкуренции на российском электроэнергетическом рынке, являются не поставщики электрической энергии и услуг этого рынка (может быть, за исключением ТГК, которые оказались в положении искусственно дискриминируемых субъектов на рынке), а те организации, которые в силу искусственно навязанных ограничений, не могут в полной мере реализовать свой коммерческих потенциал на указанном рынке.

К таким организациям, прежде всего, относятся предприниматели, использующие объекты распределенной генерации и финансово устойчивые и успешные потребители, имеющие коммерческий интерес и финансовые возможности по диверсификации своей деятельности, в том числе и в сфере электроэнергетики. Эти организации и могут составить основную силу, способную инициировать и обеспечить реализацию давно назревших мер по развитию современного российского электроэнергетического рынка.

 

Литература 

1. Смит В. Экспериментальная экономика / пер. с англ. под научн. ред. Р.М. Нуреева. – М.: ИРИСЭН, Мысль, 2008. – 808 с.

2. Кузьмин В.В. О развитии конкурентного электроэнергетического рынка. Монография. – М.: Издательский дом ГУУ, 2015. – 219 с.

3. Кудрявый В.В. Системное разрушение системы. Надежность энергоснабжения в текущих реалиях / Энергорынок. 2015. №7 (132).

4. Электроэнергетика России: проблемы выбора модели развития [Текст]: аналитический доклад к XV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 1-4 апреля / О.Г. Баркин, И.О. Волкова, И.С. Кожуховский и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 45 с.

5. Софьин В.В., директор Департамента технологического развития и инноваций ОАО «Россети», текст презентации «Интеллектуальные сети. Пути повышения энергоэффективности» на конференции Smart Grid&Metering, Москва, ноябрь 2013 г., http://www.slideshare.net/svmgroup/ss-28953568

6. Кутовой Г.П., Кузьмин В.В. О мерах по развитию конкуренции на розничных рынках энергии и услуг ЖКХ / Энергорынок. 2012. № 10.

7. Афанасьев В.Я., Кузьмин В.В. Об актуальных исследованиях и разработках проблем развития конкурентных отношений на электроэнергетических рынках, «Вестник университета (Государственный Университет Управления)» № 11 / 2015.

8. Уроки, извлеченные из либерализации рынков электроэнергии Опыт энергорынков / ОЭСР / МЭА, 2005 г.

9. Мизес, Людвиг фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории, пер. с 3-го англ. изд. А.В. Кураева. Челябинск, Социум, 2005.

10. Воротницкий В.Э., Кузьмин В.В. О повышении эффективности электроэнергетики на основе развития механизмов конкурентного электроэнергетического рынка / Энергетик, №5 / 2016 г.  




[1] Об ССТ ЭЭ более подробно см. [2, 10]






Статья «Конкуренция на электроэнергетическом рынке» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, 2016)

Авторы:
Читайте также