USD 99.943

-0.05

EUR 105.4606

-0.25

Brent 73.5

+0.2

Природный газ 2.953

-0.02

8 мин
1648

Роль морских традиций в современном флоте нефтегазовой промышленности

Издавна флотские традиции играли важнейшую роль в формировании морской культуры. Многие обычаи, церемонии и привычки перекочевали в общегражданскую жизнь, включая специализированный нефтегазовый флот. Ключевым элементом возрождения традиций являются флотские соревнования, которые используются крупнейшими компаниями, занятыми в отрасли судоходства. В данной статье рассматриваются особенности проведения таких мероприятий, их историческая значимость, взаимосвязь с современными корпоративными стандартами, а также роль в развитии традиций и повышении эффективности отечественного флота.

Фото: Ледокольное судно обеспечения «Андрей Вилькицкий» у нефтеналивного терминала «Ворота Арктики»
Источник: ПАО «Газпром нефть» ©

Роль морских традиций в современном флоте нефтегазовой промышленности

Морские традиции в современном флоте

История торгового флота России, наравне с предшественниками ВМФ СССР и Российским императорским флотом, является подлинным сосредоточением устоев, традиций, обычаев. Они формируют устойчивую морскую культуру, сохраняют преемственность, дисциплинируют экипажи.

В нынешних реалиях стремительного развития корпоративных стандартов многие компании-судовладельцы специализированного флота уделяют особое внимание сохранению морских традиций, стирая незримую границу между коммерческим, государственным и ведомственным и военно-морским флотами. Знания традиций, сохранившихся в эпохальных хрониках и передающихся из поколения в поколение, позволяют придать дополнительный стимул для технического развития флота и повышения эффективности деятельности сотрудников.

Развитие, распространение и сохранение морских традиций, а также их последующая интеграция в рабочий процесс должны стать важным направлением в деятельности судоходных компаний. Обладая крупнейшим специализированным флотом, российские компании могут, помимо своих ключевых функций, выполнять важные задачи: улучшение имиджа флота и престижа рабочих профессий на морском транспорте, создание новых отраслевых стандартов, включая стандарты организаций, повышение профессионального уровня подготовленности морских экипажей.

Важной вехой в истории развития современного технического флота стала организация и последующее проведение конкурса на приз председателя правления ПАО «Газпром» среди экипажей судов и плавучих буровых установок, работающих на проектах компании[1].

Мировая практика сохранения флотских традиций

В истории современного отечественного и мирового флота есть множество примеров соревнований, состязаний, турниров и конкурсов, целями которых являются:

соблюдение и увековечение традиций морского флота;

формирование единого командного духа экипажей судов и сплочение коллектива;

поддержание и развитие профессионального потенциала;

укрепление дисциплины;

повышение качества морской и боевой подготовки.

Ярким примером является российский флот с такими регулярными соревнованиями, как первенство на приз Главнокомандующего Военно-Морского флота России и международный конкурс «Кубок моря», проводимый в рамках Армейских международных игр. В рамках подобных мероприятий организуются состязания по различным видам боевой, общей и морской подготовки, направленные на повышение слаженности и воинской выучки.


В мировой флотской практике наиболее известным образцом морских соревнований является «Голубая лента Атлантики» – первенство за переходящий приз, присуждаемый океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Северной Атлантики. Данное первенство оказало колоссальное влияние на развитие мирового судоходства: по задумке капитана лайнера «Колумбия», Джадкенса, учреждение такого приза позволило бы мотивировать экипаж на совершение трудовых подвигов, поддержку беспрекословной дисциплины, выработку наиболее высокой скорости во время пассажирских рейсов. Команда, завоевавшая «Голубую ленту», получала сам приз и денежное вознаграждение, а судно-победитель становилось популярным среди потенциальных пассажиров, тем самым увеличивая выручку судоходной компании.

В качестве примеров многолетнего сохранения традиций в области морского судоходства и навигации можно привести «Kaiser's Cup» и «The Ocean Race»: яхтенную гонку через Атлантику и командную кругосветную регату на парусных яхтах.


