USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 87.2

-0.18

Природный газ 2.065

+0.08

16 мин
1691
0

Система наименований судов технического флота нефтегазовой промышленности: исторические традиции и реальность

Система наименований судов технического флота нефтегазовой промышленности: исторические традиции и реальность

История формирования отечественного флота – это победы и поражения, упадок и возрождение, открытия и достижения. Особое внимание на флоте уделяется традициям, одной из которых является церемония имянаречения и присвоения судну наименования. Названия присваивались в соответствии с определенными критериями: класс судна, его назначение и мореходные качества. При этом система постоянно совершенствовалась и видоизменялась, играя важную идеологическую роль. В данной статье рассматриваются основные аспекты системы наименований судов, ее исторические корни, актуальность на сегодняшний день.

«Как корабль назовешь, так он и поплывет»: небезызвестный афоризм капитана Врунгеля, произнесенный одноименным персонажем из книги
А.С. Некрасова, доказал свою правоту в реальной жизни. Сегодня имена морских объектов отражают важнейшие исторические вехи, национально-культурную специфику, общественно-политический строй.

В период развития отечественного флота была сформирована достаточно стройная и логичная система присвоения наименований судам. Выбор в пользу названия осуществлялся в соответствии с определенными критериями: назначение судна, его класс, мореходные качества, история имени и др. Вместе с этим определение наименования играло и важную идеологическую роль: в частности, это касалось боевых кораблей, имена которых должны были воспитывать чувство патриотизма, обеспечивать сохранение преемственности поколений, поднимать престиж отечественного флота на международном уровне.

рис 1.jpg

Еще Петр I в рамках создания регулярного флота, предпринимал попытки формирования единой системы для присвоения названий. Однако в большей степени она носила рекомендательный характер и имела целью укрепление основ государства, повышение престижа воинской службы и профессии моряка, а также создание флотских традиций. Общественно-политические события, происходящие в государстве, не могли не сказаться на развитии флота, в том числе на системе наименований кораблей, которая подвергалась многочисленным изменениям, соответствующим духу времени и актуальной политической обстановке.

Сегодня же традиции наименования кораблей преобразуются и модернизируются, постепенно трансформируясь в единую современную систему.


Роль морских традиций в развитии флота

Традиции играют основополагающую роль в жизни военно-морского и гражданского флота. Более того, некоторые из морских традиций плотно вошли в жизнь общества, используясь в качестве устойчивых афористических и образных выражений. Одной из традиций, которая укрепилась в жизни и повседневном быту моряков, является присвоение названий судам.

рис 1.jpg

Известно, что первые корабли, которые прошли «крещение» именем, принадлежали к флоту Древнего Египта. Уже в то время фараоны старались наречь собственные суда, выбирая наиболее устрашающие для своих противников названия. Изначально традиция нарекать суда имела практическое значение: военачальники таким образом систематизировали данные о потерях и анализировали итоги морских сражений, подводили статистику по уничтоженным кораблям и разрабатывали планы дальнейших боевых действий.

В период царствования Петра I, который внес решающий вклад в формирование и развитие российского флота, традиция по выбору имен для кораблей была укреплена и зафиксирована царским указом. В данном случае между развитием флота и присвоением имен кораблям можно провести простую параллель: наименования отражали возрастающую роль государственного флота и способствовали повышению воинского духа. Если многочисленные морские традиции являлись отражением быта моряков, то процесс присвоения имен решал важнейшую задачу – формировал «летопись» флота, сохраняя память об исторических победах.

рис 1.jpg

Несмотря на то, что в период становления и развития русского флота не существовало единой и четкой системы присвоения имен, подбор подходящего имени не являлся произвольным процессом. Напротив, во внимание принималось лексическое значение слова, его фоносемантическая роль и идеологический смысл, использовались методики создания художественных образов (аллегория, символизм и другие). В названия судов Петр I старался заложить смысл: имена святых, территорий и морей, на которых русский флот одерживал наиболее значимые победы, названия представителей мира фауны, сказочные персонажи. При этом наблюдалась и взаимосвязь между рангом корабля, его текущим статусом и названием. Малые суда имели наиболее простое наименование: чаще всего они носили названия животных. Что касается боевых кораблей большого водоизмещения, они отличались совершенно другими названиями: им могли присваиваться имена князей Древней Руси или святых.

