Власти поддержат беспилотное судовождение
Межведомственная рабочая группа при правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России одобрила финансирование очередного высокотехнологичного проекта госпрограммы Национальной технологической инициативы (НТИ). Поддержку в размере 263 млн руб получит компания, которая создает платформу виртуального моделирования безэкипажного судовождения. Проект выполняет компания Кронштадт Технологии, соисполнителями являются ФГУП Крыловский ГНЦ и НПП Авиационная и морская электроника. Платформа позволяет в режиме виртуальной реальности создавать и анализировать ситуации в условиях автоматического управления судами. Внедрение технологий безэкипажного судовождения сократит численность экипажа на борту судна, и т.к. им не нужны кухни, спальные помещения, больничные отсеки, места отдыха и сантехники, это высвободит место для груза. Также снизятся затраты на содержание моряков, а это - 30-40% от ежедневных операционных расходов корабля. Но есть нюанс. Для безэкипажного судна аварийный ремонт - большая проблема. Разработками в этой области занимаются Rolls-Royce, Kongsberg, ABB, Sea Machines Robotics, Mitsui. К сожалению, власти РФ вовремя не уловили эту тенденцию в судостроении.
Правкомиссия одобрила полигоны для ТрИЗ
Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на стимулирование освоения ТрИЗ. Законопроект предлагает закрепить разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи ТрИЗ в качестве отдельного вида недропользования и устанавливает порядок предоставления соответствующих лицензий.
Предусматриваются два режима пользования недрами: на новых участках, не содержащих других полезных ископаемых того же вида, не относящихся к ТрИЗ. Лицензии будут выдаваться по итогам конкурса. Срок пользования недрами - до 15 лет с возможностью неоднократного продления на 5 лет. И на участках недр, которые относятся к распределенному фонду. Право пользования будет предоставлять комиссия Роснедр, выделяя по заявке компании из предоставленного ей ранее участка ту часть, которая содержит ТрИЗ. Срок пользования до 7 лет с возможностью однократного продления на 3 года. Владельцы таких лицензий будут освобождены от уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами. Проект теперь будет рассмотрен на заседании правительства.
Импортозамещение в судостроении
Правительство утвердило изменения в судостроительную часть 719-го постановления.
Оно определяет, какая именно продукция может считаться российской. В соответствии с новыми правилами, судоверфь Звезда фактически сможет только собирать на стапеле и красить танкеры и газовозы из блоков, построенных в Южной Корее. Кроме того, должны использоваться российские винты и винторулевые колонки. В отношении рыболовных и речных судов, а также судов класса река-море, установлены более строгие условия. Так, верфь должна осуществить закладку и сборку корпуса судна из блоков, которые были произведены в ЕАЭС. Масса секций и материалов для корпуса судна, изготовленных в ЕАЭС, должна составлять не менее 50% массы корпуса судна к 2020 г., не менее 70% - к 2022 г. и не менее 90% - к 2024 г. Отдельным списком прописываются оборудование и механизмы, изготовленные в России, с использованием которых должны осуществляться монтаж и производство.
Как заверяет Минпромторг, изменения обусловлены необходимостью поддержки отечественной продукции.
Калининградский судостроительный кластер
Под Калининградом в ближайшем будущем должен появиться крупный судостроительный кластер, в который войдут 10 российских компаний.
До конца 2019 г. в федеральное правительство направят соответствующую заявку. При этом компании-участники проекта планируют, что после этого ведомство официально включит его в реестр промышленных кластеров РФ. Так, проект судостроительного кластера позволит компаниям получать госсубсидии для новых инвестпроектов.
Площадка для арктических ГОСТов
В России будет создана специальная открытая площадка для разработки особых стандартов для работы в Арктике. Все, кто работает в регионе, смогут внести свои предложения и участвовать в дальнейшей разработке стандартов деятельности. Эти стандарты не обязательно будут введены в формате ГОСТов. На площадке будет возможность оформить особые документы, которые затем ведомство тоже сможет признать.
Пример стандарта - техника для работы в Арктике: она должна стабильно работать в условиях бездорожья и морозов до -60 0С. Стандарты будут касаться повышенных требований к износостойкости в условиях непроходимости и низких температур и закрепят это требование на законодательном уровне. Новая площадка позволит разрабатывать и принимать не только внутрироссийские, но и международные стандарты. Ключевыми участниками платформы для разработки «арктических ГОСТов» могут стать нефтегазовые компании, машиностроители, судостроители, а также структуры Росатома.
Усилить бурение на шельфе Арктики
По мнению первого замглавы ведомства Д. Храмова, только усилив бурение на шельфе Арктики можно через 30 лет выйти на пик добычи. В ближайшие 20-30 лет ожидается значительный рост спроса на углеводороды. Но сегодня только 20% шельфа закрыто лицензионными обязательствами, из них с потенциалом по нефти и газу - порядка 80-90%. Всего выдано 69 лицензий. Также Д. Храмов отметил, что Газпром и Роснефть имеют почти 60 лицензий на далеком шельфе, компании выполняют существенный объем работ. За последние 5-6 лет сейсмическая изученность в арктической акватории увеличилось кратно. К сожалению, не хватает важного элемента - бурения. В России за несколько лет пробурено только 6 скважин, часть из них с берега, а в Норвегии бурится по несколько десятков скважин в год. При этом без серьезного масштабного бурения нельзя сделать существенных открытий. Соответственно, через 20 лет на пике потребления, когда месторождения на суше будут уходить в минус, Россия легко может отстать.