Объединяя и сохраняя морские традиции

Актуальность идеи учреждения конкурса на приз Председателя Правления ПАО «Газпром» обусловлена неформальным подходом к развитию профессионального мастерства в области морской деятельности, а также повышенной ответственностью экипажей и отдельных специалистов, занятых на плавучих буровых установках, судах обеспечения, специальной морской технике.

Результатом стал конкурс на звание лучшего судна (плавучей буровой установки) ПАО «Газпром», учрежденный в 2022 году. Конкурсанты из состава специализированного флота боролись за главный приз: бронзовую статуэтку, символизирующую розу ветров и плавучую буровую установку. Эскиз и последующее создание статуэтки выполнялось М.И. Пастуховым представителем Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина.

Участники оценивались по следующим критериям:

отсутствие нарушений трудовой дисциплины и соблюдение требований по промышленной безопасности и охране труда;

своевременность и качество выполнения задач, результаты бурового сезона;

результаты технических аудитов и инспекций;

отсутствие замечаний со стороны федеральных надзорных органов;

состояние аварийности и динамика показателей аварийности и инцидентов;

оценка безопасности мореплавания;

оценка подготовленности экипажа к борьбе за живучесть и пожарной безопасности;

техническое состояние судна или плавучей буровой установки;

показатели, отражающие опережение графика выполнения работы;

показатели, отражающие результаты экономии материально-технических ресурсов;

оценка участия в конкурсах «Лучший капитан» и «Лучший матрос»;

участие в совместных учениях или тренировках;

активность и степень участия экипажа в профильных или общественно значимых мероприятиях;

содержание жилых и бытовых помещений;

общая морская культура;

отсутствие дисциплинарных взысканий у командного состава.

Проведенный в 2023 году конкурс позволил определить победителя – экипаж дизель-электрического ледокольного судна обеспечения «Андрей Вилькицкий» (ПАО «Газпром нефть»). Названный в честь полярного исследователя, гидрографа-геодезиста, один из мощнейших многофункциональных ледоколов мирового флота стал настоящим образцом высокотехнологичного судна с профессиональным экипажем.


Дебют конкурса был ознаменован торжественной церемонией награждения, во время которой экипажу судна «Андрей Вилькицкий» вручен переходящий приз Председателя Правления ПАО «Газпром» (рис. 6).



Проведение подобных мероприятий становится примером эффективной практики для развития отечественной морской культуры в военно-морском, специализированном и гражданском флоте. Распространение такого опыта позволит повысить конкурентоспособность коммерческих компаний или отдельных судов в рамках мирового судоходства и сформировать положительный имидж флота как важнейшего государственного направления.

Андрей Ипполитович Вилькицкий (1858–1913 гг.) – русский гидрограф, геодезист, исследователь Северного Ледовитого океана, генерал Корпуса гидрографов, начальник Главного гидрографического управления. Окончил Морской корпус (1878 г.), Николаевскую морскую академию (1880 г.). Проходил службу на мониторе «Смерч», плавучей батарее «Первенец», пароходе-фрегате «Смелый». Член Императорского русского географического общества (с 1882 г.). Участник экспедиции Гидрографического департамента Морского министерства по исследованию Онежского озера (1882–1887 гг.). Руководитель Арктической гидрографической экспедиции (Хайпудырская губа, архипелаг Новая Земля, 1887 г.). Руководитель гидрографической экспедиции (побережье на участке

от устья Печоры до Енисея, в Енисейском заливе и Обской губе, 1894–1896 гг.), исследовательской экспедиции устьев рек Печора, Енисей, южной части Карского моря (1898–1901 гг.). С 1907 года – начальник Главного гидрографического управления. Генерал-лейтенант, член Корпуса флотских штурманов (1909 г.). Организатор второй Международной морской конференции по обеспечению безопасности мореплавания (1912 г.). Инициатор учреждения особого Корпуса гидрографов (1912 г.), а также постройки специализированных гидрографических судов ледокольного типа «Вайгач» и «Таймыр». Член Корпус гидрографов, гидрограф-геодезист, генерал (1913 г.). Награжден орденами святого Станислава I степени, святого Владимира III степени, святой Анны III степени. Благодаря деятельности А.И. Вилькицкого в российском флоте юридически закреплена специальность гидрографа, его работы способствовали повышению качества и эффективности навигационного обеспечения военного и транспортного флотов.


