USD 88.796

-1.21

EUR 98.3232

-1.99

Brent 79.95

-0.97

Природный газ 2.133

-0.07

21 мин
1696

Особенности долгосрочного контракта купли-продажи СПГ

Основу отрасли СПГ составляют долгосрочные контракты купли-продажи на условиях «бери или плати» со сроком действия от 10 лет, заключаемые с продавцом-производителем. Автор рассматривает особенности долгосрочного контракта купли-продажи СПГ, влияющие на экономический эффект сделки и гибкость поставки. В статье анализируются риски обязательства «бери или плати» («take-or-pay») и право на поставку неотобранных объемов («make-up» right), базис поставки и его влияние на гибкость, толкование оговорки о пересмотре цены. Подводя итоги, автор отвечает на вопрос: каким образом данные положения контракта влияют на экономический эффект сделки и в чем их основные риски.

Особенности долгосрочного контракта купли-продажи СПГ

На долю сжиженного природного газа (далее СПГ) приходится более половины международной торговли природным газом. Мировая торговля СПГ охватывает 20 стран-экспортеров, 44 импортных рынка, мировой флот, состоящий из 700 судов-газовозов.

Главное преимущество СПГ – это гибкость поставки как в отношении сроков, так и его объемов. Кроме того, благодаря морской транспортировке судами-газовозами партии СПГ могут быть отправлены на те региональные рынки, где спрос на газ выше, что позволяет странам-импортерам быстро удовлетворять свои потребности в энергии, в отличие от трубопроводного газа, являющегося более жестким инфраструктурным звеном, не говоря уже об арбитражных продажах, которые возможны благодаря изменению региона поставки.

Основу отрасли составляют долгосрочные контракты купли-продажи СПГ с обязательством «бери или плати», в рамках которых реализуется порядка 70 % мировой торговли со средним сроком действия 20 лет

Долгосрочные контракты необходимы покупателям, поскольку они обеспечивают стабильные цены и надежные поставки в течение долгосрочного периода. Средняя их продолжительность в 2021 г. составила 13,6 года, в то время как в 2020 г. – 11,7 года, в 2019 г. – 13,9 года, а в 2018 г. – 16,4 года. В 2022 г. поиск дополнительных объемов природного газа, в частности в связи со снижением российских трубопроводных поставок, привел к подписанию десятка новых долгосрочных контрактов купли-продажи СПГ, в том числе более 25 сделок были заключены с производителями из США. Хотя юридические и коммерческие детали данных контрактов конфиденциальны, срок их действия от 15 до 25 лет свидетельствует об отходе от сложившейся ранее тенденции роста краткосрочных и спотовых сделок.

Причины заключения долгосрочных контрактов

Долгосрочные контракты купли-продажи СПГ традиционно используются в отрасли в качестве гарантии того, что миллиардные затраты на экспортные проекты, будут возмещены: «Один важный элемент в бизнесе СПГ в настоящее время остается нетронутым – долгосрочные контракты. Общепринятое мнение в отрасли заключается в том, что строительство технологических линий по сжижению должно обеспечиваться долгосрочными контрактами купли-продажи СПГ. Из-за огромных капитальных затрат, финансирование строительства инфраструктуры СПГ было бы практически невозможно без гарантии долгосрочного контракта».

Однако есть куда более важный довод их роли на рынках – основные крупные покупатели, такие как Китай, Япония, Южная Корея, традиционно заключающие долгосрочные контракты купли-продажи СПГ, никогда не испытывали физического дефицита поставок, поэтому главный аргумент, что долгосрочные отношения гарантируют энергетическую безопасность, исторически доказал свою правоту, и этот фактор нельзя недооценивать.

Тем не менее появление новых вариантов финансирования, а также спотовых, краткосрочных и среднесрочных рынков СПГ поставило под сомнение обоснованность долгосрочных контрактов купли-продажи СПГ, заключаемых на срок более 10 лет, особенно в условиях наличия в них положений, ограничивающих гибкость поставки, в частности – при поставках на ликвидные европейские рынки. В то время как традиционные долгосрочные сроки действия контрактов купли-продажи СПГ в 20-25 лет оставались нормой для поставок в Азию, многие европейские покупатели со времени развития ликвидных рынков ЕС стали отдавать предпочтение краткосрочным сделкам.