рис 1.jpg

Влияние исторических факторов на традицию присвоения судам наименований

Флот всегда являлся отражением национальной политики, положения государства на международной арене, культуры, истории. Любые изменения в жизни страны оказывали влияние, в том числе, на процесс присвоения названий судам. Это утверждение становится особенно актуальным при сравнительном анализе названий судов Российского Императорского флота и кораблей постреволюционного периода.

рис 1.jpg

Несмотря на сохранение некоторых традиций морского флота, в период революции и гражданской войны система присвоения названий видоизменилась. В качестве примера можно привести пограничные сторожевые корабли «Киров» и «Дзержинский», построенные для нужд НКВД. Нередкой процедурой было и переименование кораблей: их имена должны были соответствовать веяниям нового времени и изменениям политического строя. Одним из ярких примеров проявления такого подхода является монитор «Красный Восток». Изначально данный боевой корабль (канонерская лодка), который был спущен на воду в 1909 году, носил имя «Ураган». В постреволюционный период, в 1922 году корабль был переименован в «Троцкий». Спустя еще пять лет, в 1927 году, он был переклассифицирован в монитор и переименован в «Красный Восток». Таким образом, в упомянутый исторический период корабли часто называли в честь видных политических или военных деятелей, их имена отражали постреволюционный характер перемен в жизни страны.

Военные годы не стали предпосылкой для существенных изменений в системе присвоения названий. Необходимость стремительного наращивания флота привела к тому, что многие гражданские суда переоборудовали в боевые корабли. В это время система названий сохраняла определенную преемственность: использовались традиции, которые были созданы еще Петром I. С другой стороны, нельзя было отказываться и от названий, характерных для раннего советского периода. В итоге суда приобретали названия, которые ассоциировались с атрибутами советского государства, элементами и формой его государственного устройства.

рис 1.jpg

Система названий кораблей практически не претерпела существенных изменений в послевоенные годы: она стала лишь более разнообразной. Корабли часто стали называть именами героев Великой Отечественной войны. Вместе с тем иногда в названиях встречались и подходы, характерные для флотских традиций начала ХХ века.

рис 1.jpg

Особое внимание стоит уделить процессу становления нефтегазопромыслового флота СССР – одному из значимых этапов развития всей нефтегазовой промышленности. Активное освоение месторождений и необходимость строительства судов различного типа и назначения привело к потребности разработки определенных наименований, которые соответствовали бы этому специализированному классу судов и отражали бы в полной мере его специфику. Процесс создания и развития нефтегазовой промышленности пришелся на послереволюционный период, и это в определенной мере оказало влияние на выбор названий для морской техники.

На рисунке 7 представлена современная классификация морской техники нефтегазового флота, отображающая все многообразие его судового состава.

РИС. 7. Классификация морской техники нефтегазового флота

рис 1.jpg

Как и в случае с военно-морским флотом, наименования техники нефтегазопромыслового флота ассоциировались с действующим политическим строем, а в качестве названий использовались имена выдающихся партийных деятелей или наименования судостроительных предприятий. Кроме того, при выборе наименований учитывалось географическое положение морских месторождений, где предстояло работать судам и плавучим буровым установкам. Поскольку с начала XX века началось активное освоение месторождений на Каспии, суда часто называли в честь определенных географических объектов и предприятий, располагающихся в данном регионе.

рис 1.jpg

Точкой отсчета в развитии нефтегазопромыслового флота можно назвать 1949 год, когда существующих мощностей не хватало для достижения задач по освоению морских месторождений. В связи с этим перед судостроителями СССР были поставлены задачи по модернизации флота, использующегося для развития нефтегазовой промышленности. Результатом стало создание мощного флота специализированных судов и плавучих буровых установок (ПБУ), названия которых полностью соответствовали рассмотренным выше требованиям: например, крановое судно «Орджоникидзенефть», ПБУ «Хазар», транспортно-монтажное судно «Кёр-Оглы», ПБУ «Апшерон», крановое судно «Красные Баррикады», крановое судно «Красное Сормово» и другие.

