USD 91.1868

0

EUR 100.7622

0

Brent 76.93

0

Природный газ 2.146

0

5 мин
2395

Глубокая переработка. Что даст запуск установки «Евро+» Московскому НПЗ

На предприятии Московском НПЗ будет запущена комбинированная установка переработки нефти «Евро+», которая заменит сразу 5 установок предыдущего поколения.

Глубокая переработка. Что даст запуск установки «Евро+» Московскому НПЗ

Всем известно, что глубина переработки нефти – это один из важнейших показателей эффективности нефтеперерабатывающего предприятия. Во-первых, потому что он показывает сколько полезной продукции получается из каждой тонны нефти, а во-вторых, потому что позволяет эффективно использовать каждый баррель «черного золота». То, что глубина переработки в России в среднем находится на уровне 70-80 % – тоже известный факт. Это не самый плохой показатель, но в сравнении с теми же США, где этот показатель держится на уровне 95-96 %, нам есть куда расти. И российские НПЗ растут, реализуя масштабные программы модернизации. Так, Московский нефтеперерабатывающий завод «Газпром нефти» не стал исключением: в юбилейный год на предприятии будет запущена комбинированная установка переработки нефти «Евро+», которая заменит сразу 5 установок предыдущего поколения.

Московский нефтеперерабатывающий завод «Газпром нефти» – главный поставщик топлива на столичный рынок – в 2018 году отмечает 80-летний юбилей. С одной стороны, это солидный возраст и богатая история, а с другой… именно за последние несколько лет время для завода словно повернулось вспять. Причина тому – масштабнейшая модернизация. Комплексное обновление производства, направленное прежде всего на повышение энергоэффетивности, экологической безопасности и, конечно, повышение глубины переработки нефти.

Одним из ключевых проектов модернизации стало строительство комбинированной установки переработки нефти «Евро+», которая заменит собой сразу 5 действующих установок предыдущего поколения. Кроме того, ввод в эксплуатацию нового оборудования позволит нарастить объем первичной переработки, а также дополнительно запустить процесс изодепарафинизации дизельного топлива, что позволит получать более качественные зимние марки и в большем объеме. Последнее будет актуально для зимнего сезона, когда, с одной стороны, есть спрос на керосин, а с другой — нужно дизельное топливо.

Но обо все по порядку. Комбинированная установка «Евро+» фактически заменит так называемое «малое технологическое кольцо» Московского НПЗ, которое было введено в эксплуатацию в 1960-х годах прошлого века. Несмотря на знаменитую советскую «неубиваемость», современное оборудование все-таки априори надежнее того, что было спроектировано и построено много лет назад. Кроме того, это совершенно другой уровень автоматизации и противоаварийной защиты.

Сейчас в состав «малого кольца» входят: электрообессоливающая установка ЭЛОУ-2, колонна атмосферно-вакуумной перегонки нефти АВТ-3, блок стабилизации и вторичной перегонки бензина 22/4, установки каталитического риформинга Л-35-11/300М, гидроочистки дизельного топлива Л-24/5 и висбрекинга. После запуска «Евро+» именно эти установки будут демонтированы, за исключением последней, т.к. старая установка гидроочистки дизтоплива будет перепрофилирована на гидроочистку керосина.

Важно отметить, что саму «Евро+» все-таки не совсем верно считать одной установкой. Она потому и называется комбинированной, что в ее состав войдут пять технологических комплексов: первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ 6, риформинга бензина, гидроочистки дизельного топлива с блоком изодепарафинизации, газофракционирования и блок регенерации амина.


Типология процессов (первичной переработки, гидроочистки, реформинга), конечно, останется прежней, но в новом комплексе глубокой переработки те же процессы станут более сложными, потому что установки принципиально другие, с гораздо более высокими качественными показателями и параметрами эффективности.

Например, у новой установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6, по сравнению с существующей АВТ-3, будут лучше происходить отборы, соответственно экономически она будет существенно эффективнее. Рифоминг тоже станет более продуктивен, как с энергетической точки зрения, так и со стороны существенного увеличения производимых октано-тонн за счет повышения октанового числа реформата – до 104 ед. (вместо существующих 95-96). Напомним, что октановое число бензина – очень важный показатель, от которого зависят эксплуатационные свойства топлива, а также динамические и другие характеристики автомобилей. Высокоэффективную работу также обеспечит передовая технология непрерывной регенерации катализатора, используемая в каталитическом риформинге.