В условиях переизбытка рынка и низких спотовых цен основной тенденцией отрасли, особенно до 2022 г., была устойчивая критика долгосрочных контрактов купли-продажи СПГ, необходимость уменьшения их срока действия, снижение законтрактованных объемов и обсуждение неминуемого перехода к краткосрочной и спотовой торговле.

Вместе с тем 2022 г. изменил рынки природного газа и СПГ, перевернув все прогнозы. Поиск дополнительных объемов СПГ переориентировал покупателей на долгосрочные контракты. Свободные объемы СПГ стали объектом конкуренции между покупателями из ЕС и Азии. Это привело к возрождению интереса со стороны различных субъектов, включая участников энергетического рынка, регулирующие органы, а также широкую общественность, к долгосрочным контрактам купли-продажи СПГ.

Положения долгосрочных контрактов купли-продажи СПГ и его особенности стали предметом политических, экономических и правовых дискуссий во всем мире. Обсуждаются такие вопросы, как индексация цен на газ к ценам на нефть и основания для пересмотра цены, гибкость поставки, обязательство «бери или плати» и поиск его альтернативы, срок действия контракта, территориальные ограничения, ограничения на использование (use restrictions), механизмы разделения прибыли (profit-sharing clauses) и другие аналогичные положения, в том числе предназначенные для разделения рынков. О территориальных запретах и положениях, имеющих аналогичный эффект, а также оговорке об изменении места назначения – читайте в ноябрьском выпуске журнала Neftegaz.RU (№ 11, 2023) в статье «Проблема гибкости поставки и территориальных запретов в долгосрочных контрактах купли-продажи СПГ».

Особенности долгосрочного контракта купли-продажи СПГ

Традиционными элементами долгосрочной торговли СПГ являются: 1) долгосрочный контракт купли-продажи на условиях «бери или плати» со сроком действия от 10 до 30 лет, заключенный с продавцом-производителем, срок действия которого может совпадать с периодом инвестирования проекта СПГ; 2) базисы поставки FOB или DES/DAT, которые влияют на ее гибкость; 3) оговорка о пересмотре цены; 4) территориальные ограничения, запрет на реэкспорт и аналогичные им положения, которые не позволяют покупателю занять место продавца-производителя на мировых рынках; а также 5) распределение рисков в обязательстве «бери или плати», в котором риск по изменению спроса берет на себя покупатель, а по цене – продавец-производитель.

Одна из особенностей долгосрочного контракта купли-продажи СПГ в том, что он разрабатывается под конкретный экспортный проект, который предполагает строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры СПГ. В результате этого контракт купли-продажи СПГ приобретает юридически обязательный характер, но вступает в силу только после того, как наступит предусмотренное сторонами отлагательное условие. В то же время контракты с большим количеством отлагательных условий создают риск неопределенности его условий. Поэтому желательно, насколько это возможно, сократить их количество и срок, в течение которого отлагательные условия должны быть выполнены или отменены.

Дополнительные контракты, связанные с проектом СПГ (например, контракты на строительство судов-газовозов, фрахтование судов, контракты на проектирование, закупку и строительство инфраструктуры СПГ (EPC), договоры о финансировании проекта, контракты о праве доступа к терминалу СПГ, контракты купли-продажи исходного природного газа, предназначенного для сжижения, в случае их наличия), могут быть заключены впоследствии в качестве отлагательных условий основного долгосрочного контракта купли-продажи СПГ.

Гибкость поставки и обязательство «бери или плати» («take-or-pay»)

Надежность и гарантия спроса на СПГ в долгосрочной перспективе является ключевым приоритетом продавца-производителя и спонсоров, участвующих в финансировании капиталоемких экспортных проектов СПГ. Чтобы обеспечить стабильный поток доходов, продажи СПГ регулируются жесткими обязательствами, которые традиционно структурированы по принципу «бери или плати».

Обязательство «бери или плати» привязано к определенным временным рамкам (например, годовым, реже к ежемесячным). В самых общих чертах обязательство «бери или плати» требует, чтобы покупатель оплатил определенный объем СПГ от «годового контрактного объема» («annual contract quantity») (иногда это 100 %, но чаще – определенный процент от установленного объема, например 75–90 %), вне зависимости от того, отберет ли покупатель этот оплаченный объем, при этом покупатель сохраняет за собой право на поставку оплаченного объема СПГ в последующие годы действия контракта.