рис 1.jpg

Указанная логика также прослеживается и при анализе названий судов технического флота нефтегазовой промышленности СССР, эксплуатируемых в период 1960–1990 гг. (таблица 2).

рис 1.jpgрис 1.jpgрис 1.jpg

Впоследствии процесс развития нефтегазодобычи, обеспечивший освоение новых, более удаленных районов, также стал предпосылкой к формированию системы присвоения названий специализированным судам технического флота. В частности, было утверждено положение «О порядке присвоения названия судам Министерства газовой промышленности» от 30 декабря 1983 г. № 12/п.[1]

В качестве основных требований, изложенных в данном положении, следует выделить следующие:

  • предложения по названию для судов могли вноситься организациями-судовладельцами Мингазпрома СССР, министерствами и ведомствами союзного и республиканского уровня, партийными и общественными организациями, управлениями и отделами Министерства газовой промышленности СССР;

  • предложения о присвоении названий судам, определение перечня названий строящимся головным и серийным судам, плавучим буровым установкам и другим плавучим средствам на планируемый год и на перспективу рассматривались и обобщались Главной морской инспекцией Главморнефтегаза Мингазпрома СССР;

  • объектам могли присваиваться имена в ознаменование революционных и других исторических событий, в честь выдающихся государственных деятелей и общественных организаций, героических защитников Родины, героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, заслуженных деятелей науки, техники и культуры, выдающихся деятелей международного коммунистического движения, ветеранов и передовиков производства газовой промышленности, в честь республик, городов Союза ССР и социалистических стран, а также различные географические и другие наименования;

  • предложения об увековечении имен выдающихся государственных деятелей Советского Союза, деятелей международного коммунистического и рабочего движения принимались руководством Министерства по согласованию с соответствующими партийными органами;

  • предложения об увековечении памяти особо заслуженных ветеранов газовой промышленности предварительно рассматривались руководством и партийными организациями и после решения партийного комитета Министерства газовой промышленности представлялись на утверждение;

  • приказы о присвоении названий издавались не позднее 6 месяцев до срока поставки судов;

  • переименование судов, находившихся в эксплуатации, производилось в исключительных случаях руководством Министерства

рис 1.jpg

Система наименований морской техники в нефтегазовой отрасли



Сегодня нефтегазовая промышленность является одной из ведущих экономических отраслей сырьевого сектора. Успехи в данной области, в том числе, отображают положение государства на международном уровне. Нефтегазовая промышленность включает в себя множество смежных отраслей, характеризующихся сложными производственными и технологическими процессами.

рис 1.jpg
Инфраструктура современной нефтегазовой отрасли включает в себя морские стационарные платформы, плавучие буровые установки и другие типы морской техники. Наименования такой техники являются важным фактором, который оказывает косвенное влияние на развитие отрасли и прямое влияние на репутацию компании-судовладельца и ее статус на международном рынке.

Рассматривая систему присвоения наименований морским судам и платформам в контексте нефтегазовой отрасли, следует отметить определенную преемственность флотских традиций.

При присвоении названий судам следует учитывать сложившиеся флотские традиции, определяющие следующие принципы:

  • иерархический: судам различных типов (классов), водоизмещения (дедвейта) и размерений (габаритов), а также разного предназначения присваиваются названия соответствующего уровня (масштаба) – с учетом статуса государственного деятеля или заслуженного работника отрасли, класса (ранга) государственного служащего, размера и значимости региона или населенного пункта, географического и астрономического объекта и т.п.;

  • географический: при выборе в качестве названия географического объекта или имени государственного деятеля, заслуженного деятеля науки, техники и культуры, ветерана или передовика производства, как правило, такое название связано с местом основной производственной деятельности или портом приписки судна (в качестве названия целесообразно использовать наименование географического объекта, соответствующего региону производственной деятельности или порту приписки судна, имя личности, родившейся или осуществлявшей свою трудовую деятельность в регионе);

  • преемственности: исторические имена ранее существовавших судов могут присваиваться вновь построенным судам;

  • уникальности: название судна не должно быть слишком распространенным (когда в составе мирового флота функционирует одновременно несколько судов, имеющих одно название);

  • единообразия: судам одной серии и одного класса (типа) присваиваются наименования одной группы (родственные по смыслу или содержанию).

