Вектор развития нефтехимических проектов - Рынок - Статьи журнала
10 мин
76
0

Вектор развития нефтехимических проектов

Вектор развития нефтехимических проектов

Ведущие нефтегазовые компании испытывают бюджетные затруднения и сокращают инвестпрограммы. Залогом успеха иностранных контрагентов на рынке ЕРС-услуг в России является их готовность принять риски реализации проектов и выстраивать эффективную структуру организации работ. Использование отечественных технологий для проектов реконструкции и нового строительства, в особенности инновационных и будет способствовать решению проблемы замещения импорта технологий для отрасли.

Прошлый год был отмечен высокой степенью деловой активности в области строительства – были анонсированы более 500 новых проектов по всему миру, рост составил более 70% по сравнению с 2013 годом 1. Самый значительный рост количества объявленных проектов наблюдался в США – во многом благодаря резкому скачку интереса к сланцевому газу. Основная часть планируемых проектов сосредоточена в переработке газа, увеличении мощностей по производству СПГ, этилена, метанола и аммиака. В переработке нефти и нефтехимии количество проектов примерно одинаково – около 70 в каждой из подотраслей. В целом по региону Северная Америка главными тенденциями стали производство СПГ и реконструкция установок по переработке тяжелой и сланцевой нефти и конденсата. На Ближнем Востоке и в Азиатско-тихоокеанском регионе наблюдалось снижение темпов строительства по сравнению с 2012 годом. Ближневосточные компании продолжают интеграцию нефтеперерабатывающих и химических производств в форме кластеров, в то время как в АТР создаются глобальные нефтехимические комплексы, которые сочетают в себе максимально возможные уровни энергоэффективности и интеграции процессов, автоматизации и простоты в обслуживании и эксплуатации. Мощности Ближнего Востока по переработке нефти в период 2013-2018 гг. должны увеличиться практически вдвое (в среднем на 8% в год), общий объем инвестиций в расширение производства составит более 1 триллиона долларов США. В АТР развитие строительства будет определяться странами-лидерами данного региона - Китаем и Индией, которые планируют к 2017 году обеспечить прирост мощностей по переработке около 100 млн.т в год.

Одна из крупнейших энергетических компаний Казахстана, КазМунайГаз, инвестирует в модернизацию Павлодарского НПЗ 600 млн.долл. Цель проводимой модернизации – производство дизельного топлива, соответствующего введенным требованиям к качеству нефтепродуктов. Большинство выбранных подрядчиков являются зарубежными лицензиарами, например, Technip и UOP. Петроказахстан также занимается модернизацией собственного завода в Шымкенте, в результате которой суммарная перерабатывающая мощность должна увеличиться на 1 млн.т в год.

Западная Европа находится под угрозой потери конкурентных преимуществ перед растущими рынками Азии и Ближнего Востока вследствие высокой степени изношенности основных фондов. В последние два-три года закрылось большое количество НПЗ (суммарная мощность около 99 млн.т/год). Тем не менее, ряд запланированных проектов призван оживить рынок, например, Total модернизирует свой крупнейший европейский завод, который находится в Антверпене. По оценкам, стоимость модернизации составит 1,3 млрд.долл., приблизительный срок окончания – 2017 год. Рост проектных инвестиций в Европе обусловлен внесением изменений в требования к характеристикам продуктов, которые могут быть соблюдены лишь путем дальнейшего внедрения в производство процессов глубокой переработки, в том числе нефтяных остатков.

По прогнозам экспертов, 2017 год должен был стать наиболее успешным с точки зрения инвестиций в строительство этиленовых мощностей за последние 20 лет, однако в связи с экономическим кризисом и изменившимися рыночными условиями данный прогноз был пересмотрен.

Интеграция нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств

Главными задачами всех международных и региональных проектов модернизации и реконструкции НПЗ являются: повышение гибкости технологических процессов по сырью, глубины переработки, доли выхода светлых нефтепродуктов, уровня использования энергоресурсов; соответствие экологическим требованиям и техническим стандартам. Колебания цен на сырую нефть привели к значительному ухудшению условий функционирования мини-НПЗ и среднетоннажных заводов, и даже крупномасштабным предприятиям приходится искать источники снижения затрат ля того, чтобы удержать значение маржинального дохода на докризисном уровне.

Одним из способов достижения операционной эффективности является интеграция в перерабатывающем секторе промышленности. Начиная с 2010 года, создаются альянсы и совместные предприятия с участием местных и зарубежных нефтяных компаний при поддержке государства, основной деятельностью которых является строительство новых платформ, включающих процессы нефтепереработки и нефтехимии. Текущие проекты по интеграции производств включают строящийся в Турции завод компании СОКАР (мощность 10 млн.т.год, объем инвестиций 5,5 млрд.долл.), комплекс Садара в Саудовской Аравии (3,2 млн.т.год, 380 млн.долл.), завод компании Петронас в Малайзии (14,6 млн.т.год, 20 млрд.долл.) и предприятие в Омане, строящееся совместно компаниями Оман Ойл и Международной нефтяной инвестиционной компанией, принадлежащей правительству Абу-Даби (11,5 млн.т.год, 15 млрд.долл.).

Будущее процессов интеграции определяется растущим мировым спросом на энергоносители, благодаря этому в ближайшие 4 года запланированы 47 млрд.долл. инвестиций в проекты и рост мощности на 80 млн.т.год. Ключевые технологии, которые обеспечивают совмещение процессов переработки нефтяного сырья и получения нефтехимической продукции: флюид-каткрекинг и паровой крекинг, катриформинг, позволяющие производить олефины, ароматику и водород. В высококонкурентной среде ведения бизнеса достижение синергетического эффекта от параллельного использования объектов общепроизводственного назначения, утилизации побочной продукции и переработки более тяжелой и сернистой нефти позволит повысить стоимость всего ассортимента получаемых продуктов.

Рынок сервисных услуг и инжиниринга

Проекты строительства нефтеперерабатывающих производств создали спрос на услуги ЕРС-компаний. Перспективы развития сервисных услуг оцениваются в основном как положительные: в обозримом будущем подрядчики будут иметь возможность заключить долгосрочные соглашения с заказчиками, некоторые ведущие отраслевые компании могут даже позволить себе выбирать предпочтительные для себя проекты и заказы. В 2014 году объем выручки топ-200 международных проектных организаций в сфере проектирования объектов для нефтяных компаний достиг значения в 23 млрд.долл. [2], что составляет 32,5% от общего объема по всем секторам. EPC-компании предпочитают совместное сотрудничество, благодаря которому снижаются операционные риски и риски участия в тендерах и аукционах, затраты, при этом аккумулируется опыт участия в различных проектах.

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться подрядчикам, зачастую включают координацию работ по проекту, особенно это касается взаимодействия с поставщиками оборудования и технологий, увеличивающуюся сложность проектов, управление информацией, нехватку квалифицированных специалистов и т.д. Необходимость решения указанных вопросов привела к созданию подхода к улучшению через непрерывное обучение. Особое внимание уделяется обратной связи, получаемой от широкой сети экспертов, и детальной проработке предварительной проектной документации, что позволяет наиболее эффективно учитывать и соблюдать временные и бюджетные рамки проекта. Для большинства ЕРС-подрядчиков базовой практикой стало использование новейших инструментов и технологий проектирования, ведения баз данных и отчетности. Еще один элемент процесса реализации проектов получил в последнее время широкое распространение – модуляризация, такой подход позволяет добиться эффективности использования затрат без негативного сопутствующего влияния на качество проекта, решает вопросы транспортировки и логистики. Надежность оборудования и промышленная безопасность также приобрели особое значение для подрядчиков, обмен опытом в этой области особенно необходим для предоставления заказчиком услуг требуемого уровня качества.

Обзор российского рынка

Российская государственная программа модернизации НПЗ (общий объем инвестиций - 55 млрд.долл.) находится на завершающем этапе – к 2016 году все заводы обязаны перейти на производство бензина и дизельного топлива классов Евро-4 и 5 с низким содержанием серы. Предполагается также, что благодаря проекту строительства мощностей по транспортировке СПГ на экспорт общим объемом более 50 млн.т.г стоимостью 60 млрд.долл. удастся удовлетворить спрос рынка АТР. В 2014 г. три ведущих компании отрасли объявили проекты заключительной стадии модернизации: Лукойл завершает строительство комплекса флюид каткрекинга в Нижнем Новгороде, комплекса глубокой переработки нефти на Пермском НПЗ и             комплекса гидроочистки вакуумного газойля в Волгограде в рамках инвестпрограммы с бюджетом в 20 млрд.долл.; Газпромнефть намерена увеличить мощность Московского завода к 2020 г. еще на 6 млн.т.г; проект расширения Туапсинского завода, принадлежащего Роснефти, включает строительство целого комплекса технологических процессов – после завершения мощность завода будет составлять 12 млн.т.год. Программа компании, запущенная в 2008 году, охватывает 7 заводов группы, считается наиболее крупномасштабной (около 25 млрд.долл.) в регионе за данный период. ТАИФ-НК также стремится к повышению глубины переработки за счет реконструкции комплекса глубокой переработки нефтяных остатков Нижнекамского завода, которая должна завершиться в следующем году.

К 2017 году суммарный объем инвестиций в переработку нефти достигнет 47 млрд.долл. (около 38% занимает программа Роснефти, 33% - независимых НК, 13% - Лукойл, 9% - Газпромнефть, 3% - Татнефть и 1% - Башнефть). Налоговый маневр, согласно планам государства, должен дополнительно стимулировать компании инвестировать в данную отрасль, поскольку введение текущего налогового режим повлекло за собой неравномерное развитие заводов и, как результат, нарушение равновесия между спросом и предложением в отдельных регионах. Несмотря на то, что повышение глубины переработки является основной и приоритетной задачей, обозначенной государством, для компаний становится рентабельным только в случае относительно крупного масштаба производства (не менее 3 млн.т.год), и даже тогда срок окупаемости проекта модернизации значителен - превышает 10 лет.

рис 1.jpg
Если сравнивать российский и зарубежный подходы к выбору направлений развития нефтепереработки и нефтехимии, можно отметить ряд особенностей. До начала кризиса маржа переработки заводов в России была свыше 21 долл. за баррель экспортной продукции и 17 долл. за баррель для внутреннего потребления[4], что на 3-10 долл. за барр. выше, чем аналогичное значение по заводам США, Европы и Азии, в основном это связано с относительно более низкой стоимостью закупаемого сырья (ценой сырой нефти для заводов). Вторая особенность – среднее значение индекса Нельсона для российских заводов на 0,5-4 пункта ниже западных, низкая сложность технологических схем напрямую связана с процессами глубокой переработки нефти, а в России глубина переработки значительно ниже – на 10-35%. При этом стоимость транспортировки продукции на порядок выше, чем в Европе – на 2-12 долл. за барр., из-за протяженности трубопроводных систем и удаленности заводов от мест потребления. Еще одно отличие заключается в использовании российскими ЕРС-подрядчиками иных моделей обслуживания активов на разных стадиях реализации проекта, нежели у других сервисных компаний. Мощность первичной переработки сырья на некоторых НПЗ России сопоставима или превышает аналогичную мощность зарубежных заводов, а к 2020 году увеличится на 24,8 млн.т.год.

Российский нефтеперерабатывающий и нефтехимический сектор, как и ближневосточный, выбрал кластерную форму в качестве стратегического приоритета развития – до 2030 года планируется завершить создание 6 региональных нефтегазохимических платформ. Интеграция нефтепереработки и нефтехимии в Омской области стала примером оптимизации производства и операционной эффективности для других регионов, которые используют данную модель для построения аналогичных кластеров на базе некоторых заводов.

Рынок сервисных услуг для нефтепереработки продолжает расти, это означает, что независимые отечественные подрядчики и дочерние подразделения ВИНК имеют возможность занять определённую долю рынка, потеснив занимающие на данный момент лидирующие позиции представительства иностранных сервисных компаний. Участие зарубежных ЕРС-подрядчиков в строительстве объектов в рамках проектов модернизации в России позволяет управлять и исполнять крупномасштабные проекты, используя различные схемы финансирования. Главным недостатком данных организаций является недостаток опыта работы в специфических условиях российского рынка.

Министерство промышленности и торговли РФ подготовило стратегический план развития рынка инжиниринговых услуг, согласно ему, к целям и задачам относятся: формирование институциональной среды и инфраструктуры путем принятия стандартов и нормативов деятельности; осуществлять реализацию проектов стратегического значения с непосредственным участием и поддержкой государства; создать условия для преодоления разрыва в области компетенций ЕРС (М) подрядчиков. По оценкам Министерства, результате объем внутреннего рынка инжиниринга в 2018 году должен вырасти вдвое по сравнению с 2013 до 3 триллионов рублей, доля ЕРС контрактов в общей структуре увеличится в 3 раза до 25-30%, а количество полноценных совместных предприятий с участием российских и иностранных сервисных компаний возрастет до 3-5[5].

Выводы

- Ведущие нефтяные и газовые компании испытывают бюджетные затруднения и, соответственно, сокращают масштаб инвестиционных программ как для проектов нового строительства, так и модернизации существующих производств с целью завершить уже начатые объекты; предполагается, что в текущем году количество и объем анонсируемых проектов будет ниже, чем в предыдущем

- Залогом успеха иностранных контрагентов на рынке ЕРС-услуг в России является их готовность принять риски реализации проектов, умение управлять проектами и выстраивать эффективную структуру организации работ, способность решать возникающие в ходе стадий проектирования и строительства проблем путем обмена опытом и сотрудничества с российскими коллегами.

- Использование отечественных технологий для проектов реконструкции и нового строительства, в особенности инновационных и будет способствовать решению проблемы замещения импорта технологий для отрасли.





[1]Hydrocarbon Processing’s Construction Boxscore Database.

[2] McGraw Hill Construction/ENR

[3] Euro Petroleum Consultants, Саммит руководителей 2015

[4] Oil&Gas Eurasia

[5] MIT




Статья «Вектор развития нефтехимических проектов» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, 2015)

Авторы:
Комментарии

Читайте также