USD 100.6798

+0.46

EUR 106.0762

+0.27

Brent 74.25

-0.09

Природный газ 3.378

+0.01

4 мин
1541

События №3, 2020

США и Великобритания закупились нефтью в России

Крупнейшими покупателями российской нефти в 2019 г. стали Китай, Нидерланды и

Германия, а наиболее сильный прирост закупок продемонстрировали США, Великобритания и Турция.

США и Великобритания в 2019 г. более чем в два раза увеличили закупку нефти в России.

В целом экспорт нефти из России вырос на 2,7 % по сравнению с 2018 г. и составил 267,5 млн т. На фоне снижения нефтяных цен в третьем и четвертом кварталах 2019 г. в стоимостном выражении экспорт российской нефти уменьшился на 6 %, до 121,4 млрд долл. США.

Крупнейшими покупателями российской нефти в 2019 г. стали Китай, Нидерланды (где находится крупнейший транзитный порт Роттердам) и Германия.

На США пришлось 1,8 % российских продаж нефти в 2019 г., на Великобританию – 0,9 %, а на Турцию – 3 %. Экспорт сырой нефти из России в США по итогам 2019 г. увеличился почти в 2,4 раза – с 0,9 млрд долл. США до почти 2,2 млрд долл. США. В физическом выражении объем экспорта нефти увеличился в 2,6 раза – с 1,8 млн т до 4,7 млн т.

Такая динамика обусловлена санкциями, введенными США против Венесуэлы и Ирана.

Однако американская легкая сланцевая нефть не подходит для переработки на многих НПЗ США, настроенных на тяжелую венесуэльскую нефть.

Поэтому США на фоне роста внутреннего потребления нефтепродуктов приходится искать других поставщиков, основным из которых стала Россия.

1.jpg

Виртуально-цифровая АЭС

Росатом принял в эксплуатацию виртуально-цифровую АЭС с реактором ВВЭР, разработанным ВНИИАЭС (входит в Росэнергоатом) совместно с Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики РАН (ИБРАЭ РАН). Платформа программно-технического комплекса станет основной для разработки современных тренажеров оперативного персонала АЭС.

Работы по проектированию и созданию виртуально-цифровой АЭС начались в 2009 г. по поручению правительства РФ.

Виртуально-цифровая АЭС позволяет моделировать и отрабатывать любые режимы работы энергоблоков с реактором ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор), от нормальной эксплуатации до сложных нештатных ситуаций. Комплекс позволяет тестировать различные режимы работы оборудования АЭС, прогнозировать изменения его состояния. Комплекс объединяет все расчетные модули в единую систему и закладывает основу для построения детальных моделей энергоблоков АЭС.

В рамках проекта ВНИИАЭС разработал и верифицировал более 10 расчетных модулей для моделирования широкого круга процессов и явлений, протекающих в оборудовании энергоблока АЭС, в максимально возможном спектре режимов работы.

2.jpg

Нет флотскому мазуту в Арктике

Комитет по защите морской среды планирует окончательно утвердить запрет на использование флотского мазута в Арктике осенью 2020 г. Ожидается, что запрет вступит в силу в 2024 г., однако некоторые суда, прежде всего имеющие двойной корпус, смогут использовать флотский мазут до 2029 г. Кроме того, для стран, у которых есть арктическое побережье, в том числе для России, предусматривается возможность выдавать специальные разрешения для отдельных судов также до 2029 г. Около 75 % всего топлива, которое сейчас используется в арктическом судоходстве, – это флотский мазут, но его разливы наносят огромный вред экосистемам. В Антарктике использование флотского мазута уже запретили. Согласно отчету Арктического совета об альтернативных видах топлива, наилучшей заменой флотского мазута признан СПГ.

3.jpg

Газпром и Wintershall Dea начали добычу в Северном море

Газпром и Wintershall Dea начали добычу природного газа на шельфе Северного моря на границе Великобритании и Нидерландов. Месторождение «Силлиманит» было открыто в 2015 г. Оно расположено примерно в 200 километрах от побережья Ден-Хелдера.

Чтобы обустроить месторождение, использовали верхнее строение, ранее установленное на платформе E18-A, а еще раньше – на P14-A. Wintershall установила верхнее строение с E18-A на морскую платформу D12-B в блоке D12-A в нидерландском секторе.

Платформа-спутник D12-B работает в автоматическом режиме, без экипажа.

Транспортировка газа осуществляется по 12-километровому газопроводу Ø25,4 см (10 дюймов) на основную морскую платформу (МП) D15-FA-1, управляемую компанией Neptune. Отсюда добытый газ транспортируется через газотранспортную систему (ГТС) NGT (Noordgastransport) к берегу.

4.jpg

НДПИ на ПНГ

Профильные ведомства не поддержали идею введения НДПИ на ПНГ, ранее предложенную Минфином. Тем не менее ведомство не хочет так просто отказываться от своей точки зрения. По утверждению Сазанова, позиция Минфина состояла в том, что вводить налог на ПНГ надо в случае повышения налога на СУГ.

Из протокола совещания следует, что с 1 января 2022 г. этан становится подакцизным товаром со ставкой сбора в размере 9 тыс. руб./ т; акциз на СУГ вводится с 1 января 2023 г. в размере 4,5 тыс. руб./т, затем он повышается до 5,5 тыс. руб./т с 2024 г., 6,5 тыс. руб./т с 2025 г. и 7,5 тыс. руб./т с 2026 г. Обратный вычет для акцизов на этан и СУГ применяется для производств, которые введут новые мощности по выпуску товаров нефтехимии после 1 января 2022 г. объемом переработки не менее 300 тыс. т/год.

В ином случае у компании до конца 2022 г. должно быть заключено инвестсоглашение с Минэнерго о модернизации существующих мощностей на сумму не менее 65 млрд руб.

5.jpg

Водород из воды

В России ученые создали дешевый материал для водородной энергетики.

Ученые из Балтийского федерального университета имени Канта (Калининград) совместно с коллегами из Национального исследовательского ядерного университета МИФИ (Москва) создали дешевый и эффективный материал для катализаторов, позволяющих получать водород из воды. Авторы проекта считают, что разработка пригодится в водородной энергетике. Водород является перспективным альтернативным источником энергии. Чтобы получить водород из воды путем химического процесса необходим катализатор, который обычно делается из платины или молибдена. Эти материалы дорогие, а потому и энергия получается дорогой. Российские ученые предложили использовать в качестве катализатора сульфид молибдена.

Это вещество эффективнее обыкновенного молибдена и значительно дешевле, т.к. в нем меньше содержание дорогого металла, а серы в природе много, и она дешевая.

Предлагается использовать тонкие пленки сульфида молибдена, нанесенные на поверхность стеклоуглерода. В таком случае расход получается минимальным, а площадь катализатора такая же, как если бы катализатор полностью делался из сульфида молибдена.

6.jpg



Статья «События №3, 2020» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№3, Март 2020)

536414Код PHP *">
Читайте также