В названиях судов одной серии могут использоваться слова, начинающиеся на одну букву алфавита, или наименование компании в качестве составной части названия (см. таблицу 3).

В случае если судну присваивается имя выдающегося деятеля государства, науки, техники и культуры, ветерана или передовика производства газовой промышленности, при принятии решения об увековечении его памяти, как правило, учитываются следующие критерии:

  • особо выдающиеся заслуги и результаты в труде, личный вклад в развитие компании или отрасли;

  • значительный личный вклад в производственную деятельность;

  • высокие результаты работы и выполнение особо важных задач по ключевым направлениям деятельности компании;

  • наличие особых достижений в выполнении общегосударственных задач и в отрасли;

  • активное личное участие в научно-исследовательской деятельности и вклад в научно-техническое и инновационное развитие;

  • наличие государственных и ведомственных наград.

Роль системы наименований судов в современном мире

Даже при условии сохранения многих морских традиций, в число которых входит процесс присвоения судну имени, долгое время порядок присвоения наименований судам носил несистемный характер. В частности, это касается примеров, когда судам одного класса могли присваиваться названия, имеющие отношение и к выдающимся флотоводцам, и к конкретному географическому объекту.

Формирование единой системы присвоения имен – одна из стратегических целей в процессе развития и наращивания флота.

Данная цель позволяет решить сразу несколько актуальных задач, способствуя сохранению статуса одной из ведущих морских держав, исторических корней и национального самосознания.

рис 1.jpg

рис 1.jpg

Нефтегазовая промышленность, являясь одним из ключевых элементов и опорой экономики многих государств, также нуждается в достижении указанной цели. Кроме того, здесь можно наблюдать определенную взаимосвязь между системой присвоения имен, задачами государственного развития и коммерческим успехом нефтегазовых предприятий.

Особенности системы наименований на примере российских компаний

На сегодняшний день в России не существует единых подходов присвоения наименований морским судам. В ПАО «Газпром» разработана собственная система, утвержденная в корпоративном положении «О порядке присвоения названий морским судам, плавучим буровым установкам и стационарным платформам ПАО «Газпром». Данное положение в полной мере соответствует действующим документам, регламентирующим различные области морской деятельности в Российской Федерации.

рис 1.jpg

Важной отличительной особенностью упомянутого положения является сочетание таких требований, как:

  • учет действующего законодательства Российской Федерации;

  • соответствие лексическим и стилистическим требованиям русского языка, этическим нормам;

  • использование имен выдающихся личностей (в том числе, деятелей газовой промышленности, науки, техники, культуры, государственных деятелей);

  • учет флотских традиций, существовавших в различные исторические периоды российского государства.

При подготовке положения в полной мере был учтен положительный опыт отечественных судоходных и нефтегазовых компаний: ПАО «Совкомфлот», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (Группа FESCO) и др.

ТАБЛИЦА 3. Варианты реализации отечественных морских традиций в крупнейших судоходных и нефтегазовых компаниях Российской Федерации

рис 1.jpg

Таким образом, создание единой системы наименований судов (в том числе, для морской техники нефтегазовой отрасли) – это пример внедрения наилучших практик не только успешно развивающихся промышленных и судоходных предприятий, но и вклад в создание целостного представления о российском флоте и формирование его положительного имиджа.

Авторы выражают глубокую признательность Александру Александровичу Алисейчику, предоставившему данные о наименованиях судов и плавучих буровых установок СССР за период 70-80-х годов ХХ века.


Литература

1. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 г. № 24-ФЗ (с последующими изменениями).

