USD 63.8487

0

EUR 70.5975

0

BRENT 64.9

+0.27

AИ-92 42.31

-0.01

AИ-95 45.95

-0.04

AИ-98 51.59

-0.04

ДТ 45.97

-0.08

14 мин
61

Ключевые инвестиционные проекты судостроительной промышленности. Меры господдержки

В данной статье рассматривается текущее состояние российского рынка судостроения, перспективные направления развития отрасли, роль инвестиционных проектов, а также особенности нормативно-правового-регулирования судостроительной промышленности.

Российская судостроительная промышленность - одна из крупнейших машиностроительных отраслей, обладающая высоким научно-техническим и производственным потенциалом, влияющим на развитие технологий в смежных отраслях. В настоящее время судостроительная отрасль Российской Федерации - это около 600 предприятий: более 90 проектных и научно-исследовательских организаций, 180 верфей и судоремонтных заводов и 310 предприятий, выпускающих комплектующие изделия.

В период с 2010 по 2018 годы на российских верфях построены 858 судов и объектов морской техники. Динамика объема грузооборота российских портов в последние годы показывает тенденцию устойчивого роста: в 2018 г. - 787 млн. т., прогнозируется, что к 2020 г. он достигнет уровня в 884 млн. т, к 2025 – 995 млн. т., а к 2030 г. и в дальнейшей перспективе – более 1 млрд. т. Учитывая имеющиеся существенные ресурсы российской судостроительной отрасли, объем выпускаемой гражданской продукции, как в количественном, так и в стоимостном выражении будет только расти. Все эти факторы способствуют повышению спроса на продукцию судостроения, в том числе и качественные комплектующие изделия.

Портфель текущих и запланированных к постройке судов сформирован в следующих сегментах: ледокольный флот, рыболовные суда, скоростные и круизные пассажирские суда, суда для плавания по внутренним водным путям, морская техника для освоения шельфа, а также научно-исследовательские суда различного назначения. В настоящее время законтрактовано или находится на стадии строительства порядка 150 единиц судов и плавсредств гражданского назначения.

В сложившихся экономических условиях ключевым путем развития судостроительной отрасли является реализация следующих крупных инвестиционных проектов.

Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК «Звезда») - стратегический проект отечественного судостроения, в перспективе может стать крупнейшей в России верфью крупнотоннажного судостроения. В настоящее время сформирован перспективный план загрузки ССК «Звезда» до 2035 года, который включает в себя более 100 единиц крупнотоннажных судов и морской техники следующих классов: суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники, в том числе техника, которая ранее в Российской Федерации не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений и недостаточного опыта строительства таких объектов. Работы по строительству ССК «Звезда» ведутся непрерывно, уже введены в эксплуатацию объекты первой очереди. Ожидается, что строительство комплекса завершится в 2024 году.

Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) создается в Кольском заливе, в районе села Белокаменка Мурманской области в рамках проекта «Арктик СПГ 2». В условиях устойчивого роста мирового спроса на сжиженный газ, особенно важно занять эту нишу на мировом рынке. Создание ЦСКМС позволит приобрести передовые компетенции в строительстве и проектировании высокотехнологичной морской техники, реализовать стратегические цели Российской Федерации по обеспечению соответствующей доли на мировом рынке газа и укреплению присутствия в Арктике, создать порядка 10 000 рабочих мест. Начало работы первой очереди завода (заливки первой железобетонной платформы) запланировано на третий квартал 2019 года. До конца года заработают и цеха по монтажу оборудования завода СПГ, который будет смонтирован на платформе. Второй сухой док планируется ввести в эксплуатацию в 2020 году. Общий объем инвестиций предположительно составляет 120 млрд.руб. Основной задачей проекта является строительство специализированной верфи, состоящей из двух сухих доков размерами 400 на 175 м каждый (крупнейшие сухие доки в России), что позволит производить уникальные морские объекты: железобетонные платформы гравитационного типа для СПГ-заводов, буровые и добычные платформы для шельфовых проектов Арктики, крупнотоннажные сооружения для обеспечения работы Северного морского пути. 

Жатайская судоверфьключевой проект для развития Арктики и ее инфраструктуры, реализация которого началась в апреле 2019 года согласно государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Ввод объекта в эксплуатацию планируется в конце 2021 года, что обеспечит создание около 750 новых рабочих мест. Жатайская судоверфь обеспечит развитие транспортно-логистических коридоров, относящихся к акватории Северного морского пути, и, как следствие, приведет к социально-экономическому развитию всех прилегающих территорий, развитию кооперация с другими судостроительными предприятиями страны.

