Эффективное топливо для Севера
Но сначала стоит сказать о том, что СПГ признан эффективным топливом не только для Арктики, но и для других отдаленных и изолированных территорий. В соответствии с Указом Президенте Российской Федерации № 645 от 26 октября 2020 года «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» высокая доля локальной генерации на основе дизельного топлива была отнесена к угрозам национальной безопасности страны.
«Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2035 года» переход от эксплуатации генерации на дизельном топливе к возобновляемым источникам энергии, сжиженному природному газу и местным видам топлив будет осуществляться поэтапно и должен завершится к 2035 году. Так же в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 31.05.2020 № Пр-907 и от 07.02.2022 № Пр-276 по оценке альтернативных способов энергоснабжения в регионах, в которых недоступна сетевая газификация, началась работа по оценке возможностей использования СПГ для газификации регионов. С 2019 года приняты законы и другие акты нормативного регулирования, которые создали условия для развития микрогенерации и вовлечения населения в развитие устойчивых систем энергоснабжения.
Эксперты подчеркивают, что создание распределенной системы энергоснабжения в изолированных районах на основе микрогенерации позволит не только существенно расширить использование возобновляемых источников энергии, повысить устойчивость и надежность энергоснабжения, но и создать условия для повышения экономической активности местного населения. Особенно это касается Арктики. Активное промышленное развитие в этом макрорегионе на фоне ужесточающихся мер международного регулирования судоходства и качества топлив, ожидание введения углеродных налогов на промышленную продукцию третьих стран в Европейском союзе требует долгосрочных надежных и проверенных решений.
Такими решениями могут быть мини-АЭС, СЭС, ВЭС. Но при всех достоинствах этих низкоуглеродных источников они не лишены характерных для таких видов генерации недостатков. АЭС, даже класса мини, часто избыточны по мощности для малочисленных населенных пунктов, а СЭС и ВЭС – непостоянны по времени генерации. Решение уже найдено – это газовые теплоэлектростанции, выполняющие роль как основных, так и балансирующих генераторов. Замена или дублирование ими существующих дизельных электростанций – насущная необходимость сегодняшнего дня, по многим параметрам: ценовому (СПГ в два раза дешевле на единицу энергии), углеродному следу (у СПГ он в 5–10 раз, меньше, чем у ДТ), экологическому (см. таблицу 1).
Логистика доставки СПГ в танк-контейнерах из грузораспределительных хабов почти такая же, как и дизельного топлива, доставляемого сегодня северным завозом иногда так долго, что оно приходит к потребителю только на следующий год. Но у СПГ есть большой плюс: газа в Сибири много местного, его можно добывать в регионе на мелких и средних месторождениях, сжижать на малотоннажных заводах и развозить по потребителям. Повышается занятость в регионе, используются местные ресурсы, кратно сокращается плечо и время доставки, а вместе с ними – стоимость топлива, из-за которой сейчас себестоимость 1 кВт-ч генерации достигает десятков и сотен рублей, до 1500 в отдельных случаях. Никакая разумная деловая активность при такой себестоимости энергии невозможна. Сравнение экономических свойств СПГ и ДТ в качестве рабочего топлива представлено в таблице 2.
При реорганизации энергоснабжения автономных точек энергетики важно также учитывать следующие дополнительные экономические бонусы СПГ:
- Используется энергооборудование, работающее на метане. При сетевой газификации отсутствуют дополнительные капитальные вложения и затраты перенастройки оборудования. При установке универсальных агрегатов возможно использование ДТ в качестве резервного топлива.
- Прогнозируемая цена природного газа в долгосрочном периоде, возможность планировать и эффективно управлять затратной частью.
- Экономический эффект с первого дня по сравнению с энергообеспечения на нефтяном топливе.
- Защита от возможных платежей за выбросы парниковых газов.
