В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 645 от 26 октября 2020 года «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» высокая доля локальной генерации на основе дизельного топлива была отнесена к угрозам национальной безопасности страны. В качества ответа на данные угрозы рассматриваются ВИЭ, местные энергоносители и СПГ.
Развитие проектов различного масштаба и в различных частях страны требует пространственного и временного анализа с целью определения тенденций развития отрасли.
В последние три года были созданы и развиваются инструменты, позволяющие решить данную задачу:
В ходе реализации проекта СПГ-отрасль представлена в картографическом формате, приведены основные показатели СПГ проектов, включая различные сегменты производства СПГ, использование СПГ в качестве газомоторного топлива, автономной газификации. Приведены данные по действующим заводам, проектам, находящимся в стадии реализации, а также по планируемым проектам.
Классификация проектов и объектов
В проекте включены объекты и проекты отрасли СПГ в области производства, транспортировки и использования СПГ для автономного энергоснабжения и в качестве газомоторного топлива.
Проекты в отрасли производства СПГ по статусу проекта разделяются на три категории:
Классификация СПГ проектов по размеру проекта основывается на нескольких показателях, описывающих объем производства, целевые рынки и способы распределения СПГ с производства к потребителю.
Малотоннажные заводы
За 2021 год малотоннажный сегмент российской СПГ отрасли впервые получил численные показатели развития, были определены ключевые направления развития отрасли и снятия административных барьеров, позволяющих снизить капитальные вложения в объекты МТСПГ.
В 2021 году в рамках реализации «Плана мероприятий по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 г. № 350-р были существенно увеличены показатели малотоннажных объектов СПГ. С осени 2021 года нормы российского регулирования относят к малотоннажным заводам производственные объекты, мощность которых не превышает 20 т/ч (на основании приказа Минэнерго России от 15 октября 2021 года № 1090), а масса хранимого СПГ не превышает 1500 тонн, избыточное давление в криогенных резервуаров не более 1,6 МПа.
Мощности малотоннажных производств СПГ в России стабильно растут и имеющиеся планы по использованию СПГ в качестве газомоторного топлива и для автономной газификации позволяют России стать одним из мировых лидеров по развитию сектора малотоннажного СПГ.
В настоящее время в Российской Федерации построены 17 малотоннажных заводов общей установленной мощностью более 248 тыс т, производство на которых по итогам 2021 года превысило 120 тыс т.
Российские технологии производства СПГ в малотоннажном сегменте закрепили свои позиции на национальном рынке. Все новые строящиеся и введенные объекты по производству СПГ используют разработки российских компаний. Однако следует заметить, что они в своем большинстве не превышают производительности 5 т/ч. Российским компаниям еще предстоит сделать большие шаги в сторону заполнения ниши производительности до 20 т/ч.
Основными рынками для МТСПГ являются газомоторное топливо, автономная газификация и снабжения топливом объектов распределенной генерации тепловой и электрической энергии, бункеровка морских и речных судов. Будет ошибкой отводить малотоннажному СПГ роль только для остаточной газификации.
Общее количество проектов в активной стадии увеличилось до 14 единиц, а их установленная мощность составила 311 тыс т.
Общее заявленное количество СПГ проектов в 2021 году составило 48 единиц, а установленная мощность достигает 1 460 тыс т. В плане развития рынка МТСПГ в Российской Федерации на период до 2025 года определен тренд по величине установленной мощности заводов СПГ, которая к 2025 году должна достичь 83 т/ч или почти 700 тыс т в год. Однако фактические показатели по действующим и активным проектам уже в 2022 году начинают отставать с дефицитом в 60 тыс т к 2025 году.
Среднетоннажные проекты
Среднетоннажные проекты в России реализуются как самостоятельные проекты, так и с использованием преимуществ совместного размещения с крупнотоннажным производством.
В настоящее время большинство проектов СТСПГ действуют и планируются к реализации на морском побережье с возможностью отгрузки на малотоннажные газовозы или с использованием грузовиков.
В 2021 году среднетоннажный завод «Криогаз-Высоцк» завершил комплекс мероприятий по повышению производительности до 730 тыс т в год. По планам компании после 2022 года мероприятия по модернизации продолжатся, а установленная мощность производства достигнет 800 тыс т.
