Комплексное реформирование
В августе президент РФ В. Путин подписал большой пакет законов и указов.
С налогами отмоневрировали
Для нефтянки самым важным стал пакет законов, предусматривающий завершение налогового маневра, который позволит бюджету получить дополнительные средства.
Фискальная нагрузка переносится с экспорта нефти на внутренний рынок, а для компенсации негативного влияния на нефтепереработку предусмотрены адресные льготы для НПЗ, ориентированных на внутренний рынок. Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть будет снижена с 30% до 0% от цены нефти в течение 6 лет.
В 2019 г предельные ставки пошлины будут умножаться на коэффициент 0,833, в 2020 г - 0,667, в 2021 г - 0,5, в 2022 г - 0,333, в 2023 г - 0,167, в 2024 г - 0.
Пониженные ставки НДПИ сохранятся для месторождений со сложными условиями, в т.ч для месторождений с высокой степенью выработанности, малых участков недр и ТрИЗ.
Крымским участкам - российские лицензии
Также, ФЗ вводит новый порядок регистрации лицензий на пользование участками недр в Крыму. Право пользования участками недр, расположенными в Черном и Азовском морях, будет предоставляться по решению правительства РФ, принятому по результатам аукциона. С 1 октября 2015 г лицензии на недра Черного и Азовского морей, выданные государственными и иными официальными органами Украины до дня воссоединения Крыма с Россией, признаются недействительными.
Спецрайоны для иностранцев
Отдельный пакет законов касается создания на о Русский в Приморском крае и на о. Октябрьский в Калининградской области зон с льготными условиями для работы иностранных компаний.
На этих территориях планируется создание специальных административных районов, где крупные компании могут экономить на налогах и валютных отчислениях серьезные средства.
Заставляя население подтянуть ремни, повышая НДС и проводя Пенсионную реформу, одновременно власти делают послабления для крупного бизнеса, хотя казалось бы все должно быть наоборот.
Зарегистрироваться в спецрайонах, смогут иностранные юрлица с офисом или иным объектом на островах, и российские компании, которые смогут инвестировать в экономику спецрайонов не менее 50 млн руб за 6 месяцев с даты регистрации.
О Мореплавании
Пакет законов предусматривает также поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ.
Вносятся изменения в части создания Российского открытого реестра судов, где будут регистрироваться морские суда (за исключением судов рыбопромыслового флота), принадлежащие на праве собственности иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам.
В этот перечень могут быть включены спортивные, парусные, прогулочные и маломерные суда, используемые в коммерческой и некоммерческой деятельности.
Морским судам, зарегистрированным в открытом реестре, предоставляется право ходить под государственным флагом РФ.
Ранее В. Путин предложил разрешить плавать по Северному морскому пути только судам под флагом РФ.
Теперь, любое судно, танкер-газовоз или нефтеналивной танкер, зарегистрированный в Реестре, может ходить под флагом РФ.
Также ФЗ предусматривает установление цен и тарифов на услуги в морских портах страны в российских рублях.
ФЗ призван оградить российские юридические лица от значительного роста стоимости в морских портах из-за колебаний курса национальной валюты. Установление тарифов, расценок, ставок в иностранной валюте или условных денежных единицах допускается только в случаях, определенных федеральным законом.
Документ устанавливает переходный период до 1 января 2025 г для российских юридических лиц, имеющих на 1 января 2018 г обязательства в иностранной валюте для инвестиций в развитие инфраструктуры морских портов.
В обход Дании
Оператор проекта по строительству МГП Северный поток-2, разработала маршрут газопровода в обход Дании без удорожания для проекта.
Необходимость разработки альтернативного маршрута связана с тем, что Дания затягивает выдачу разрешения на строительство МГП в своей исключительной экономической зоне. Ключевой момент - общая стоимость проекта останется прежней - 9,5 млрд евро. Дания является последней страной, которая пока не выдала разрешение на прокладку МГП Северный поток-2. Полный комплект разрешений получен от Германии, Финляндии и Швеции, в России получено 1 из 2 необходимых разрешений.
США рассматривают Данию в качестве своего ключевого союзника в противодействии проекту строительства МГП Северный поток-2. Власти Дании идут навстречу США и тянут с принятием решения. Россия готова ждать решения Дании, но в случае отказа, маршрут газопровода будет перенесен севернее датского о Борнхольм, проходя по международным водам.
Перспективы моря Лаптевых
Росгеология проведет комплексные региональные геофизические исследования на углеводороды в северо-западной части моря Лаптевых. Будет изучен район сочленения Таймыро-Североземельской складчатой системы с Лаптевской окраинно-материковой плитой, а также территорию в пределах прилегающего континентального склона Северного Ледовитого океана. Работы пройдут на участке площадью 40 тыс км2 в северо-западной части моря Лаптевых.
Максимальная глубина изучения составит не менее 8 км, целевой интервал - 2-7 км.
Росгеологии предстоит изучить геологическое строение палеозой-мезозойского комплекса отложений Таймыро-Североземельской складчатой системы и бассейнового комплекса шельфа; уточнить структурно-тектонический план зоны сочленения Таймыро-Североземельской складчатой системы, Лаптевской плиты и прилегающего Периокеанического прогиба, а также выявить зональные и локальные объекты возможного накопления углеводородов, определить закономерности их размещения, выполнить нефтегазогеологическое районирование и оценить ресурсы углеводородов по категории Дл.
Аналогичный комплекс работ Росгеология проведет в Беринговом море.
Локомотив на СПГ
В ЯНАО прошли испытания первого серийного российского локомотива ГТ1h-002, работающего на сжиженном природном газе. Газотурбовоз ГТ1h-002 совершил две экспериментальные поездки в составе грузового поезда повышенной массы и длинны на участке Сургут - Лимбей - Коротчаево протяженностью 636 км.
Цель эксперимента - подтверждение правильности расчетов месторасположения точек заправки и экипировки газомоторных локомотивов на севере Уральского региона и определение нормы массы грузовых поездов для газотурбовозов.
По итогам поездки была установлена возможность вождения такими локомотивами поездов массой до 7 тыс т без дозаправки. Вторая поездка позволила установить, что эксплуатация локомотивов с поездом такой массы также возможна на этом участке без дозаправки.
Предполагается, что локомотивы, работающие на СПГ будут размещены на ст. Войновка, Тобольск и Сургут.
В перспективе газотурбовозы будут перевозить грузы по Северному широтному ходу.
Планируемая уже более 10 лет железная дорога протяженностью 707 км соединит Северную и Свердловскую железные дороги.
Это даст возможность вывозить грузы с новых месторождений в северных районах полуострова Ямала.