Производственный план Жатайской судоверфи предусматривает строительство речных судов в соответствии с потребностями судовладельцев Ленского бассейна. Планируется, что на Жатайской судоверфи будет строиться по десять судов в год, модернизироваться  шесть судов и утилизироваться два суда в год, что поспособствует улучшению экологической обстановки в Ленском бассейне, а так же стимулированию спроса и расширению рынка сбыта современных судов. Финансирование на строительство судоверфи составит порядка 4,2 млрд. рублей из федерального бюджета, а общая сумма бюджетных ассигнований — 5,8 млрд. рублей.

Месторождение Каменномысское-море открыто в 2000 году, его запасы составляют 535 млрд. кубометров природного газа. Добыча планируется с 2021г., обеспечение будет осуществляться 42 скважинами. В перспективе несколько месторождений в окрестностях Ямбурга будут разрабатываться взаимосвязанным технологическим комплексом с транзитом газа через имеющиеся мощности на Ямбургском месторождении. Для основного куста газовых скважин будет применена ледостойкая платформа, строительство которой по предварительным оценкам начнется в 2020 году, согласно плану мероприятий по обустройству газового месторождения Каменномысское-море. Продолжительность строительства ледостойкой стационарной платформы (ЛСП) «А» – 3,5 года – принята на основании протоколов о намерениях с российскими верфями. Транспортировка ЛСП «А» на месторождение намечена на лето 2023 г. К этому моменту должны быть завершены следующие работы: построены и введены в эксплуатацию суда на воздушной подушке (СВП), суда обеспечения; сформирован парк вертолётов морского исполнения для оказания услуг по авиаперевозкам; проведена реконструкция портопункта Ямбург; завершено строительство двух ниток подводного газопровода от ЛСП «А» до берегового технологического комплекса.

 

Дноуглубительный флот

 

В соответствии со Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года основным направлением развития является строительство новых и модернизация существующих портов (морское портовое хозяйство России насчитывает свыше 870 портовых комплексов), а также акваторий и подходных каналов к ним. Это предполагает большие объемы дноуглубительных работ. Для обеспечения планов развития звеньев транспортной инфраструктуры до 2035 года необходимо создание не менее 74 земснарядов, в то же время финансово-экономическое состояние заказчиков обеспечивает создание только 32 единиц техники (43% от расчетной потребности). Ежегодный объем дноуглубительных работ, требующих применения современных земснарядов на внутренних водных путях Российской Федерации, составляет 23 млн м3. В программу закупок под обновление технического дноуглубительного флота до 2020 года вошло 65 земснарядов по 17 проектам. Благодаря нарастающему вниманию к вопросам дноуглубления со стороны государства и реализуемым в судостроительной отрасли мерам государственной поддержки с упором на импортозамещение, можно с уверенностью утверждать, что новые технологии и новое оборудование, разработанные отечественными предприятиями, будут востребованы, причем строительство дноуглубительного флота России возможно с использованием мощностей отечественных судостроительных предприятий и проектных организаций. Кроме того, внедрение новых разработок будут способствовать повышению конкурентоспособности как дноуглубительного сектора, так и развитию судостроительной промышленности в целом, что позволит максимально использовать мощности и научно-технический задел отрасли.

 

Развитие Северного морского пути

 

В последние годы принят ряд государственных решений, направленных на восстановление и развитие Северного морского пути (СМП). Его использование отнесено к основным национальным интересам Российской Федерации в Арктике. Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерациии обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года поставлены задачи модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, обеспечивающей сохранение СМП как единой национальной транспортной магистрали.

Коммерческие предприятия, осваивающие природные ресурсы Арктики, строят универсальные ледоколы-снабженцы и совместно с судоходными компаниями развивают арктический транспортный флот и нефтегазовые перегрузочные терминалы за счет собственных и привлеченных средств. Развитие портового хозяйства осуществляется субъектами Российской Федерации, судоходными компаниями и другими коммерческими предприятиями.

Восстановление и развитие инфраструктуры СМП необходимо рассматривать как приоритетный для государства комплексный инвестиционный проект, важность которого определяется его геополитическим и экономическим значением, в том числе, необходимостью осуществления перевозок при освоении и эксплуатации углеводородных месторождений. Его реализация не только расширит транспортную систему, но и будет способствовать социально-экономическому подъёму северных районов страны, обеспечению национальной безопасности России.

 

Действующие меры государственной поддержки судостроительной промышленности

 

Одним из основных факторов развития отрасли судостроения, способствующих эффективной реализации политики импортозамещения и локализации, является разработка проектов нормативно-правовых актов. К действующим мерам государственной поддержки судостроения можно отнести следующие постановления.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. №383 "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2008 - 2016 годах на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008 - 2016 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов". За 2018 год в рамках данного постановления были предоставлены субсидии российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для закупки гражданских судов в размере 563 452,7 тыс. рублей, на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей - в размере 886 718,1 тыс. рублей. Итого было просубсидировано 20 предприятий в общей сумме – 1 450 170,8 тыс. руб. В настоящее время субсидируется 118 судов, среди которых танкерные и сухогрузные суда, баржи и буксиры.

На вышеуказанные субсидии Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования в 2019 году – 2,3 млрд руб., в 2020, 2021 и 2022 годах по 3,8 млрд руб. ежегодно.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию».

Субсидия предоставляется на одно судно взамен одного утилизированного или на одно новое судно взамен нескольких утилизированных. Размеры субсидий:

15 % на приобретение (строительство) нового пассажирского судна;

10 % на приобретение нового гражданского судна иного типа;

10 % на приобретение нового судна рыбопромыслового, технического флота (предельной стоимостью, не более 70 млн. руб.).

За прошлый год в рамках постановления № 502 были предоставлены субсидии российским организациям: ОАО «Московское речное пароходство», ООО «ВодоходЪ», ООО «Рыболовецкая компания «Вирма» в размере 539 920,0 тыс. руб. Таким образом, действие такого нормативно-правового акта обеспечит отечественные верфи и компании, занимающиеся утилизацией, заказами, позволит сократить затраты на приобретение новых судов, сделает целесообразным утилизацию старых судов и в целом будет способствовать обновлению флота.

На данные меры в бюджете предусмотрены ассигнования в 2019 году – 0,3 млрд руб., в 2020, 2021 и 2022 годах по 0,5 млрд руб. ежегодно.

Одним из определяющих нормативно-правовых актов, способствующих развитию отечественного судостроения, является постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 351, в котором утверждены изменения в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (далее – ПП № 719) «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» в части раздела XVIII. «Продукция судостроения».

Согласно новой редакции продукция судостроения разделяется на 2 основные группы: морские суда и речные суда. Также в новой редакции ПП № 719 определены критерии поэтапной локализации по 21 позиции СКО и судовых систем, позволяющие судостроителям из имеющегося перечня выбрать наиболее приемлемые для них позиции СКО (с 2019 года 8 позиций, с 2021 года – 16, с 2023 года - 21). Постепенное повышение требований позволяет заказчикам судов адаптироваться к новым условиям, а с увеличением серийности производства оборудования к 2023 году, стоимость на единицу продукции будет снижаться, что сделает отечественное оборудование более конкурентоспособным по цене. Выделены требования для систем судовых, предполагающие использование при их производстве иностранных деталей, узлов и комплектующих с соблюдением процентной доли стоимости - не более 40 процентов цены общего количества деталей, узлов и комплектующих, необходимых для производства товара.

Применение новых требований к продукции судостроения, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, в рамках ПП № 719 будет способствовать созданию благоприятных условий для развития внутреннего производства судов и комплектующего оборудования, увеличению загрузки предприятий, формированию дополнительного спроса, диверсификации производства и, как следствие, наращиванию объёмов продукции отечественного производства.

В целях реализации плана содействия импортозамещению в промышленности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 1936-р сформирован новый план импортозамещения, утвержденный приказом Минпромторга России 01.03.2019 №580. Данный план включает в себя 76 позиций судов и судового комплектующего оборудования: акцент сделан на суда определенных классов и категорий, малооборотные и среднеоборотные дизели, комплексы специальных палубных механизмов для добывающих рыбопромысловых судов, спасательные средства коллективного пользования. Отраслевой план мероприятий наглядно демонстрирует наиболее уязвимые технологические направления в судостроении, над которыми должна быть проведена тщательная работа по созданию отечественных аналогов.

 

Развитие строительства малотоннажных судов рыбопромыслового флота.

Программа обновления рыбопромыслового флота

 

Отдельно стоит отметить меры государственной поддержки рыбопромыслового флота, в частности, постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № 633 о предоставлении инвестиционных квот рыбопромысловым судам, в котором отражены следующие критерии локализации:

а) до 2020 года: стоимость товаров, работ, услуг, приобретённых (оказанных) на территории РФ в ходе строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций, должна составлять не менее общей 30 % стоимости его строительства;

б) после 2020 года - не менее 40 % стоимости строительства объекта инвестиций.

В данном нормативно-правовом акте также определены требования к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, правила расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов. Например, доля квот под проект зависят от типа судна, вида рыбы, района добычи.

По результатам работы программы обновления рыбопромыслового флота к 2019 году было отобрано или допущено к конкурентной процедуре более 40 проектов по строительству новых рыбопромысловых судов и береговых рыбоперерабатывающих заводов. Совокупный объем заявленных инвестиций по указанным проектам составил более 140 млрд. рублей. Как следствие, к 2025 году предполагается обновление более 20 % совокупной мощности отечественного рыбопромыслового флота.

В целях дальнейшего расширения охвата сегмента типоразмеров рыбопромысловых судов Минпромторгом России разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации, предполагающий утверждение правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство малых судов рыбопромыслового флота. Размер субсидий, предоставляемых исключительно под строительство судна, составит 30% от капитальных затрат. В дальнейшем эта мера господдержки будет расширяться как в сторону увеличения лимитов бюджетного финансирования, так и серийности строительства данных типов судов. По предварительным оценкам Росрыболовства перспективная потребность в строительстве среднетоннажных и малотоннажных судов рыбопромыслового флота составляет более 60 судов.

Реализация данной программы приведет к повышению инвестиционных интересов и кредитной устойчивости проектов, чему будет способствовать ряд факторов, таких как: существенный объем господдержки, повышенные требования к производительности, топливной эффективности, безотходности на проектируемых судах, серийность строительства, что в свою очередь снижает стоимость строительства для заказчика и т.п.

Департаментом судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России, Росрыболовством и отраслевыми организациями ведется непрерывная работа по определению потребности в новых судах, оптимальных параметров судов для каждого бассейна. Это необходимо для расчета потребности в бюджетных ассигнованиях и формирования план-графика работы. По предварительным оценкам Росрыболовства на первом этапе реализации программы господдержки может быть построено около 30 судов.

 

Международное сотрудничество

 

В рамках реализации концепции «9 мостов» российско-корейского торгово-экономического сотрудничества, 11 сентября 2018 года в г. Владивостоке было подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между АО «Концерн «Моринсис-Агат» и Корейским научно исследовательским институтом морского оборудования (KOMERI). В целях успешного развития импортозамещения в сфере судостроенияна базе АО «ЦНИИ «Курс» создан Российско-Корейский центр оборудования для морской техники, основными направлениями деятельности которого являются совместные исследования и разработки, развитие научно-исследовательских и технологических проектов, содействие и сопровождение корейских компаний на российский рынок в целях обеспечения локализованного производства на территории Российской Федерации, организация и проведение семинаров, симпозиумов, конференций, выставок и других мероприятий для обмена научно-техническими достижениями и развития сотрудничества корейских и российских отраслевых предприятий. В рамках работы Центра регулярно проводятся семинары и рабочие встречи для российских и корейских производителей судового комплектующего оборудования, ведется работа по определению потребностей в локализации и поставке корейского оборудования, разрабатывается дорожная карта взаимодействия сторон.

 

Заключение

 

В настоящее время, согласно проведенному исследованию рынка судостроения, номенклатура и объемы производства российских предприятий не покрывают в полной мере имеющиеся потребности судостроения. Однако отечественная судостроительная промышленность обладает достаточным научно-техническим, производственно-технологическим потенциалом, ёмкостью рынка, и у производителей есть все шансы в ближайшие занять ведущие позиции в сегменте строительства судов гражданского флота, т.к. потребность в комплектующих изделиях российского производства, обладающих техническими и эксплуатационными характеристиками, не уступающими зарубежным аналогам, будет только возрастать.

Кроме того, необходимо выстроить работу с иностранными производителями для организации локализованного производства. Сегодня создаются благоприятные условия для стимулирования локализации производств. При этом ключевым фактором является стабильность российского законодательства и соблюдение государством принятых на себя обязательств, что обеспечит привлечение долгосрочных проектов по локализации и импортозамещению в целом. 

Вполне очевидно, что развитие собственного производства широкой номенклатуры продукции судостроительной промышленности позволит Российской Федерации проводить самостоятельную и независимую политику, направленную на обеспечение технологической безопасности страны. И для решения столь сложной задачи необходим комплексный системный подход, предполагающий тесное взаимодействие государства, бизнеса, научно-исследовательских институтов, что в результате позволит выстроить оптимальную программу развития всей отрасли.

Полная версия доступна после покупки

Авторизироваться
Система Orphus