В результате объем производства на заводе по итогам 2021 года превысил 700 тыс т, из которых более 680 тыс т было поставлено на экспорт морским транспортом и около 20 тыс т СПГ было отгружено на экспорт и на внутренний рынок с использованием грузовиков.
При поставках СПГ на экспорт с завода «Криогаз-Высоцк» используются газовозы вместимостью от 10 000 до 17 400 м3. После введения в эксплуатацию СПГ бункеровщика Optimus («Eesti Gaas») и «Дмитрий Менделеев» (ПАО «Газпром нефть») следует ожидать роста объема потребления СПГ для бункеровки судов на Балтийском море.
Среднетоннажная линия «Ямал СПГ» Т4 использует инфраструктуру хранения и отгрузки СПГ, созданную для первых трех крупнотоннажных линий. Поставки СПГ учитываются в общей отгрузке «Ямал СПГ».
Для сегмента среднетоннажного СПГ воронка проектов сохраняет традиционный вид. При этом общее количество заявленных среднетоннажных проектов составляет 12 единиц, а их установленная мощность превысила 7,7 млн т.
Летом 2021 года было объявлено о начале нового среднетоннажного проекта на Кузбассе. Его особенностью является использование в качестве сырьевого газа нетрадиционного газа – метана угольных пластов.
Крупнотоннажные проекты
Российская Федерация имеет необходимые и достаточные условия для вхождения в среднесрочной перспективе в число мировых лидеров по производству и экспорту СПГ.
По итогам 2021 года в Российской Федерации началось создание двух новых кластеров производства СПГ на Востоке и на Западе страны. Помимо Ямальского и Сахалинского СПГ центров начались строительные работы на Балтийском побережье и активная подготовка проекта на побережье Охотского моря.
Тем не менее, отрасль сталкивается со значительными ограничениями в развитии, которые связаны с сохраняющейся неопределенностью режимов экспорта СПГ, дискриминационным доступом к сырьевой базе на аукционах на Ямале и с отсутствием систем газоснабжения, способных обеспечить газом крупные прибрежные проекты переработки газа в Российской Федерации.
Современные требования по декарбонизации вывели на рынок углеродного-нейтральный СПГ, для которого основным мероприятием является приобретение углеродных оффсетов. Рынок углеродно-нейтрального СПГ составил 2,24 млн т с момента его возникновения, из которых 1,67 млн т было продано в 2021 году. Российские компании также приступили к поставкам углеродно-нейтрального СПГ с использованием углеродных оффсетов. Всего было продано четыре партии СПГ или более 10 % мирового рынка углеродно-нейтрального СПГ, из которых три партии – в 2021 году, размером 64 тыс т каждая.
Действующие и реализуемые проекты производства СПГ в России учитывают необходимость управления углеродным следом. При этом для его снижения используются не только традиционные методы и выгоды географического расположения, но и применяются уникальные технологии.
Ввод производственных мощностей в Арктике открыл возможности для поставки российского СПГ на европейский рынок. Выгодное географическое расположение арктических проектов позволяет реализовывать СПГ и на азиатский рынок СПГ. В первые годы работы «Ямал СПГ» при отсутствии достаточного опыта перевозки СПГ в Арктике и возможности круглогодичной навигации значительные поставки арктических проектов приходились на европейские рынки сбыта, а весь объем проекта «Сахалин-2» направляется в страны АТР. Однако по мере развития перевозок СПГ в ледовых условиях уже в 2021 году доли АТР и Европы в совокупном экспорте страны практически выровнялись.
Ценовой шок на мировом рынке природного газа, произошедший в 2021 году, поддержал развитие некоторых крупнотоннажных проектов в России. При этом в результате законодательных ограничений по экспорту СПГ и в связи с выводом новых видов топлив на рынок, в Арктике происходит перепрофилирование части проектов СПГ на газохимическую переработку газа.