В Арктике СПГ может производиться в различных регионах и обеспечивать надежное энергоснабжение населенных пунктов и промышленных проектов даже в условиях декарбонизации мировой экономики. Значительные запасы газа, изолированность от центров промышленного развития, замкнутость без доступа к национальной газотранспортной системе приводит к тому, что именно СПГ становится надежным способом монетизации запасов газа. При этом в макрорегионе внедряются передовые отраслевые технологии для производства, транспортировки и применения СПГ. Для этого вида топлива в Арктике открываются очень перспективные рынки, связанные с формированием инфраструктуры. Это промышленные потребители, распределенное тепло и энергоснабжение, газомоторное топливо, бункеровка судов, экспорт СПГ в отдельные рыночные и географические ниши, автономная газификация населенных пунктов.
Не на вторых ролях
Было бы ошибочно отводить СПГ роль топлива для остаточной газификации регионов России, в том числе в Арктической зоне РФ. Сжиженный природный газ может стать основным энергоносителем для устойчивого развития северных территорий.
Дело в том, что традиционно развитие газификации регионов России идет в границах отдельных субъектов. Предлагаемые подходы к догазификации заключаются в аналогичных решениях и охватывают отдельно взятый регион без учета его особенностей и возможностей, которые имеются при рассмотрении нескольких регионов вместе. Если применить такую методику в Арктической зоне, то значительная часть ее территории не попадет в региональные программы газификации. При этом подходы и методы газификации АЗ РФ являются универсальными и без единого подхода, ограничиваясь только отдельными регионами, невозможно обеспечить эффективную газификацию. Таким образом, для АЗ РФ необходимо использовать комплексный подход к газификации макрорегиона. Арктические зоны регионов РФ имеют схожие проблемы при газификации, обеспечение газом будет охватывать сразу несколько регионов. Данная задача может быть решена только при разработке общей программы газификации макрорегиона – АЗ РФ. Для Арктики необходим особый подход, который обеспечит лидерство России в развитии Арктики и позволит учесть экологические аспекты, модернизацию энергосистем, бункеровку флота.
Какие шаги, связанные с СПГ-технологиями, будут способствовать развитию Арктики? Во-первых, нужно развивать на этой территории производство малотоннажного СПГ и использовать для газификации северных районов сжиженный газ с крупнотоннажных СПГ-проектов. Далее, необходимо формировать инфраструктуру накопления и распределения СПГ в Арктике для газификации потребителей, создавать газовые хабы. Необходимо также реализовать пилотные проекты на Соловках, Чукотке, Тикси, Кандалакше, субсидировать затраты на газификацию арктических территорий, принять решение о модернизации арктического флота и запрете использовать суда на нефти. Также нужно как можно быстрее создавать инфраструктуру для бункеровки судов, транзита по Северному морскому пути и замещать дизельную генерацию на СПГ и ВИЭ.Экологический эффект
Помимо всего прочего производство СПГ в Арктике позволит снизить выбросы парниковых газов. Целый ряд заявлений о необходимости запрета добычи и переработки газа в Арктике по климатическим причинам не подкрепляется фактами. Наоборот, производство СПГ в российских северных широтах, а не в США или Австралии, позволяет снизить выбросы СО2.
Размещение распределительных хабов СПГ в портах устьев сибирских рек будет способствовать развитию как энергоснабжения населенных пунктов вдоль этих рек, так и бункеровки судов на СПГ топливе.
Внедрение альтернативных энергоносителей для судоходства обеспечит активное развитие Северного морского пути в качестве международной транспортной магистрали. По подсчетам экспертов нашей Ассоциации, применение СПГ или альтернативных видов топлива позволит сократить выбросы парниковых газов в Арктике на 30–40 % уже в ближайшие годы, а к 2030 году обеспечить 50-процентное сокращение при торговле между АТР и Европой, то есть на 20 лет ранее определенного ИМО срока. Интенсификация арктического судоходства на альтернативных видах топлива служит цели ограничения глобального потепления, то есть защиты самой Арктики. Получается, на первый взгляд, парадоксальный, но подтверждаемый практикой вывод: отказ от арктического судоходства не является рациональным способом защиты Арктики, а приводит к сохранению нефтяных топлив и к использованию менее экологически эффективных маршрутов. Сокращение же пути и времени следования через СМП взамен традиционных маршрутов через Панамский и Суэцкий каналы дает экономию в несколько дней и в десятки тонн неиспользованного топлива и выбросов в атмосферу.
