Рекорды «Турецкого потока»
Газпром завершил глубоководную укладку морского участка 1-й нитки МГП «Турецкий поток». На строительство морского участка, начавшегося 7 мая 2017 г. в мелководной части, потребовалось менее года. Строительство участков береговых примыканий на российской стороне тоже завершено, осталось выполнить эти работы на турецкой стороне. В ходе строительства глубоководной части 1-й нитки МГП «Турецкий поток» судно-трубоукладчик «Pioneering Spirit» установило мировой рекорд скорости укладки морских газопроводов. Максимальная производительность – 5,6 км/сутки – была достигнута в феврале 2018 г. Средняя скорость строительства на глубоководье составила 4,3 км/сутки.
Еще один рекорд МГП «Турецкий поток» – впервые в мире труба диаметром 81 мм уложена на глубине 2 200 м.
Рекорды «Ямал СПГ»
«Ямал СПГ» произвел отгрузку 2 млн т СПГ с момента запуска 1-й технологической линии завода. Загрузка первого танкера состоялась 8 декабря 2017 г. Рубеж в 1 млн т отгруженного СПГ был достигнут в начале марта 2018 г, т.е. спустя три месяца с момента запуска завода. На преодоление рубежа в 2 млн т потребовалось два месяца.
Поставки СПГ осуществляются с декабря 2017 г. танкерами-газовозами ледового класса Arc7 вместимостью 170 тыс. м3 (около 74 тыс. т). С апреля 2018 г. начались поставки СПГ по долгосрочным контрактам, в рамках которых уже отгружено 4 партии СПГ.
Первая линия «Ямал СПГ» 15 мая 2018 г. остановлена на профилактическое обслуживание на две недели. Отгрузка СПГ на время остановки осуществлялась из созданных запасов.
Сверхпроводники для электроэнергетики
В ходе заседания Научно-технического совета Россетей был рассмотрен вопрос применения сверхпроводящего кабеля постоянного тока в электросетевом комплексе.
Использование сверхпроводимости отдельных материалов становится все более актуальным. Это связано с открытием высокотемпературных сверхпроводников, не требующих сложных и дорогих охлаждающих приборов. Такие устройства способны работать при охлаждении дешевым и легкодоступным жидким азотом. Их уникальным свойством является отсутствие электрического сопротивления при сверхнизких температурах и большая плотность тока, что в совокупности позволяет передавать в разы большую мощность. Внедрение ВТСП на кабельных линиях в условиях мегаполисов позволит передавать электроэнергию с минимальными потерями, снизить затраты на строительство до 20 %, сократить затраты при строительстве энергомостов и кольцевых схем, а также передавать мощности энергоемким потребителям, для которых не могут использоваться высоковольтные линии.
Пилотный проект реализуется в г. Санкт-Петербурге.
Катализаторы от Института им. Г.К. Борескова
Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН перешел к опытно-промышленному производству катализаторов для получения биотоплива и намерен поставить в 2018 г. увеличенную партию нидерландской компании, которая специализируется на этих видах топлива. Бионефть не может напрямую использоваться в качестве компонента для топлива, потому что она вязкая и имеет повышенную кислотность. После гидрооблагораживания она становится похожей на бензин и ее можно добавлять в традиционное топливо. Гидрооблагораживание – это сложный процесс, включающий в себя комплекс различных каталитических реакций, таких как крекинг, декарбонилирование, декарбоксилирование, гидрокрекинг, гидродеоксигенация и гидрирование.
Институт катализа СО РАН делает катализаторы для так называемого гидрооблагораживания бионефти, когда катализатор убирает из топлива лишний кислород и замещает его водородом: таким образом бионефть становится пригодной для добавки в углеводородное топливо.
ММ УКПГ для ПНГ от НТЦ Газпрома
В НТЦ Газпром нефти впервые в России совместно с НИИ Энергетического машиностроения МГТУ им Н.Э. Баумана реализуется инновационный технологический проект по созданию мобильных модульных комплексов для подготовки ПНГ.
Мобильная модульная установка подготовки газа (УКПГ) позволяет снизить энергопотребление на 20 %, уменьшить число и размеры основных аппаратов, использовать высокоэффективное оборудование в блочно-модульном исполнении высокой заводской готовности. Уникальность ММ УКПГ заключается в использовании эффективного цикла охлаждения газа, позволяющего при низком энергопотреблении добиваться высокой холодопроизводительности.
На текущий момент создана математическая и трехмерная модель установки, разработаны технические решения, общие и компоновочные чертежи и ТЗ на ее изготовление.
Симулятор от Роснефти
В сервисной дочке Роснефти РН-ГРП завершено внедрение РН-ГРИД – первого в Евразии промышленного симулятора ГРП. Симулятор позволяет точно описывать сложную геометрию трещины, возникающей в породе при проведении ГРП, и обеспечивает выполнение всех операций и инженерных расчетов, необходимых для проектирования гидроразрыва, в частности визуализацию исходных данных, создание геомеханической модели пласта, анализ диагностических закачек, расчет дизайна и анализ фактически проведенных операций ГРП с использованием обширной базы данных технологических жидкостей и проппантов.
Анализ параметров выполненных работ и показатели добычи скважин после ГРП подтвердили высокую достоверность результатов проектирования в РН-ГРИД.
ГРП является ключевой технологией обеспечения и интенсификации добычи нефти как на традиционных коллекторах, так и на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами.
После проведения ГРП дебит скважины, как правило, резко возрастает или существенно снижается депрессия.