Первым проектом, изменившим в 2020 году концепцию с СПГ на производство метанола, стал проект «Печора СПГ». Летом 2021 года компания «Обский СПГ» сменила название на «Обский газохимический комплекс». В результате российская отрасль потеряла более 10 млн т потенциальных мощностей производства СПГ.
По итогам 2020 года совокупный размер заявленных СПГ проектов составил 153 млн т.
Активная реализация проекта «Восток ойл» на Таймыре дает основания ожидать подготовки к переходу в активную фазу производства СПГ в этом районе. Проекты на основе природного газа на Сахалине продолжают задерживаться в связи с санкциями, ограничивающим доступность технологий шельфовой добычи газа.
Основными факторами, которые будут влиять на вероятность реализации крупнотоннажных СПГ проектов в России и на доступ к инвестиционным ресурсам, являются:
- Либерализация экспорта СПГ;
- Доступ к технологиям добычи природного газа на шельфе;
- Обеспечение недискриминационного доступа к терминалам перевалки СПГ в Мурманске и на Камчатке;
- Равнодоступность СПГ проектов к мерам государственной поддержки, специальным налоговым режимам;
- Развитие биржевой торговли газов в России и стимулирование СПГ проектов на побережье Балтийского, Черного и Японского морей.
Газомоторное топливо
Природный газ за счет своих экологических качеств и сохраняющегося государственного ценового регулирования является одним из перспективных сегментов газового рынка России. Применение газа в качестве газомоторного топлива возможно на различных видах транспорта.
В Российской Федерации до 2020 года основной объем продаж СПГ в сегменте ГМТ был в сегменте тяжелой горной техники. В 2021 году началось активное использование СПГ для линейных грузовых транспортных средств, что привело к росту на 150 % использования СПГ на транспорте.
В 2022 году с вводом в эксплуатацию морского бункеровщика «Дмитрий Менделеев» и паромов на СПГ следует ожидать существенный рост потребления СПГ в качестве ГМТ.
Значительный потенциал использования СПГ в качестве ракетного топлива связан с разработкой проекта ракетоносителя «Союз-7» («Амур-СПГ»), запуски которого могут начаться уже в 2026 году.
В 2020-2021 годах произошел достаточно бурный рост количества публичных заправочных станций СПГ.
В настоящее время действуют 34 криоАЗС (стационарные и мобильные), из которых 14 единиц принадлежит группе «НОВАТЭК», 11- группе «Газпром».
План развития газозаправочных объектов СПГ в России
Применение СПГ в качестве топлива для железнодорожных локомотивов осталось неизменным за последние 3 года: локомотивы (тяговые ГТ1h и маневровые ТЭМ-19) курсируют только на Уральской железной дороге, а все планы по развитию использования СПГ на Ямале и на других направлениях не реализованы. В 2021 году собственный проект использования СПГ на железнодорожном транспорте был начат в Якутии в компании «Железные дороги Якутии» с поставкой газа с КСПГ «Нижний Бестях».
Флот на СПГ и бункеровка
Использование СПГ в качестве судового топлива является одним из наиболее привлекательных вариантов в направлении повышения энергетической эффективности судоходства и выполнения международных требований по декарбонизации судоходства. Значительную роль в снижении парниковых газов в глобальном масштабе может внести арктическое судоходство и рост интенсивности судоходства по СМП при обязательном условии применения альтернативных топлив.
«Долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации» была принята Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2021 г. № 640-р. Природный газ определяется как топливо, позволяющее решить климатические и экологические проблемы и способное выполнить роль «переходного топлива» к углеродно-нейтральной экономике в будущем.
Общий потенциальный спрос на сжиженный природный газ в сегменте газомоторного топлива к 2035 году оценивается в 5,5 млн т (к 2024 году - до 0,8 млн т), включая 1,2 млн т для водного транспорта в основных морских акваториях (Северный морской путь, Балтийское, Черное и Японское моря) и речного транспорта.
По состоянию на конец 2021 года российский флот на СПГ составляет 9 судов, включая бункеровщик СПГ «Дмитрий Менделеев». В начале 2022 года «Дмитрий Менделеев» совершил переход к месту постоянной дислокации в Финском заливе, где он будет работать по логистике и бункеровке малотоннажного СПГ-топливом в портах Балтийского моря.