При этом применение СПГ для судоходства может не только снять все экологические риски разливов в Арктике, но и стать инструментом мягкой силы со стороны России. СПГ производится в Арктике только в России, и с помощью контроля за поставками топлива у нас появится возможность закрыть иностранным судам бесконтрольное плавание в Арктической зоне.
Козырь в климатических войнах
У использования СПГ в российской Арктике есть и политическая составляющая. Одним из вызовов в сфере обеспечения нашей национальной безопасности является дискредитация деятельности РФ в северных широтах. Российские арктические проекты чрезвычайно уязвимы к экологической критике, так как связаны с добычей полезных ископаемых и значительным использованием нефтяных топлив при добыче и транспортировке готовой продукции. В сочетании с политизацией энергетики климатическое давление становится инструментом не просто конкуренции между энергетическими компаниями, но и элементом большой политики. Фактически можно говорить о масштабном использовании проблемы климата в качестве политического оружия. Инструментами такого климатического оружия становятся гринвошинг и манипуляция данными. В России в рамках защиты интересов в Арктике необходимо принять соответствующий закон, ограничивающий злоупотребления в части экологии и климата, включающий ответственность компаний и зарубежных стран за недобросовестное поведение.
Для координации развития Арктики необходимо, чтобы появился и единый оператор по газификации. Так как необходимого опыта и компетенций использования СПГ в Арктике у нас пока нет, предлагаем реализовать несколько СПГ-проектов, которые могли бы заполнить эту нишу.
Речь идет о пилотном проекте островной газификации вне зоны СПМ – Белое, Баренцево моря; газификации портов в районе СМП и создании инфраструктуры бункеровки; газификации припортовых районов и глобальной модернизации флота с переводом его на СПГ или альтернативные виды топлива; а также развитии СПГ-технологий на континентальной части нашей страны, с использованием внутренних водных путей.
На основе отраслевой кооперации, созданной Национальной ассоциацией сжиженного природного газа, необходимо разработать единую программу газификации регионов Арктической зоны РФ. Утвержденный правительством Российской Федерации «План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» предполагает развитие инфраструктуры использования сжиженного природного газа, а также метанола в акватории Северного морского пути и прибрежных территориях. Для Арктики необходим особый подход, который обеспечит лидерство Российской Федерации в развитии Арктики и позволит учитывать экологические аспекты, модернизацию энергосистем, бункеровку флота.
Для обеспечения развития необходимо использование следующих решений:
- производство малотоннажного СПГ и использование СПГ с крупнотоннажных проектов;
- формирование инфраструктуры накопления и распределения СПГ в Арктике для газификации потребителей, создание газовых хабов;
- реализация пилотных проектов на Новой Земле, Соловках, Чукотке, Тикси, Кандалакше;
- субсидирование затрат на газификацию арктических территорий;
- принятие решения о модернизации арктического флота и запрете использования судов на нефтяных топливах;
- создание инфраструктуры для бункеровки судов транзита по СМП;
- замещение дизельной генерации на СПГ и ВИЭ.
Непосредственная газификация и поставка газа для населенных пунктов с высокой сезонностью потребления газа требует высоких удельных затрат и может быть эффективно реализована после этапа формирования якорного потребителя.
Исходя из отсутствия необходимого опыта и компетенций использования СПГ, для проекта энергообеспечения Арктики целесообразна следующая практическая последовательность реализации:
- пилотный проект островной газификации вне зоны СМП – Белое, Баренцево моря;
- газификация портов в районе СМП, создание инфраструктуры бункеровки;
- газификация припортовых районов, тотальная модернизация флота с переводом на СПГ или альтернативные топлива;
- проникновение в континентальную часть, в т.ч. с использованием внутренних водных путей.
Архангельская область
Единственным местом в российской Арктике, где возможны газоснабжение из Единой системы газоснабжения (ЕСГ) и поставки газа к побережью, является территория Архангельской области. Географическое положение Архангельской области, размещение на ее территории крупных промышленных предприятий и важный статус логистического центра национального уровня для освоения Арктики, высокие цены на нефтяные виды топлива, позволяют рассчитывать на большие перспективы использования СПГ в Архангельской области в качестве газомоторного и бункерного топлива, для автономной и распределенной генерации. Архангельские проекты производства СПГ – первые в Арктике, где СПГ может не только производиться, но и полномасштабно использоваться на внутреннем рынке.
Примером государственного отношения к Арктике может быть проект Павловского месторождения. АО «Первая горнорудная компания» (ПГРК) является предприятием горнорудного дивизиона Госкорпорации «Росатом» и реализует проект по созданию в Арктике горнодобывающего производственного комплекса на базе серебросодержащего свинцово-цинкового месторождения Павловское на архипелаге Новая Земля. Заявленная энергетическая инфраструктура горнодобывающего предприятия включает в себя электростанцию мощностью около 40 МВт. Ответственность за использование СПГ и метанола на СМП несет «Росатом», развивающий ВЭС, АЭС и водород.
При этом проект предусматривает архаичный и экологически опасный способ энергоснабжения на базе дизельных генераторов. Размер хранилища ДТ оценивается в 45 тыс. м3, что больше, чем резервуар, ставший причиной экологической катастрофы в Норильске в 2020 году. Возможные последствия аварии на Новой Земле от разлива ДТ могут быть кратно опаснее. ДТ после Норильской катастрофы дошло до вод Северного Ледовитого океана по рекам Сибири через 500 километров. От Павловского ГОКа до берега Северного Ледовитого океана – несколько километров всего.
«Первая горнорудная компания» в 2018 году рассматривала возможность использования СПГ для энергообеспечения ГОКа. Использование СПГ обеспечивает лучшие экономические показатели проекта. Однако для создания инфраструктуры на СПГ необходимы большие капитальные затраты. Выходом может стать интегрированный проект топливо- и энергоснабжения Павловского ГОКа, включающий в себя полный цикл от производства СПГ на материке до поставки электрической и тепловой энергии потребителю.
Интегрированный проект состоит из двух основных производственных блоков:
- производство и логистика СПГ;
- хранение СПГ на Новой Земле, генерация электрической и тепловой энергии.
Например: произведенный СПГ в Новодвинске поставляется на береговой терминал с использованием автомобильного транспорта. Береговой терминал необходим для перевалки СПГ на малотоннажные газовозы и транспортировки СПГ потребителю. Для реализации проекта необходимо строительство судна-газовоза с допустимой осадкой до 7 метров и вместимостью 4 500 - 10 000 м3. Порт Архангельск является замерзающим, а для перевозки СПГ необходим газовоз ледового класса Arc4.
При этом газовоз будет работать в челночном режиме круглогодично. Основная функция газовоза заключается в перевозке СПГ для потребителей на Новой Земле. Однако в свободное от перевозки время газовоз может использоваться для бункеровки судов на СМП, обеспечить перевозку СПГ для «НОВАТЭКа» в районе терминала в Мурманске, поставлять СПГ для потребителей в удаленных районах Архангельской и Мурманской области – Соловки, Кандалакша.
Важным проектом по внедрению СПГ на рынок может быть проект энергообеспечения Большого Соловецкого острова с полным отказом от использования нефтяных топлив в этом паломническом и туристическом центре. В результате будет реализован пилотный проект обеспечения островных территорий и создания зоны свободной от использования нефтепродуктов.
Призываем всех заинтересованных лиц к объединению для реализации проектов энергетического преобразования российской Арктики.