Судно «Андрей Вилькицкий» является вторым судном «Газпром нефти» в рамках программы «Время Арктики», которое было построено в России на ПАО «Выборгский судостроительный завод» 21 декабря 2018 г., относится к ледокольным судам общего назначения. Имеет символ класса ледокола (Icebreaker 8), который позволяет выполнять ледокольные операции на прибрежных трассах Арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 3,0 метров и в летне-осеннюю навигацию – без ограничений. Способно продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,0 метров благодаря конструктивным свойствам и параметрам:

длина – 121,7 м; ширина – 26,0 м; высота борта – 11,5 м; суммарная мощность – 22 МВт; осадка – 8 м; экипаж – 21 человек.

ЛСО «Андрей Вилькицкий» выполняет работы по проводке танкеров и обеспечению бесперебойной и круглогодичной отгрузки нефти на терминале «Ворота Арктики» за полярным кругом при экстремальных температурах до -50 оС. Кроме того, судно задействовано в швартовных и погрузочных работах, спасательных операциях, буксировке судов, в операциях по ликвидации разливов нефти. Оснащено «умной» автоматикой, которая регулирует и запускает бортовые компьютеры, синхронизирует оборудование. Управление ледоколом осуществляется эргономичными джойстиками, судно имеет уникальную маневренность. За одну минуту ледокол способен повернуться вокруг своей оси. Суда проекта IBSV01 на сегодняшний день являются самыми мощными дизель-электрическими судами подобного класса в мире.Статья посвящается памяти главного морского инспектора ПАО «Газпром» капитана 1 ранга запаса Бесаги Юрия Владимировича (1970–2023 гг.), принимавшего активное участие в разработке документов, связанных с созданием приза Председателя Правления ПАО «Газпром».

Литература

1. Bonsor, Noel North Atlantic Seaway: An Illustrated History of the Passenger Services Linking the Old World with the New, 1980 – pp. 1872–1876.

2. Chatterton, Edward Keble Sailing Ships: The story of their Development from the Earliest Times to the Present Day, 2018 – p. 330.

3. Kludas, Arnold Record Breakers of the North Atlantic, Blue Riband Liners 1838–1952, 2000 – p. 141.

4. Портал АО «ОСК» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aoosk.ru/press-center/news/vsz-peredal-zakazchiku-ledokolnoe-sudno-obespecheniya-andrey-.... (Дата обращения: 15.01.2024).

5. Портал Alamy [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.alamy.com/stock-photo/kaiser%E2%80%99s-cup.html. (Дата обращения: 17.02.2024).

6. Смирнов В.Г. Арктические экспедиции Андрея Вилькицкого : монография / В.Г. Смирнов. – Москва: Паулсен, 2021. – 300 с. – ISBN 978-5-98797-274-8. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog /product/1853458 (Дата обращения: 12.02.2024). – Режим доступа: по подписке.

7. Портал Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://function.mil.ru/news_page/country.htm. (Дата обращения: 10.01.2024).

8. Портал ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazprom.ru/press/news/2023/december/article570360/. (Дата обращения: 11.01.2024).

9. Приказ от 26.10.2022 № 438 «Об утверждении Положения о проведении конкурса профессионального мастерства на приз Председателя Правления ПАО «Газпром» по итогам первенства судов и плавучих буровых установок.




Статья «Роль морских традиций в современном флоте нефтегазовой промышленности» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, 2024)

Авторы:
Комментарии

Читайте также