Уровни «бери или плати» являются самыми высокими для экспортных проектов, реализуемых с нуля, которые требуют значительного финансирования, и, как правило, они ниже для поставок с действующих проектов СПГ или снижаются сторонами во время продления контракта. Репутация покупателя и условия рынка на момент заключения сделки также играют определенную роль. Долгосрочные покупатели СПГ, имеющие доступ к альтернативным источникам поставок, добились наибольших успехов в снижении порога «бери или плати».

В экспортных проектах СПГ продавец-производитель сталкивается с двумя главными рисками – с риском изменения спроса и с ценовым риском. Контракт на условиях «бери или плати» возлагает возможность ухудшения состояния конъюнктуры рынка на покупателя, требуя от него нести ответственность за оплату законтрактованного объема, оставляя продавцу-производителю риск цены.

Однако в течение действия контракта, в определенные периоды, которые могут существенно зависеть от ряда факторов, включая сезонный спрос, объем СПГ, подлежащий поставке, может не соответствовать потребностям покупателя.

Для снижения риска покупателя по обязательству «бери или плати» стороны могут использовать различные механизмы, помимо изменения региона поставки, который может быть запрещен условиями контракта или на него могут быть наложены определенные ограничения, или одна из сторон даст отказ на его использование.

Механизм для снижения риска «бери или плати» включает:

- оговорку о поставке неотобранных объемов в последующие годы действия контракта («make-up clauses»), которая позволяет покупателю отложить отбор согласованного объема от годового контрактного объема в течение одного года и восполнить не отобранный объем СПГ в следующем году на льготных условиях оплаты;

- механизм гибкости поставки («delivery flexibility»), когда в течение года график поставок планируется гибко, чтобы соответствовать сезонным колебаниям спроса на рынке (например, плюс минус 10 %);

- оговорку о «корректировке поставки в сторону уменьшения» («downward quantity tolerance» clauses, DQT rights), что позволяет покупателю сократить объем поставляемого СПГ (например, на 5–10 %), что может привести к уменьшению годового контрактного объема, согласованного сторонами.

Таким образом, долгосрочный контракт, как правило, содержит различные механизмы, ограничивающие обязательство «бери или плати», которое редко бывает абсолютным.

Право корректировать объемы поставок в сторону уменьшения служит механизмом раннего реагирования, который может применяться для того, чтобы смягчить краткосрочное снижение внутреннего спроса покупателя в ответ на какие-то критические события. Ключевым ограничением данного права на корректировку объемов является процент, который устанавливает, какой объем СПГ может подпадать под корректировку (обычно этот процент устанавливается в размере 5–10 % от годового объема поставок).

Однако право корректировать объемы поставок в сторону уменьшения «не может быть неограниченным постоянным средством правовой защиты» покупателя. Если покупатель уже обращался к этому праву ранее, повторное его использование может быть запрещено контрактом.

Контракт купли-продажи СПГ также может запретить использовать право корректировать объемы поставок в сторону уменьшения на оставшийся срок действия контракта или в отношении определенного срока его действия. Например, в контракте может быть предусмотрено, что покупатель не будет использовать данное право в течение последних трех лет действия контракта.

На практике такое право является двухуровневым соглашением: с «базовым» вариантом, который может быть свободно реализован, и «премиальным», когда право на корректировку объема требует специального запроса продавца-производителя, который по своему собственному усмотрению определит, следует ли принимать такой запрос.

Однако право корректировать объемы поставок в сторону уменьшения предоставляет лишь временное решение проблемы необходимого сокращения объема поставки. Возможность изменения графика поставки является более предпочтительной и эффективной в управлении законтрактованным объемом СПГ. Однако такой механизм должен быть предусмотрен и разрешен долгосрочным контрактом.

Платеж по обязательству «бери или плати»

Если в течение контрактного года покупатель не отберет объем, равный годовому контрактному объему по состоянию на конец контрактного года, покупатель обязан будет произвести платеж «бери или плати» («take-or-pay payment») – оплатить по контрактной цене положительную разницу между годовым контрактным объемом и тем объемом, который фактически отобран и получен покупателем в отчетном периоде.