2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с последующими изменениями).

3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 09 июля 2003 г. № 160 «Об утверждении Положения о классификации судов и морских стационарных платформ» (с последующими изменениями).

4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 141 «Об утверждении Положения о порядке присвоения названий морским судам».

5. Приказ ПАО «Газпром» от 17 июня 2015 г. № 325 «Об утверждении Единой политики Группы Газпром по освоению континентального шельфа Российской Федерации».

6. Приказ ПАО «Газпром» от 26 октября 2020 г. № 442 «Об утверждении Положения о порядке присвоения названий морским судам, плавучим буровым установкам и морским стационарным платформам ПАО «Газпром».

7. Программа освоения ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 года, утвержденная решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2011 г. № 1792.

8. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. № 1930-р.

9. Агусейнов Ю.А. и др. Самоподъемные плавучие буровые установки М. Недра, 1979 – 215 с.

10. Алексеев И.И. «Нева-91» // Судостроение. – 1992 – № 2 (651). – С. 34–41.

11. Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год – СПб.: Типография морского министерства, 1872. – 798 с.

12. Выхристюк П.Н. и др. Проблемы электрохимической защиты плавучих буровых установок от коррозии // Судостроение. – 1975 – № 10 (455). – С. 54–56.

13. Жемойдо Ю.Г. Способ кренования самоподъемных плавучих буровых установок // Судостроение. – 1982 – № 2 (531). – С. 20

14. Зайцев Ю.В. Состояние и перспективы морской добычи нефти и газа // Судостроение. – 1982 – № 2 (531). – С. 3–4.

15. Иванов Г.А. Особенности судов-носителей подводных аппаратов Научно-поисковое судно «Одиссей» // Судостроение. – 1975 – № 10 (455). – С. 21–25.

16. Козярук А.Е., Васильев Б.Ю., Ивановский А.И. Анализ развития технических средств освоения нефтегазовых месторождений // Морской вестник. – 2017 – № 2 (62). – С. 115–119.

17. Кораблева М.С. Методология оценки стоимости работ по проектированию средств океанотехники: СПбГМТУ – СПб., 2014. – 167 с.

18. Меженный В.И. и др. Самоподъемная плавучая буровая установка «Бакы» // Судостроение. – 1975 – № 10 (455). – С. 8–12.

19. Портал Flot. Когда и как называли корабли? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://flot.com/publications/books/shelf/russianfleet/10.htm. (Дата обращения: 20.02.2021).

20. Портал HistoryWikireading. Откуда и что на флоте пошло [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/321059. (Дата обращения: 21.02.2021).

21. Портал Maritimeforum. Первые советские СПБУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://maritimeforum.net/data/articles/pervye-sovetskie-spbu.html. (Дата обращения: 26.02.2021).

22. Постройка и эксплуатация плавучих буровых установок // Судостроение. – 1982 – № 2 (531). – Вклейка.

23. Потапов В.М. и др. Плавучая полупогружная буровая установка «Шельф-1» // Судостроение. – 1982 – № 2 (531). – С. 7–11.

24. Токарь Л.Н., Разыграев М.В. Судовые флаги, вымпелы и флюгарки. 1700–2006 гг. М., Фонд «Русские витязи», 2007. – 580 с.

25. Чернышёв А.А. Российский парусный флот. Справочник. – М.: Воениздат, 1997. – Т. 1. – 312 с. – (Корабли и суда Российского флота).

26. Шапошников Е.Н. Задачи судостроителей по созданию технических средств для освоения богатств Мирового океана // Судостроение. – 1975 – № 10 (455). – С. 3–4.

27. Шупляков Г.Г., Козлов Л.Н. Геологоразведочное научно-исследовательское судно «Агат» // Судостроение. 1975 – № 10 (455). – С. 16–17.


[1] Ранее действовало Положение о порядке присвоения названий судам Министерства газовой промышленности СССР, утвержденное 1 марта 1979 г. № 7/П.





Статья «Система наименований судов технического флота нефтегазовой промышленности: исторические традиции и реальность» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2021)

Авторы: