В результате снижения добычи нефти и газового конденсата, а также в силу приостановки деловой активности во всем мире в связи с распространением коронавирусной инфекции российское производство нефтегазового оборудования сократилось по итогам первого полугодия 2020 года на 9 %. Объем поставок в течение года поддерживался еще докризисными контрактами, заключенными в 2019 году, однако за прошедший год количество заключенных контрактов упало в 5 раз, и 2021 год для этой отрасли может стать непростым. О структуре и состоянии российского рынка нефтегазового оборудования, а также о перспективах развития отрасли рассказывают эксперты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Развитие российского рынка нефтегазового оборудования и, в частности, объем спроса на буровые установки в полной мере определяются состоянием нефте- и газодобывающей отраслей, поскольку основными заказчиками являются нефтяные и нефтесервисные компании. Несмотря на то, что Россия входит в тройку наиболее перспективных регионов, где ведется добыча углеводородов, общие тенденции рынка нефти и газа не позволяют обеспечить динамичное развитие сферы производства нефтегазового оборудования.
Перечень промыслового оборудования достаточно широк и включает:
■ оборудование для бурения, ремонта скважин;
■ оборудование для геофизических и геологических работ;
■ оборудование для добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья;
■ насосно-компрессорное, теплообменное, емкостное оборудование;
■ устройства и аппаратуру для проверки отбора жидкостей и контрольных технологических операций и исследований.
Основным продуктом, который реализуют сегодня российские нефтедобытчики, является нефть марки Urals, однако структура российского нефтяного рынка неоднородна. Большую часть добычи продукта формирует сернистая нефть, которую смешивают в трубопроводах «Транснефти» с легким западносибирским сортом Siberian Light, в результате чего получается российская марка экспортной нефти Urals.
В России производятся следующие сорта нефти Urals:
■ Siberian Light (сорт легкой нефти);
■ Rebco (используется в торговле на Нью-Йоркской товарной бирже);
■ Sokol (добывается в проекте «Сахалин-1»);
■ Vityaz («Сахалин-2»);
■ Espo (восточносибирская нефть, поставляемая по трубопроводу ВСТО).
Поставки на экспорт нефти марки Urals осуществляются в основном через морские порты, в частности через Новороссийск и по системе нефтепроводов «Дружба».
Структура рынка газа более однородна, 87 % добывается при разработке газовых месторождений, на долю попутного газа из месторождений нефти приходится всего 13 %.
Пандемия коронавируса, падение спроса на нефть, соглашение ОПЕК+ по сокращению добычи нефти ожидаемо нанесли удар по нефтесервису многих стран, включая Россию.
В 2020 г. в нефтесервисном сегменте наблюдалось существенное снижение количества заказов, поскольку производители были вынуждены выполнять обязательства по сокращению добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ и корректировать свои инвестпрограммы на 2020 г. (например, капвложения крупнейших ВИНК в сегменте «разведка и добыча» в совокупности сократились на 10 %).
Так, по итогам 2020 г. российские нефтяные компании сократили проходку как в эксплуатационном бурении (−1 %, до 27,0 млн м), так и в разведочном бурении (−13 %, до 983,8 тыс. м).
Наибольшая доля от общего потребления нефте- и газопромыслового оборудования приходится на техническое оснащение для бурения. Несмотря на спад буровой активности в России, актуальным является, прежде всего, производство и обновление парка буровых установок.
Российские нефтяные компании в вопросах приобретения крупной буровой техники отдают предпочтение отечественному оборудованию, поэтому потребность отрасли полностью покрывается внутренним производством.
Высокая стоимость буровых установок не позволяет наращивать объемы их реализации.
Средний срок производства кустовой установки составляет девять месяцев, а обходится она примерно в 500 миллионов рублей.
За 2007–2017 годы парк буровых установок в России увеличился на 36 % и составил 1389 единиц, а в 2018 году он вырос до 1447 шт. В 2019 году рост снизился, но количество буровых установок увеличилось на 36 единиц. Согласно данным Минпромторга РФ, на конец 2020 года в России количество действующих буровых установок составило 1360 ед., что на 123 установки меньше, чем в предыдущем году. Такое снижение количества действующих буровых установок связано с программой утилизации устаревшего бурового оборудования (постановление Правительства РФ № 1834 от 16.11.2020).
Объем, возраст и структура парка буровых установок существенно различаются по компаниям. Согласно проведенным оценкам, около 40 % парка приходится на старое буровое оборудование, которое было произведено еще в восьмидесятые годы и на сегодняшний день уже устарело.
Впрочем, снизилось не только количество установок, но и темпы введения в эксплуатацию новых скважин. За 2020 год в стране в эксплуатацию было введено 6957 новых нефтяных скважин, что на 904 штуки или на 11 % меньше, чем годом ранее. В результате на конец 2020 года доля добывающих скважин составила 76,4 % от эксплуатационного фонда, доля неработающих скважин – 23,6 %, что на 9,5 п.п. выше, чем в конце декабря 2019 года (рис. 3). Министерство энергетики Российской Федерации рассматривает возможности по поддержке сегмента, в том числе за счет создания фонда незаконченных скважин на время действия соглашения ОПЕК+ до 2022 г.
Среди факторов, поддерживающих спрос на буровые установки, можно выделить:
■ Постоянное усложнение условий добычи нефти (что вынуждает нефтяные компании бурить больше).
■ Увеличение доли физически и морально изношенного бурового оборудования, часто практически неиспользуемого, а лежащего «мертвым грузом» на балансе нефте- и газодобывающих предприятий, так как такое оборудование сложно транспортировать на новые месторождения.
■ Реализация Минэнерго программы «Незавершенная скважина». Разработанная программа предполагает создание в период с 2020 года по апрель 2022-го резерва в виде 2,7 тыс. незавершенных скважин с целью поддержки нефтяного сектора и подготовки к наращиванию добычи после окончания действия соглашения ОПЕК+.
С точки зрения структуры спроса на буровые установки более половины рынка занимают станки для кустового бурения. Это обусловлено присущими им большой грузоподъемностью и высокой скоростью мобилизации, что наиболее актуально для кустового бурения на месторождениях Западной Сибири. Крупнейшим производителем буровых установок в России является ООО «Уралмаш НГО Холдинг».
По данным Baker Hughes, среднемесячное число действующих буровых установок для добычи нефти и газа в мире в 2020 г. составило 1352 ед., тогда как в 2019 г. их число достигало 2177 ед. Таким образом, в прошлом году показатель снизился на 37,9 %, опустившись до минимальной отметки с начала ведения ежемесячной статистики Baker Hughes в 1975 г.
Несмотря на объективно существующий кумулятивный спрос, который составляет более 500 единиц, уровень отечественного производства в разы ниже, а под воздействием кризиса он продолжит сокращаться. Но спрос на ключевые компоненты буровых установок и другие комплектующие, которые позволяют проводить модернизацию оборудования, в 2020 году оставался довольно высоким, и падение рынка было незначительным.
В последние десять лет нефтегазовые компании активно развивают инвестиционные проекты в сфере добычи и переработки нети и газа. Общая стоимость инвестиционных программ крупнейших представителей отрасли в 2019 году составила 8,96 млрд рублей, что на 4,6 % меньше аналогичного показателя 2018 года. В 2020 году многие нефтегазовые компании пересмотрели собственные инвестиционные программы, их сокращение составило порядка 30–40 %. Компании предпочли вкладываться в модернизацию имеющихся установок и другого оборудования, вместо того чтобы приобретать новое.