Таким образом, преимуществ у комбинированной установки «Евро+» множество:

  • повышение производительности процессов в 2 раза;
  • увеличение глубины переработки нефти до 85 %, что очень важно;
  • существенный рост энергоэффективности;
  • увеличение интервала между планово-предупредительными ремонтами с 2-х до 4-х лет;
  • снижение эмиссии загрязняющих веществ в среднем на 11 % на каждую тонну перерабатываемой нефти;
  • переход на работу на газовом экологическом топливе.

Годовая мощность первичной переработки нефти после ввода «Евро+» составит 6 млн тонн. Производительность блоков риформинга бензина и гидроочистки дизельного топлива составит 1 и 2 млн тонн в год. Кроме того, в результате ввода установки в эксплуатацию годовой объем переработки нефти на МНПЗ вырастет до 12 млн тонн.

Кроме того, комбинированная установка обеспечит рост выхода светлых нефтепродуктов и расширение номенклатуры выпускаемой продукции:

  • 1,72 млн тонн в год вакуумного газойля;
  • 715 млн тонн в год дизельного топлива «Евро-5»;
  • 1,410 млн тонн в год гудрона;
  • 744 тыс. тонн в год реактивного топлива;
  • 610 тыс. тонн в год риформата;
  • 170 тыс. тонн в год легкой бензиновой фракции;
  • 119 тыс. тонн в год сжиженных газов.

Кстати, несмотря на то, что по мощности «Евро+» будет превосходить «малое кольцо» в два раза, занимаемая ею площадь, наоборот, сократится на 15 %. Московский НПЗ вообще имеет характерную особенность – в отличие от многих других российских нефтеперерабатывающих предприятий, он находится в черте города и все технологические комплексы завода более компактны и располагаются на близком расстоянии друг от друга. Сравните: МНПЗ занимает всего 286 га земли, тогда как другие российские НПЗ сопоставимой мощности располагаются на территориях по 1200-1500 га.

Отдельно стоит упомянуть о росте экологической эффективности, ведь запуск нового оборудования существенно улучшит экологическую обстановку в зоне влияния предприятия. Выбросы загрязняющих веществ снизятся на 11 % в расчете на каждую тонну переработанного сырья. Московский НПЗ вообще ставит повышение экологической безопасности одним из приоритетных направлений своего развития. Благодаря реализованным мероприятиям в рамках модернизации МНПЗ уже на 50 % снизил воздействие производства на окружающую среду, в т.ч. на 36 % уменьшил поступление загрязняющих веществ в атмосферу, а к 2020 г., когда модернизация завершится, воздействие на окружающую среду будет сокращено еще на 50 %.

В настоящий момент в рамках строительства «Евро+» завершены самые масштабные и продолжительные по времени мероприятия:

  • установлено 38,2 тыс. м3 железобетонных конструкций;
  • изготовлено 4,4 тыс. тонн деталей и узлов трубопроводов;
  • смонтировано свыше 19 тыс. тонн металлоконструкций и свыше 4 тыс. тонн технологических трубопроводов;
  • установлены на фундаменты и металлоконструкции более 400 ед. оборудования.

Работы идут в рамках графика, т.е. строительство завершится в срок. Напомним, что запуск комбинированной установки намечен на осень 2018 года, так что ждать осталось совсем недолго.

Факты:

  • в 2 раза повысится производительность процессов после запуска комбинированной установки «Евро+»;

  • до 85 % увеличение глубины переработки нефти;

  • 1,715 млн тонн в год дизельного топлива «Евро-5» будут производить на МНПЗ после запуска установки;

  • В 2 раза «Евро+» будет превосходить по мощности «малое кольцо».


Автор:

Анастасия Никитина



Статья «Глубокая переработка. Что даст запуск установки «Евро+» Московскому НПЗ» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2018)

Комментарии

Читайте также