Общее количество заказанных судов в период до 2029 году составляет 24 единицы, из которых 12 должны поступить в эксплуатацию в 2022 году. В основном флот российских компаний, использующих СПГ, представлен танкерами, продуктовозами, а среди заказанных судов выделяются ледоколы.
Сдерживающим фактором в использовании СПГ выступает недостаточно развитая инфраструктура бункеровки в России, отсутствие необходимого нормативно-правового регулирования и опыта практической бункеровки судов.
С целью стимулирования использования СПГ подготовлены изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и в Федеральный закон № 261-ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах в Российской Федерации» в части стимулирования использования экологически чистых технологий в области торгового мореплавания и судоходства.
При этом уже в настоящее время ФГУП «Росморпорт» предоставляет скидку в 10% к портовым сборам для наливных судов, использующих СПГ в качестве основного вида топлива в портах Высоцк, Калининград, Мурманск, Приморск, Усть-Луга, а также для контейнеровозов на СПГ в Большом порту Санкт-Петербург.
До запуска арктических проектов был только один пример реализации стратегии интеграции производственных мощностей и флота газовозов для транспортировки СПГ – катарские компании Qatar Gas и Nakilat.
Общее количество газовозов, обслуживающих российские проекты или принадлежащие компаниям с российским участием составляет 55 единиц, из которых 33 имеют ледовый класс Arc 7, 21 газовоз – конвенциональный, и одна плавучая регазификационная установка, которая может работать в режиме газовоза.
График поставок газовозов ледового класса полностью отражает график ввода в эксплуатацию производственных линий арктических проектов СПГ.
Автономная газификация
В России системы автономной газификации на СПГ появились в 1990-х годах. По состоянию на январь 2022 года в стране эксплуатируются 7 КСПГ (КСПГ «Первоуральск», КСПГ «Екатеринбург ГРС-4», ООО «Криогаз-Высоцк», КСПГ «Кингисепп», КСПГ «Канюсята», КСПГ «Нижний Бестях» и КСПГ «ПСК Сахалин»), поставляющих сжиженный газ для автономной газификации объектов в России. Ожидается, что в первой половине 2022 года быть введен в строй КСПГ «Тобольская» с целью автономной газификации Томской области. Еще свыше 20 КСПГ, имеющих основной рынок автономную газификацию, числятся в планах. Количество действующих СПХР на эту же дату составляет 20 и еще 1 (СПХР «Приморский порт») в резерве.
Сразу две котельные с собственными СПХР были введены в эксплуатацию на объектах Министерства обороны Российской Федерации в Мурманской области.
Для газоснабжения передвижного асфальтобетонного завода ООО «ДПО» в Оренбургской области применяется мобильный регазификатор производительностью 1500 м3/час. Поставщиком газа выступает КСПГ «Канюсята» (ООО «Газпром СПГ технологии»).
В 2021 году Правительство Сахалинской области и ПАО «Газпром» подписали программу развития газоснабжения и газификации региона до 2025 года, согласно которой 11 населенных пунктов Корсаковского, Курильского, Макаровского, Углегорского, Северо-Курильского и Южно-Курильского городских округов будут газифицированы с использованием СПГ и строительством СПХР.
Модернизация систем теплоснабжения в Республике Бурятия проводится в границах охранной зоны озера Байкал. В качестве первоочередных объектов определены город Северобайкальск (СПХР мощностью 500 нм3/час), поселок Таксимо и поселок Новый Уоян. По предварительным расчетам общий объем потребления СПГ в Бурятии составит около 28 тыс тонн в год.
30 июня 2021 года утверждена «Программа потребления сжиженного природного газа в Республике Саха (Якутия) до 2030 года», которая предполагает использование СПГ для автономной газификации, в качестве ГМТ и для поставки на экспорт. За счет СПГ к 2030 году планируется построить 27 СПХР и газифицировать 27 населенных пунктов республики. Согласно утвержденной Программе к 2030 году объем внутреннего потребления СПГ в Якутии для автономной газификации превысит 180 тыс т/год.
В соответствии с «Долгосрочной программой развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2021 г. № 640-р, основным рынком для использования СПГ в качестве энергоносителя являются Северо-Западный и Дальневосточные федеральные округа, а в разрезе макрорегионов – Западная Арктика и Дальний Восток.
Привлекательность данных географических рынков обуславливается наличием собственных запасов газа или развитием центров производства СПГ, а также отсутствием крупных НПЗ, что создает конкурентные ценовые и экологические преимущества СПГ.
Экспорт СПГ
Монополия на экспорт СПГ была введена в 2006 году Федеральным законом № 117-ФЗ от 18.07.2006 г. «Об экспорте газа» в период ожиданий глобального роста цен на нефть и газ. В 2020 году произошли революционные изменения в режиме экспорта газа из России. ПАО «НОВАТЭК» решил стратегическую задачу получения безусловного разрешения на экспорт СПГ. Фактически в Федеральный закон «Об экспорте газа» внесено юридическое определение НОВАТЭКа, как компании имеющей право экспорта СПГ с любого участка недр федерального значения.
В Энергетической стратегии Российской Федерации либерализация экспорта СПГ является ключевой мерой развития отрасли. При оценке режимов экспорта СПГ для крупнотоннажных проектов заметна относительно небольшая роль экспорта СПГ с проектов, которые управляются ПАО «Газпром». В долгосрочном периоде роль проектов независимых компаний существенно возрастет. Таким образом, без реформы экспортного законодательства в области СПГ реализация большинства заявленных проектов находится в зоне риска.
В соответствии с пунктом 15 дорожной карты по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 г. № 350-р), федеральными органами исполнительной власти проведена оценка возможности экспорта природного газа в виде СПГ, произведенного на малотоннажных заводах. Экспорт малотоннажного СПГ целесообразно либерализовать при условии, что определенный процент от объема СПГ, поставленного на экспорт, будет реализовываться на внутреннем рынке в объеме не менее 75 % от произведенной продукции.
В настоящее время экспорт СПГ из России производится с 10 проектов. «Сахалин-2» экспортирует СПГ в АТР, в основном, в страны Восточной Азии. Благодаря своему географическому положению «Ямал СПГ» осуществляет поставки СПГ в Европу и Азию. Поставки на экспорт осуществляют также средне- и малотоннажные заводы с использованием малотоннажных газовозов, железнодорожного транспорта, автомобильных полуприцепов. Российский экспорт СПГ диверсифицируется, появляются новые экспортеры разного масштаба.
Экспорт МТСПГ осуществляется в 14 стран: 11 стран Европы и 3 страны из Азии.
Самая высокая экспортная цена на СПГ из России в сегменте МТСПГ зафиксирована в Китае, Беларуси, Польше и Монголии. Наиболее высокие цены экспорта с Монголию и Китай. В 2020 году был значительный спад экспортных цен в связи с низкими мировыми ценами. В 2021 году экспортные цены существенно выросли.
В целом волатильность цен в сегменте МТСПГ меньше, чем в случае КТСПГ или на рынке других энергоносителей (СУГ, нефтепродукты). Это объясняется рыночной моделью МТСПГ, которая позволяет прямую продажу конечному покупателю без посредников.
Sk-индекс– индекс устойчивости СПГ заводов
Для нефтеперерабатывающих заводов в качестве инструмента оценки устойчивости применяется Индекс Нельсона, характеризующий сложность завода. Для заводов СПГ для оценки конкурентоспособности применяются значения предельных краткосрочных и долгосрочных издержек. При этом в большом количестве случаев в составе проекта производятся дополнительные продукты, такие как газовый конденсат, гелий, пропан-бутановая фракция, доходы от продажи которых не учитывается при оценке конкурентоспособности заводов.
Интенсивное развитие СПГ индустрии приводит к необходимости расчета индекса устойчивости/эффективности, который позволит получить комплексную оценку конкурентоспособности СПГ завода на растущем рынке.
Формула расчета SK-Индекса – индекса устойчивости, учитывает факторы производства различных продуктов в рамках СПГ проекта, эффективность технологии (через углеродный след), обеспеченность заводским хранилищем, удаленность центра добычи газа от места расположения завода.