Право на поставку неотобранных объемов («make-up» right)

После платежа «бери или плати» за неотобранный объем, покупатель получает право на поставку неотобранного объема в последующие годы действия контракта, согласно тому объему, за который такой платеж был произведен («make-up» right), т.е. право в будущем отобрать объем СПГ, равный «неотобранному объему» (такой объем называют оплаченным, но не отобранным объемом – «make-up quantities»).

Положение, в соответствии с которым покупатель может сделать выбор в пользу оплаты неотобранного объема СПГ в отчетном периоде в обмен на возникновение у него права на поставку таких объемов в последующие годы действия контракта, рассматривается как альтернативное обязательство по отношению к обязательству по отбору всего годового контрактного объема и его оплате в соответствующем отчетном периоде.

Важно подчеркнуть, что в модели «бери или плати» покупатель не нарушает условия контракта, если он не отберет годовой контрактный объем в соответствующем отчетном периоде или вовсе откажется от годового контрактного объема, а платеж «бери или плати» в соответствии с правом США и Англии не считается возмещением убытков продавца-производителя, которые могут быть оспорены покупателем как «неправомерная неустойка» (unenforceable penalty)[13].

Обязательство по оплате платежа «бери или плати» вытекает из обоснованного выбора покупателя не отбирать годовой контрактный объем, поскольку модель «бери или плати» альтернативная, а платеж «бери или плати» не является следствием нарушения контракта или неисполнением покупателем своих обязательств.

При реализации права на поставку неотобранных, но оплаченных объемов возникает два главных вопроса. Во-первых, потребуется ли дополнительная оплата за поставку ранее неотобранных, но оплаченных объемов. Право покупателя на поставку оплаченного, но не отобранного объема СПГ в последующие годы может быть реализовано без дополнительной оплаты, тогда платеж «бери или плати» будет считаться полной оплатой за годовой контрактный объем, либо контракт может предусматривать дополнительную оплату, чтобы снизить риски продавца-производителя и компенсировать ему разницу между старой и новой ценой, т.е. той ценой на СПГ, которая действует на дату фактической поставки, и контрактной ценой, которая использовалась для расчета платежа «бери или плати».

Во-вторых, право покупателя на поставку оплаченного, но неотобранного объема должно предусматривать, для снижения рисков сторон и для того чтобы такая поставка состоялась, временные рамки, в течение которых продавец обязан поставить оплаченные неотобранные объемы. Однако существует практика поставки неотобранных объемов в течение определенного периода после истечения срока действия контракта, в том случае если покупатель не реализовал свое право в течение срока действия контракта.

Основные риски обязательства «бери или плати». Реализация права на поставку неотобранного объема

Основные слабые места обязательства «бери или плати», из-за которых оно подвергается критике, следующие. Во-первых, возникает вопрос, когда начисляется платеж «бери или плати» за неотобранный годовой контрактный объем. Во-вторых, если покупатель не отобрал годовой контрактный объем в отчетном периоде, есть ли у него право требовать поставки таких неотобранных объемов в последующие годы действия контракта. Наконец, в-третьих, при наличии права требовать поставки неотобранных объемов СПГ, по которым был произведен платеж «бери или плати», возникает главный вопрос – когда, на каких условиях и по какой цене такая поставка должна осуществляться.

Особенностью модели «бери или плати» является то, что обязательство по оплате платежа «бери или плати» возникает в конце контрактного года, а не на дату отказа покупателя от контрактных объемов, что обусловлено тем, что покупатель имеет право отобрать годовой контрактный объем до истечения отчетного периода. Это лишает продавца-производителя регулярных гарантированных платежей в течение контрактного года, необходимых ему для разработки новых проектов, в принципе для финансирования которых модель «бери или плати» изначально была разработана.

Более того, отказ от годового контрактного объема полностью или его части порождает риск накопления платежей «бери или плати», не говоря уже о риске, что платеж «бери или плати» не будет оплачен, поскольку при наличии механизмов корректировки объемов и гибкости поставки (например, изменение пункта поставки или графика поставок) отказ от законтрактованных долгосрочных объемов сигнализирует о производственных или финансовых проблемах покупателя.

Базис поставки и его влияние на гибкость

На гибкость поставки влияют два условия контракта – это базис поставки и момент перехода права собственности на СПГ. Традиционно в контрактах купли-продажи СПГ используются три базиса поставки – FOB, DES/DAT Инкотермс. Модельный контракт купли-продажи СПГ, разработанный Ассоциацией международных нефтяных переговорщиков (AIPN) в 2012 г. для спотовой и краткосрочной торговли, использует базисы поставки «Buyer Delivery Sales» и «Seller Delivery Sales», которые соответствуют FOB и DES соответственно[14]. Выбор базиса поставки будет зависеть от того, кто контролирует морскую транспортировку – продавец или покупатель.

Как правило, право собственности, ответственное хранение и риск переходят в пункте поставки. Вместе с тем это самостоятельные положения контракта. Стороны могут согласовать нетиповые положения, в соответствии с которыми право собственности, хранение и риск будут переходить в разных местах. Например, контракт купли-продажи СПГ может предусмотреть, что ответственное хранение и риск переходят на условиях DES, но при этом установить, что право собственности перейдет к покупателю непосредственно до того, как СПГ достигнет отгрузочного терминала СПГ.

Такие положения контракта призваны освободить продавца от любых налоговых обязательств, которые могут возникнуть, когда СПГ достигнет места назначения. Так, контракт может включать положения, согласно которым переход права собственности на СПГ произойдет за пределами 12-мильной зоны, т.е. в международных водах. Предполагается, что именно в международных водах продавец завершит все процедуры по экспорту – вывез с территории того или иного государства объемы СПГ, но процедуру импорта осуществлять не начал. Например, при поставках в Индию по долгосрочным контрактам купли-продажи СПГ, момент перехода права собственности осуществляется в международных водах, т.е. фактически до таможенной границы с Индией.

Таким образом, в том случае, если покупатель не хочет принимать риски экспортных и таможенных процедур, он действует с условием того, что право собственности на объемы СПГ перейдут к нему в открытом море. В таком случае за таможенное оформление и экспортную очистку товара ответственность лежит на продавце-производителе.

Если контракт купли-продажи заключен с базисом поставки DES или DAT, тогда продавец-производитель контролирует морскую транспортировку судна-газовоза. СПГ остается собственностью продавца-производителя до тех пор, пока он не будет передан покупателю в порту назначения. В таком случае контракт будет содержать указание на пункт назначения – определенный терминал СПГ, как правило, на внутреннем рынке покупателя.

Базис поставки DES, в отличие от FOB, как правило, предоставляет меньше возможностей для изменения региона поставки, поскольку СПГ доставляется после этапа сжижения и транспортировки на импортный терминал СПГ. Для того чтобы перенаправить груз, покупатель должен сперва получить согласие продавца-производителя, а в контракте должно быть предусмотрено положение об изменении места назначения, позволяющее покупателю переадресовать грузы. Если контракт купли-продажи СПГ не будет предусматривать право на изменение региона поставки, при поставках на условиях DES у покупателя фактически не будет механизмов давления на продавца-производителя в случае его отказа изменить место назначения.

Напротив, базис поставки FOB обеспечивает покупателю гибкость поставки, в этом его главное преимущество, особенно при спотовой торговле. При поставке на условиях FOB покупатель контролирует транспортировку и принимает СПГ на выходе с терминала сжижения. Право собственности и риск переходят к покупателю, когда СПГ загружен на судно (проходит через поручни судна-газовоза) в порту отгрузки. Таким образом, в том случае, если в контракте купли-продажи СПГ нет территориальных запретов и сопоставимых с ними положений, то в соответствии с контрактом на условиях FOB покупатель обладает свободой в изменении региона поставки. Покупатели, скорее всего, выберут данный базис поставки, если у них есть доступные суда-газовозы.

В долгосрочных контрактах пункт назначения со временем стал одним из самых острых вопросов, покупатели постепенно стали обеспечивать большую степень гибкости назначения в своих контрактах. Меры регулятивного вмешательства также сыграли свою роль – регулирующие органы ЕС запретили (Япония рекомендовала) использование территориальных запретов и положений, имеющих аналогичный эффект в контрактах на своих рынках.


Оговорка о пересмотре цены и гибкость поставки

В долгосрочном контракте оговорка о пересмотре цены на СПГ приобретает не меньшее значение, чем сама цена на СПГ. Возможность пересмотра цены уравновешивает две конкурирующие проблемы:

• с одной стороны, позволяет скорректировать цену, учитывая, что обстоятельства на рынке могут измениться, но при этом сохраняет изначальную коммерческую сделку сторон на протяжении всего срока действия долгосрочного контракта;

• с другой стороны, позволяет избежать возможности пересматривать цену слишком часто, «что может негативно отразиться на неопределенности контракта и усилить эту неопределенность»[18].

Толкование оговорки о пересмотре цены

Как правило, оговорка о пересмотре цены будет устанавливать: 1) обстоятельства, которые являются основанием для пересмотра цены; 2) факторы, которые необходимо учитывать при корректировке формулы цены; 3) процедуру запроса пересмотра цены (соблюдена ли она сторонами).

Основания для запуска механизма пересмотра цены различны. Контракт может предусмотреть пересмотр цены или ее корректировку любой из сторон только в определенные периоды пересмотра цены, при наступлении определенных событий, таких как, например, существенное и непредвиденное изменение обстоятельств, не зависящее от воли сторон. Например, в том случае, если произошли предусмотренные контрактом изменения обстоятельств, которые отвечают определенным требованиям, в течение определенного периода времени или в рассматриваемый период пересмотра цены. Положение о пересмотре цены может указывать рынок, на котором должны произойти изменения, например, в пределах определенного географического рынка.

Контракт также может предусматривать автоматическую корректировку цены через установленные им регулярные промежутки времени, например, каждые два или три года. В таком случае стороны должны встречаться через определенные фиксированные интервалы, чтобы обсудить, как определенные изменения на рынке повлияли на контрактную цену. Такие положения исключают любые вопросы толкования на стадии рассмотрения вопроса об инициировании изменения цены. Однако такие формулировки встречаются довольно редко.

Еще один способ избежать трудностей в интерпретации – это предусмотреть определенные автоматические основания для пересмотра цены, дающие возможность инициировать ее пересмотр. Например, контракт может предусматривать, что контрактная цена должна отклоняться от рыночной на фиксированный процент, прежде чем пересмотр цены может быть инициирован.

Контракт может предусмотреть, что встречается чаще, что обе стороны имеют дополнительное право на ограниченное число внеплановых запросов о пересмотре цены на протяжении всего срока действия долгосрочного контракта. Такие запросы о пересмотре цены именуются «уайлд-кард» или «джокер»-запросы.

В отношении обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра цены («trigger event»), в оговорке используются различные подходы, когда сторона может запросить ее пересмотр. В частности, от стороны, инициирующей пересмотр цены, обычно требуются установить, что:

· на соответствующем рынке (например, на рынке покупателя) произошло «значительное» («significant») или «существенное» («substantial») изменение, которое требует пересмотра формулы цены;

· это изменение произошло до «даты пересмотра» цены («review date»);

· это изменение «находилось вне контроля стороны», обратившейся с запросом о пересмотре цены;

· это изменение должно иметь или, скорее всего, будет иметь влияние на рыночную стоимость газа на рынке покупателя.

В дополнение к определению события, которое служит основанием для пересмотра цены, в оговорке могут также указываться специальные условия, необходимые для корректировки формулы цены. Такие условия могут включать: требование, что цена должна позволять покупателю «экономически выгодно продавать» («economically market») купленный газ, или отсылку к другим ценам, таким как цены по «сопоставимым контрактам» или цены на рынке конечного потребителя, для того чтобы провести сравнение этих цен.

В результате такого сходства в формулировке оговорки о пересмотре цены в арбитраже, как правило, неоднократно возникают одни и те же вопросы ее толкования. Например, из-за толкования значения таких слов и фраз, как «существенный», «стоимость» и «экономические обстоятельства», а также были ли изменения «предвидимыми» или «находящимися вне контроля стороны», запрашивающей пересмотр цены.

На этапе корректировки цены часто возникают вопросы, что означает фраза в отношении способности покупателя «экономически выгодно продать» газ («economically market»), поскольку контракт отсылает к этому условию для пересмотра цены. Например, означает ли это, что, независимо от рыночных условий, покупатель всегда должен иметь право на получение чистой прибыли от газа, который он продает. Если да, то на каком уровне должна быть зафиксирована эта прибыль.

От того, насколько точно в положении о пересмотре цены сформулированы основания для ее пересмотра, зависит коммерческий результат сделки. Дело «Atlantic LNG», ставшее хрестоматийным, является ярким примером, когда долгосрочный контракт купли-продажи СПГ не содержал новой формулы расчета цены на случай изменения региона поставки, что привело к многомиллионным убыткам продавца-производителя (по некоторым оценкам, на 70 млн долл.)

Выводы

Согласно обязательству «бери или плати» («take-or-pay»), покупатель обязуется оплатить в каждом отчетном периоде, под которым, как правило, понимается контрактный год, весь годовой контрактный объем СПГ по договорной цене, вне зависимости от того какой объем СПГ от годового законтрактованного объема покупатель фактически отберет. Взамен покупатель получает право впоследствии получить тот объем СПГ, который он оплатил, но не отобрал в соответствующем отчетном периоде. Обязательство «бери или плати», как правило, не является абсолютным и может предусматривать механизмы гибкости поставки, которые позволяют покупателю в установленных пределах корректировать годовой контрактный объем в отчетном периоде.

Однако модель «бери или плати» порождает для продавца-производителя главный риск – в какие сроки, на каких условиях и по какой цене такая поставка должна производится. Существует риск, что в силу волатильности цены объемы, предназначенные для поставки, по которым был произведен платеж «бери или плати», могут быть поставлены в последующие годы действия контракта продавцом фактически себе в убыток. В то время как для покупателя существует риск, что поставка объемов, по которым был произведен платеж «бери или плати» не будет осуществлена вовсе в силу многочисленных ограничений, установленных в контракте для такого рода поставок.

На практике выбор между базисами поставки FOB и DES имеет значительную коммерческую ценность, поскольку сторона, контролирующая доставку, получает большую гибкость и возможность участия в арбитражных продажах.

Оговорка о пересмотре цены, как правило, устанавливает: 1) определенное количество регулярных пересмотров цены на СПГ, которые могут быть инициированы по запросу любой из сторон в специально установленные контрактом периоды пересмотра цены; 2) то количество пересмотров цены, именуемых «уайлд-кард», которые могут быть инициированы любой из сторон контракта в любое время; 3) процедуру пересмотра цены – направление уведомления в установленном порядке и сроки; 4) обязательный период переговоров (обычно три, четыре или шесть месяцев).

Оговорка о пересмотре цены устанавливает определенные требования для пересмотра цены, как правило, это «значительное» или «существенное» изменение на рынке покупателя, которое произошло с момента последнего вступления в силу действующей формулы цены и которое: 1) влияет на стоимость природного газа; 2) носит не временный характер на рынке; 3) требует корректировки контрактной цены, т.е. экономический эффект от изменения цены еще не отражен в действующей формуле цены.

В том случае, если эти предварительные условия выполнены, формула цены должна быть пересмотрена в соответствии с определенными требованиями: 1) пересмотр цены должен учитывать оценку экономического влияния на изменения, которые послужили основанием для пересмотра цены; 2) пересмотр цены должен позволить продавать газ на рынке на конкурентной основе, с разумной маржой или таким образом, чтобы покупатель мог продавать газ экономически выгодно на рынке конечного потребителя; 3) пересмотр должен исходить из возможности разумной торговли и эффективного управления продажами со стороны покупателя.

Несмотря на то, что конкретная формулировка оговорки о пересмотре цены может различаться, арбитраж, столкнувшийся со спором о изменении цены на СПГ, как правило, должен будет рассмотреть три вопроса: 1) имело ли место основание для пересмотра цены; 2) соблюдена ли процедура ее пересмотра, установленная в оговорке; 3) как скорректировать механизм ценообразования между сторонами, чтобы сохранить их долгосрочные договорные отношения.

Литература

1. Гаврилина Е.А. Система контрактов на мировых рынках СПГ: от месторождений до спотового рынка // М.: МГИМО-Университет. – 2023.

2. Ason A. Price reviews and arbitrations in Asian LNG markets / A. Ason. OIES Paper NG 144. – 2019.

3. Finizio S. Trends in LNG Supply Contracts and Pricing Disputes in the Asia Pacific Region / S. Finizio, J. Trenor, J. Tan // Oil, Gas and Energy Law. – 2020.

4. Griffin P. English law in the global LNG business: international LNG sale and purchase – a relational arrangement / P. Griffin // Journal of World Energy Law and Business. – 2019.



Статья «Особенности долгосрочного контракта купли-продажи СПГ» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2023)

Авторы:
Комментарии

Читайте также